Московский авиационный институт «МАИ» основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны.
В 1993 году институту присвоен статус технического университета.
В 2002 году МАИ переименован в Московский авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ».
В 2009 г. МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1613-р).
Новый статус МАИ — это признание заслуг университета как форпоста науки, образования, высоких технологий и культуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 17 ноября 2009 года № 615 утвердило программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)» на 2009–2018 годы (далее — Программа).
В результате реализации мероприятий Программы предусмотрен переход на качественно новый уровень подготовки специалистов, востребованных высокотехнологичными отраслями промышленности в условиях современной инновационной экономики. Это требует создания единой образовательной среды «университет — научные центры — предприятия отрасли».
Достижению этих целей во многом будет способствовать дальнейшее развитие созданных в МАИ ресурсных центров в области наноматериалов и нанотехнологий, авиастроения, производства летательных аппаратов:
* Центр коллективного пользования оборудованием в области наноматериалов и нанотехнологий — «НаноЦентр МАИ». Основными направлениями деятельности Центра являются: функциональные наноматериалы и высокочистые вещества, конструкционные наноматериалы, композиционные наноматериалы наноэлектроника. Целью создания Центра является повышение эффективности использования оборудования по исследованию наноматериалов, нанотехнологий в проводимых научных исследованиях и учебном процессе.
* Ресурсный центр в области авиастроения. Основными задачами Центра являются повышение уровня организации учебного процесса и научных исследований, организация устойчивых связей с предприятиями, создание учебно-научно-производственного центра прототипирования сложных технических изделий и технологических процессов, позволяющего осуществлять подготовку специалистов, владеющих современными технологиями сквозного виртуального проектирования изделий авиационной техники 5-го поколения и др.
* Ресурсный центр в области производства летательных аппаратов. Задачами Центра являются обеспечение концептуального проектирования изделий авиационной техники в среде IT-технологий, организации сквозного проектирования и управления конфигурацией летательных аппаратов, математического, полунатурного и натурного моделирования для анализа и принятия проектно-конструкторских решений и т.п.
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы в 2009 — 2013 гг. составит 1600 млн рублей. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий Программы предполагается в объеме не менее 20 процентов от ассигнований федерального бюджета.
Важнейшим результатом реализации Программы станет дальнейшее последовательное и всестороннее развитие МАИ, которое будет в более полной мере соответствовать лучшим мировым образцам, привлекать лучшие кадры созданной в нем интеллектуальной средой, которая будет способствовать продуктивности научных исследований, проектных разработок и высокому качеству образовательных услуг.
За прошедшие с момента основания годы из стен МАИ вышло более 140 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.
В 2008 году университетом были успешно пройдены процедуры лицензирования и государственной аккредитации как государственного технического университета (лицензия № 10551 от 30.06.2008 г., свидетельство о государственной аккредитации № 145 от 07.07.2008 г.), подтверждающие его статус ведущего аэрокосмического вуза России с высоким интеллектуальным потенциалом. В институте лицензировано 52 специальности профессионального высшего образования, из которых 49 аккредитовано, а также 53 специальности послевузовского образования.
В настоящее время в МАИ на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. Из них на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов учится 89% от общего числа студентов. Общий план приема студентов, обучающихся на бюджетной основе, в 2009 году составил 2674 человека, из них 2411 — по очной форме обучения, 263 — по очно-заочной.
План приема по 23 оборонным специальностям составляет 1270 человек, что является наибольшим показателем по численности контингента среди всех вузов Российской Федерации.
В соответствии с приказами Федерального агентства по образованию Российской Федерации о целевом приеме в интересах Минпромторга России, Роскосмоса, Росатома и других ведомств в 2009 году в МАИ были направлены и поступили 277 абитуриентов, что составляет 11,5% от общего плана приема.
Местами в общежитиях обеспечено 3545 иногородних студентов МАИ практически из всех регионов России, что составляет более 27% от общей численности обучающихся на бюджетной основе.
Сегодня в университете работает более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук и профессоров, свыше 1100 кандидатов наук. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета 68% имеют ученую степень или звание.
В университете создана уникальная лабораторная база, причем многие образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации.
МАИ — единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение».
Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки специалистов практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства). По заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса в МАИ более 50 лет назад началась и в дальнейшем развивалась подготовка специалистов в области ракетостроения, космонавтики, систем вооружения и высокоточного оружия, программ обеспечения аэрокосмических комплексов.
В настоящее время МАИ готовит проектировщиков и конструкторов широкого профиля для предприятий авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности. Такие специалисты сегодня крайне востребованы предприятиями аэрокосмической и оборонной отраслей, испытывающими острую нехватку высококвалифицированных кадров.
Подготовка специалистов осуществляется также в филиалах университета, действующих в важных центрах авиационной и ракетно-космической промышленности:
* в городе Жуковский — с целью обеспечения кадрами предприятий Объединенной авиастроительной корпорации;
* в городе Химки — в интересах обеспечения кадрами предприятий Роскосмоса;
* в городе Ахтубинск — с целью подготовки специалистов для Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ;
* в городе Байконур (космодром «Байконур») — с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных и стартовых комплексов на космодроме.
Университетом ведется активная профориентационная работа в 35-х базовых школах и 8-ми профильных техникумах.
МАИ совместно с заинтересованными предприятиями и организациями реализует целый ряд инновационных образовательных программ подготовки специалистов, а также имеет богатый опыт создания инновационных научно-образовательных центров и комплексов, обеспечивающих соединение в образовании фундаментальных теоретических научных идей с их практической реализацией в условиях экспериментального и опытного производства. Среди них:
* экспериментальная база в области гиперзвуковых технологий;
* межвузовский центр авиационных летно-эксплуатационных дисциплин;
* учебно-лабораторный комплекс для обучения процессам технической эксплуатации космических станций на технической позиции и в условиях орбитального полета;
* учебно-лабораторный комплекс для обучения теоретическим и практическим основам проектирования и отработки комплексных процессов изготовления корпусных деталей и сборки высоконадежных агрегатов летательных аппаратов;
* учебно-исследовательский комплекс для теоретического и практического обучения методам и процессам управления конфигурацией изделий авиационной и ракетно-космической техники на протяжении ее жизненного цикла;
* спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс «СОВИК»;
* программно-аппаратный комплекс для дистанционного видеообучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;
* подготовка специалистов в области разработки, производства и специализированного обслуживания наукоемкой конверсионной техники на базе применения высоких аэрокосмических технологий;
* разработка и внедрение инновационных интерактивных технологий обучения для дисциплин по экономическим специальностям.
В последнее время приоритетное значение приобретает задача внедрения дистанционного обучения. Разработан и используется в процессе обучения программно-аппаратный комплекс видеообучения. К видеоконференцсвязи, осуществляемой по наземному и спутниковому каналам, подключены базовые кафедры МАИ в г. Серпухов и филиал «Восход» (г. Байконур). Созданы мультимедийные классы для дистанционного обучения, проводятся занятия по математике с учениками школ г. Москвы в рамках подготовки их к поступлению в МАИ.
В МАИ с 1933 года ведется подготовка инженеров-экономистов по 2 специальностям в области экономики и управления производством для высокотехнологичных предприятий, в первую очередь аэрокосмической и оборонных отраслей. Численность студентов, обучающихся на экономических специальностях на бюджетной основе, составляет в настоящее время 10,3% от общего числа студентов института. Уникальность подготовки инженеров-экономистов в МАИ — это значительный объем инженерно-технологической подготовки (с курсовым проектированием и технологической практикой), на которой базируется организационно-экономическая часть подготовки инженеров-экономистов. Таким образом, студенты экономического факультета (в настоящее время — Инженерно-экономический институт МАИ) получают необходимую инженерную подготовку в области авиационной и ракетно-космической техники. Выпускники Инженерно-экономического института нашего университета крайне востребованы на предприятиях аэрокосмической отрасли.
На основании предложений ряда предприятий аэрокосмической отрасли (ОАО «ОКБ Сухого», корпорации «МиГ», Росавиаэкспорта, ОАО «Камов» и других) в МАИ открыты 2 специальности по углубленному изучению иностранных языков. Подготовка студентов ведется также применительно к основному профилю вуза. В настоящее время на бюджетной основе по этим специальностям обучается 0,2 % от общей численности студентов. Кроме того, проводится языковая подготовка пилотов гражданской авиации и авиадиспетчеров, а также реализуется расширенная программа лингвистической (с техническим уклоном) подготовки для студентов МАИ всех специальностей. В настоящее время МАИ сотрудничает с 19 авиапредприятиями в области подготовки по авиационному английскому языку и квалификационного тестирования в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Несмотря на финансовые трудности, МАИ не пошел на открытие специальностей непрофильных для института и невостребованных авиа- и ракетно-космической промышленностью (юристов, психологов и т.д.).
Университет ведет подготовку иностранных студентов из 10 государств, входящих в СНГ, а также из 30 государств дальнего зарубежья (наиболее крупные контингенты из Китая, Вьетнама, Мексики, Республики Корея, Малайзии, Мьянмы, Индии, Германии).
В настоящее время в МАИ обучается 1170 иностранных граждан, из них 1123 студента, 43 аспиранта и докторанта, 4 стажера. 95% иностранных студентов обучается на технических факультетах.
В период 2003–2009 г.г. на стажировку в зарубежные вузы направлено 92 студента МАИ. За это же время для осуществления преподавательской деятельности в вузы дальнего и ближнего зарубежья было направлено 25 преподавателей университета.
Проведенный на 381 предприятии Роспрома и Роскосмоса мониторинг востребованности выпускников МАИ показал, что на них работают более 10000 выпускников университета, большинство из которых окончили МАИ в последние 10 лет. Среди выпускников МАИ 189 человек занимают в настоящее время руководящие должности, в том числе: генерального директора — 32, генерального конструктора — 27, главного конструктора — 20. Сегодня выпускники университета составляют костяк таких известных предприятий аэрокосмической отрасли как ОАО «ОКБ Сухого», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «Московский институт теплотехники», ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «Камов» и др.
Всего за прошедшие со дня создания годы из стен МАИ вышло более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей.
Выпускниками МАИ являются 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.
Большая часть образцов современной (стоящей на вооружении и (или) в эксплуатации) авиационной и ракетно-космической техники создана под руководством и при непосредственном участии выпускников МАИ. Это самолеты МиГ-29, Ил-76 и Ил-96, Ту-160 и Ту-204, Су-25, Як-130; вертолеты Ми-26 и Ми-28, Ка-52 и Ка-60; авиадвигатель АЛ-31Ф к самолетам Су-27; бортовые радиолокаторы к самолетам Су-30МКИ «Барс», МиГ-29 «Жук», БРЛС всех боевых вертолетов «Арбалет»; стратегические баллистические ракеты «Тополь-М» и Р-36 «Сатана», PCМ-50 и PCМ-52 подводного флота; зенитные ракетные комплексы С-200 и С-300; радиолокационные комплексы дальнего обнаружения и управления «Дон-2» и «Дарьял» (Габала); авиационные ракеты РББ-АЕ, Р-27, Р-73, Х-31П, которыми вооружены самолеты-истребители МиГ-29 и Су-27; не имеющая аналогов сверхзвуковая противокорабельная ракета «Москит»; самая надежная в мире ракета-носитель пилотируемых КЛА «Союз-У», системы управления РН «Протон» и «Зенит»; системы жизнеобеспечения и спасения авиационных и космических аппаратов; космические комплексы связи, ретрансляции и управления, в том числе, ГЛОНАСС; самые мощные в мире ракетные двигатели РД-120 и РД-170 (которые ряд лет поставлялись в США) и многое другое.
Из стен университета вышли 21 летчик-космонавт, которые отработали в космосе в общей сложности более 12 лет. Часть из них активно работает в отряде космонавтов, РКК «Энергия», ЦУПе и в настоящее время.
Среди выпускников МАИ более 100 летчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России, Заслуженных летчиков-испытателей.
МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Проведенный эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37-ми гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе и в МАИ. В 2009 году в учебный военный центр МАИ осуществлен набор 120 человек по программе подготовки офицеров для службы по контракту.
Среди наших выпускников, поступивших на военную службу, в настоящее время: генералов — 9, полковников — около 100, старших офицеров — порядка 600 человек. В течение последних 5 лет в другие силовые структуры (ФСБ, СВР, ГРУ, МЧС) ежегодно направлялось свыше 50 человек.
Основной задачей научной деятельности МАИ является проведение фундаментальных и прикладных (применительно к аэрокосмической и оборонной отраслям промышленности) исследований. Объем научно-исследовательских работ МАИ в 2009 г. составил более 470 млн. руб. Из них около 70 млн. руб. составляет бюджетное финансирование. Активно развиваются направления исследований в области авиации, ракетостроения, транспорта, информационно-телекоммуникационных систем, энергетики и энергосбережения. Ведущими научными школами РФ признаны 8 научных коллективов МАИ. Ученые МАИ активно участвуют в создании системы ГЛОНАСС, беспилотных летательных аппаратов, разработке нанотехнологий для аэрокосмической отрасли.
МАИ — единственный вуз в мире, обеспечивающий учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов. Запущен в серию сертифицированный как тип самолет Авиатика-МАИ-890СХ. В 2008 году в МАИ начато проектирование многоцелевого 4-х местного двухдвигательного самолета МАИ-407. Такой самолет, в том числе, был бы очень полезен учебным заведениям гражданской авиации. Заканчивается изготовление опытного образца автожира МАИ-208, который планируется использовать на авиационно-химических работах в сельском хозяйстве, особенно на виноградниках. Начато серийное производство МАИ-223 «Китенок», который может поставляться как в виде готового самолета, так и в виде набора для самостоятельной постройки (КИТа), отсюда и название.
Кроме того, университет активно поддерживает развитие такого перспективного направления как дирижаблестроение. Нашими специалистами спроектировано целое семейство многоцелевых дирижаблей, которые предназначены для патрулирования и визуального наблюдения за автодорогами и городскими территориями, контроля за чрезвычайными ситуациями и проведения спасательных операций, охраны объектов, рекламных полетов, качественной фото-, кино-, теле- и видеосъемки.
Уровень нашей науки подтверждается избранием Г.А. Попова академиком РАН и присуждением ученым института Г.А. Попову, М.С. Константинову, В.А. Обухову премии имени Ф.А. Цандера за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки, академику РАН, заведующему кафедрой «Системы оборудования ЛА» МАИ Матвеенко А.М. совместно с Егером С.М. и Шаталовым И.А. — премии имени Н.Е. Жуковского за 2008 год, Ю.А. Ржавину, О.Н. Емину и В.Н. Карасеву - премии имени Н.Е. Жуковского за 2009 год, академику РАН, профессору кафедры «Проектирование вертолетов» МАИ Тищенко М.Н. — премии «Триумф» за 2008 год в области науки в номинации «Механика и технические науки».
Разработана и начата реализация программы «Научно-педагогическая молодежь», в рамках которой в целевую аспирантуру МАИ принято 35 аспирантов, которые после ее окончания должны в срок защитить диссертацию и отработать преподавателями 3 года.
В научно-исследовательской работе принимает участие свыше 3000 студентов. На протяжении многих лет в МАИ успешно работают: студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения — разработчик сверхлегких и спортивных самолетов (СКБС), студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования (СКБ АМ), студенческое конструкторское бюро вертолетостроения (СКБВ) — разработчик дистанционно-пилотируемых малоразмерных вертикально взлетающих летательных аппаратов.
При МАИ создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), в которое входит 9 вузов и целый ряд факультетов и кафедр других высших учебных заведений, выпускающих специалистов в области авиационной и ракетно-космической техники. В настоящее время УМО АРК активно ведет работу по разработке Федеральных образовательных стандартов третьего поколения по 6-ти направлениям, находящимся в его ведении.
Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ вести обучение специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда.
Московский авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ» открыт для сотрудничества и новаций, динамично развивается и, по мнению предприятий и организаций авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности, является ведущим национальным исследовательским университетом в области авиации, ракетостроения и космонавтики.
Московский авиационный институт «МАИ» основан в 1930 году с целью обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для авиационной промышленности страны.
В 1993 году институту присвоен статус технического университета.
В 2002 году МАИ переименован в Московский авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ».
В 2009 г. МАИ стал одним из 12 вузов страны, победивших в конкурсном отборе программ развития университетов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года № 1613-р).
Новый статус МАИ — это признание заслуг университета как форпоста науки, образования, высоких технологий и культуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации приказом от 17 ноября 2009 года № 615 утвердило программу развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)» на 2009–2018 годы (далее — Программа).
В результате реализации мероприятий Программы предусмотрен переход на качественно новый уровень подготовки специалистов, востребованных высокотехнологичными отраслями промышленности в условиях современной инновационной экономики. Это требует создания единой образовательной среды «университет — научные центры — предприятия отрасли».
Достижению этих целей во многом будет способствовать дальнейшее развитие созданных в МАИ ресурсных центров в области наноматериалов и нанотехнологий, авиастроения, производства летательных аппаратов:
- Центр коллективного пользования оборудованием в области наноматериалов и нанотехнологий — «НаноЦентр МАИ». Основными направлениями деятельности Центра являются: функциональные наноматериалы и высокочистые вещества, конструкционные наноматериалы, композиционные наноматериалы наноэлектроника. Целью создания Центра является повышение эффективности использования оборудования по исследованию наноматериалов, нанотехнологий в проводимых научных исследованиях и учебном процессе.
- Ресурсный центр в области авиастроения. Основными задачами Центра являются повышение уровня организации учебного процесса и научных исследований, организация устойчивых связей с предприятиями, создание учебно-научно-производственного центра прототипирования сложных технических изделий и технологических процессов, позволяющего осуществлять подготовку специалистов, владеющих современными технологиями сквозного виртуального проектирования изделий авиационной техники 5-го поколения и др.
- Ресурсный центр в области производства летательных аппаратов. Задачами Центра являются обеспечение концептуального проектирования изделий авиационной техники в среде IT-технологий, организации сквозного проектирования и управления конфигурацией летательных аппаратов, математического, полунатурного и натурного моделирования для анализа и принятия проектно-конструкторских решений и т.п.
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы в 2009 — 2013 гг. составит 1600 млн рублей. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий Программы предполагается в объеме не менее 20 процентов от ассигнований федерального бюджета.
Важнейшим результатом реализации Программы станет дальнейшее последовательное и всестороннее развитие МАИ, которое будет в более полной мере соответствовать лучшим мировым образцам, привлекать лучшие кадры созданной в нем интеллектуальной средой, которая будет способствовать продуктивности научных исследований, проектных разработок и высокому качеству образовательных услуг.
За прошедшие с момента основания годы из стен МАИ вышло более 140 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности.
В 2008 году университетом были успешно пройдены процедуры лицензирования и государственной аккредитации как государственного технического университета (лицензия № 10551 от 30.06.2008 г., свидетельство о государственной аккредитации № 145 от 07.07.2008 г.), подтверждающие его статус ведущего аэрокосмического вуза России с высоким интеллектуальным потенциалом. В институте лицензировано 52 специальности профессионального высшего образования, из которых 49 аккредитовано, а также 53 специальности послевузовского образования.
В настоящее время в МАИ на 9 факультетах, в 4 институтах и 4 филиалах обучается более 20 000 студентов различных форм обучения. Из них на 46 специальностях для аэрокосмического и оборонного комплексов учится 89% от общего числа студентов. Общий план приема студентов, обучающихся на бюджетной основе, в 2009 году составил 2674 человека, из них 2411 — по очной форме обучения, 263 — по очно-заочной.
План приема по 23 оборонным специальностям составляет 1270 человек, что является наибольшим показателем по численности контингента среди всех вузов Российской Федерации.
В соответствии с приказами Федерального агентства по образованию Российской Федерации о целевом приеме в интересах Минпромторга России, Роскосмоса, Росатома и других ведомств в 2009 году в МАИ были направлены и поступили 277 абитуриентов, что составляет 11,5% от общего плана приема.
Местами в общежитиях обеспечено 3545 иногородних студентов МАИ практически из всех регионов России, что составляет более 27% от общей численности обучающихся на бюджетной основе.
Сегодня в университете работает более 2300 преподавателей, в том числе 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, свыше 450 докторов наук и профессоров, свыше 1100 кандидатов наук. Из общего числа профессорско-преподавательского состава университета 68% имеют ученую степень или звание.
В университете создана уникальная лабораторная база, причем многие образцы оборудования не имеют аналогов в мире. Подготовка специалистов для аэрокосмической и оборонной отраслей ведется на натурных образцах техники, включая самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, авионики и радиолокации.
МАИ — единственный в мире университет, имеющий собственный аэродром, на котором проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «Самолетостроение».
Уникальность МАИ заключается в том, что он исторически создавался с целью подготовки специалистов практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности (начиная от проектирования конструкций крыла, фюзеляжа, шасси, двигательных установок до технологии и экономики производства). По заказам предприятий оборонно-промышленного комплекса в МАИ более 50 лет назад началась и в дальнейшем развивалась подготовка специалистов в области ракетостроения, космонавтики, систем вооружения и высокоточного оружия, программ обеспечения аэрокосмических комплексов.
В настоящее время МАИ готовит проектировщиков и конструкторов широкого профиля для предприятий авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности. Такие специалисты сегодня крайне востребованы предприятиями аэрокосмической и оборонной отраслей, испытывающими острую нехватку высококвалифицированных кадров.
Подготовка специалистов осуществляется также в филиалах университета, действующих в важных центрах авиационной и ракетно-космической промышленности:
- в городе Жуковский — с целью обеспечения кадрами предприятий Объединенной авиастроительной корпорации;
- в городе Химки — в интересах обеспечения кадрами предприятий Роскосмоса;
- в городе Ахтубинск — с целью подготовки специалистов для Государственного летно-испытательного центра ВВС РФ;
- в городе Байконур (космодром «Байконур») — с целью подготовки кадров для эксплуатации ракетных и стартовых комплексов на космодроме.
Университетом ведется активная профориентационная работа в 35-х базовых школах и 8-ми профильных техникумах.
МАИ совместно с заинтересованными предприятиями и организациями реализует целый ряд инновационных образовательных программ подготовки специалистов, а также имеет богатый опыт создания инновационных научно-образовательных центров и комплексов, обеспечивающих соединение в образовании фундаментальных теоретических научных идей с их практической реализацией в условиях экспериментального и опытного производства. Среди них:
- экспериментальная база в области гиперзвуковых технологий;
- межвузовский центр авиационных летно-эксплуатационных дисциплин;
- учебно-лабораторный комплекс для обучения процессам технической эксплуатации космических станций на технической позиции и в условиях орбитального полета;
- учебно-лабораторный комплекс для обучения теоретическим и практическим основам проектирования и отработки комплексных процессов изготовления корпусных деталей и сборки высоконадежных агрегатов летательных аппаратов;
- учебно-исследовательский комплекс для теоретического и практического обучения методам и процессам управления конфигурацией изделий авиационной и ракетно-космической техники на протяжении ее жизненного цикла;
- спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс «СОВИК»;
- программно-аппаратный комплекс для дистанционного видеообучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;
- подготовка специалистов в области разработки, производства и специализированного обслуживания наукоемкой конверсионной техники на базе применения высоких аэрокосмических технологий;
- разработка и внедрение инновационных интерактивных технологий обучения для дисциплин по экономическим специальностям.
В последнее время приоритетное значение приобретает задача внедрения дистанционного обучения. Разработан и используется в процессе обучения программно-аппаратный комплекс видеообучения. К видеоконференцсвязи, осуществляемой по наземному и спутниковому каналам, подключены базовые кафедры МАИ в г. Серпухов и филиал «Восход» (г. Байконур). Созданы мультимедийные классы для дистанционного обучения, проводятся занятия по математике с учениками школ г. Москвы в рамках подготовки их к поступлению в МАИ.
В МАИ с 1933 года ведется подготовка инженеров-экономистов по 2 специальностям в области экономики и управления производством для высокотехнологичных предприятий, в первую очередь аэрокосмической и оборонных отраслей. Численность студентов, обучающихся на экономических специальностях на бюджетной основе, составляет в настоящее время 10,3% от общего числа студентов института. Уникальность подготовки инженеров-экономистов в МАИ — это значительный объем инженерно-технологической подготовки (с курсовым проектированием и технологической практикой), на которой базируется организационно-экономическая часть подготовки инженеров-экономистов. Таким образом, студенты экономического факультета (в настоящее время — Инженерно-экономический институт МАИ) получают необходимую инженерную подготовку в области авиационной и ракетно-космической техники. Выпускники Инженерно-экономического института нашего университета крайне востребованы на предприятиях аэрокосмической отрасли.
На основании предложений ряда предприятий аэрокосмической отрасли (ОАО «ОКБ Сухого», корпорации «МиГ», Росавиаэкспорта, ОАО «Камов» и других) в МАИ открыты 2 специальности по углубленному изучению иностранных языков. Подготовка студентов ведется также применительно к основному профилю вуза. В настоящее время на бюджетной основе по этим специальностям обучается 0,2 % от общей численности студентов. Кроме того, проводится языковая подготовка пилотов гражданской авиации и авиадиспетчеров, а также реализуется расширенная программа лингвистической (с техническим уклоном) подготовки для студентов МАИ всех специальностей. В настоящее время МАИ сотрудничает с 19 авиапредприятиями в области подготовки по авиационному английскому языку и квалификационного тестирования в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Несмотря на финансовые трудности, МАИ не пошел на открытие специальностей непрофильных для института и невостребованных авиа- и ракетно-космической промышленностью (юристов, психологов и т.д.).
Университет ведет подготовку иностранных студентов из 10 государств, входящих в СНГ, а также из 30 государств дальнего зарубежья (наиболее крупные контингенты из Китая, Вьетнама, Мексики, Республики Корея, Малайзии, Мьянмы, Индии, Германии).
В настоящее время в МАИ обучается 1170 иностранных граждан, из них 1123 студента, 43 аспиранта и докторанта, 4 стажера. 95% иностранных студентов обучается на технических факультетах.
В период 2003–2009 г.г. на стажировку в зарубежные вузы направлено 92 студента МАИ. За это же время для осуществления преподавательской деятельности в вузы дальнего и ближнего зарубежья было направлено 25 преподавателей университета.
Проведенный на 381 предприятии Роспрома и Роскосмоса мониторинг востребованности выпускников МАИ показал, что на них работают более 10000 выпускников университета, большинство из которых окончили МАИ в последние 10 лет. Среди выпускников МАИ 189 человек занимают в настоящее время руководящие должности, в том числе: генерального директора — 32, генерального конструктора — 27, главного конструктора — 20. Сегодня выпускники университета составляют костяк таких известных предприятий аэрокосмической отрасли как ОАО «ОКБ Сухого», корпорации «Тактическое ракетное вооружение», ФГУП «Московский институт теплотехники», ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», ОАО «Камов» и др.
Всего за прошедшие со дня создания годы из стен МАИ вышло более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей.
Выпускниками МАИ являются 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.
Большая часть образцов современной (стоящей на вооружении и (или) в эксплуатации) авиационной и ракетно-космической техники создана под руководством и при непосредственном участии выпускников МАИ. Это самолеты МиГ-29, Ил-76 и Ил-96, Ту-160 и Ту-204, Су-25, Як-130; вертолеты Ми-26 и Ми-28, Ка-52 и Ка-60; авиадвигатель АЛ-31Ф к самолетам Су-27; бортовые радиолокаторы к самолетам Су-30МКИ «Барс», МиГ-29 «Жук», БРЛС всех боевых вертолетов «Арбалет»; стратегические баллистические ракеты «Тополь-М» и Р-36 «Сатана», PCМ-50 и PCМ-52 подводного флота; зенитные ракетные комплексы С-200 и С-300; радиолокационные комплексы дальнего обнаружения и управления «Дон-2» и «Дарьял» (Габала); авиационные ракеты РББ-АЕ, Р-27, Р-73, Х-31П, которыми вооружены самолеты-истребители МиГ-29 и Су-27; не имеющая аналогов сверхзвуковая противокорабельная ракета «Москит»; самая надежная в мире ракета-носитель пилотируемых КЛА «Союз-У», системы управления РН «Протон» и «Зенит»; системы жизнеобеспечения и спасения авиационных и космических аппаратов; космические комплексы связи, ретрансляции и управления, в том числе, ГЛОНАСС; самые мощные в мире ракетные двигатели РД-120 и РД-170 (которые ряд лет поставлялись в США) и многое другое.
Из стен университета вышли 21 летчик-космонавт, которые отработали в космосе в общей сложности более 12 лет. Часть из них активно работает в отряде космонавтов, РКК «Энергия», ЦУПе и в настоящее время.
Среди выпускников МАИ более 100 летчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России, Заслуженных летчиков-испытателей.
МАИ одним из первых вузов получил право на проведение эксперимента по подготовке офицеров для службы по контракту. Проведенный эксперимент по подготовке кадровых офицеров в гражданских вузах позволил внести изменения в нормативно-правовые акты в области образования, военной службы и обороны. На основе полученных результатов при 37-ми гражданских вузах созданы учебные военные центры, в том числе и в МАИ. В 2009 году в учебный военный центр МАИ осуществлен набор 120 человек по программе подготовки офицеров для службы по контракту.
Среди наших выпускников, поступивших на военную службу, в настоящее время: генералов — 9, полковников — около 100, старших офицеров — порядка 600 человек. В течение последних 5 лет в другие силовые структуры (ФСБ, СВР, ГРУ, МЧС) ежегодно направлялось свыше 50 человек.
Основной задачей научной деятельности МАИ является проведение фундаментальных и прикладных (применительно к аэрокосмической и оборонной отраслям промышленности) исследований. Объем научно-исследовательских работ МАИ в 2009 г. составил более 470 млн. руб. Из них около 70 млн. руб. составляет бюджетное финансирование. Активно развиваются направления исследований в области авиации, ракетостроения, транспорта, информационно-телекоммуникационных систем, энергетики и энергосбережения. Ведущими научными школами РФ признаны 8 научных коллективов МАИ. Ученые МАИ активно участвуют в создании системы ГЛОНАСС, беспилотных летательных аппаратов, разработке нанотехнологий для аэрокосмической отрасли.
МАИ — единственный вуз в мире, обеспечивающий учебно-научное сопровождение серийного производства летательных аппаратов. Запущен в серию сертифицированный как тип самолет Авиатика-МАИ-890СХ. В 2008 году в МАИ начато проектирование многоцелевого 4-х местного двухдвигательного самолета МАИ-407. Такой самолет, в том числе, был бы очень полезен учебным заведениям гражданской авиации. Заканчивается изготовление опытного образца автожира МАИ-208, который планируется использовать на авиационно-химических работах в сельском хозяйстве, особенно на виноградниках. Начато серийное производство МАИ-223 «Китенок», который может поставляться как в виде готового самолета, так и в виде набора для самостоятельной постройки (КИТа), отсюда и название.
Кроме того, университет активно поддерживает развитие такого перспективного направления как дирижаблестроение. Нашими специалистами спроектировано целое семейство многоцелевых дирижаблей, которые предназначены для патрулирования и визуального наблюдения за автодорогами и городскими территориями, контроля за чрезвычайными ситуациями и проведения спасательных операций, охраны объектов, рекламных полетов, качественной фото-, кино-, теле- и видеосъемки.
Уровень нашей науки подтверждается избранием Г.А. Попова академиком РАН и присуждением ученым института Г.А. Попову, М.С. Константинову, В.А. Обухову премии имени Ф.А. Цандера за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки, академику РАН, заведующему кафедрой «Системы оборудования ЛА» МАИ Матвеенко А.М. совместно с Егером С.М. и Шаталовым И.А. — премии имени Н.Е. Жуковского за 2008 год, Ю.А. Ржавину, О.Н. Емину и В.Н. Карасеву - премии имени Н.Е. Жуковского за 2009 год, академику РАН, профессору кафедры «Проектирование вертолетов» МАИ Тищенко М.Н. — премии «Триумф» за 2008 год в области науки в номинации «Механика и технические науки».
Разработана и начата реализация программы «Научно-педагогическая молодежь», в рамках которой в целевую аспирантуру МАИ принято 35 аспирантов, которые после ее окончания должны в срок защитить диссертацию и отработать преподавателями 3 года.
В научно-исследовательской работе принимает участие свыше 3000 студентов. На протяжении многих лет в МАИ успешно работают: студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения — разработчик сверхлегких и спортивных самолетов (СКБС), студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования (СКБ АМ), студенческое конструкторское бюро вертолетостроения (СКБВ) — разработчик дистанционно-пилотируемых малоразмерных вертикально взлетающих летательных аппаратов.
При МАИ создано Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), в которое входит 9 вузов и целый ряд факультетов и кафедр других высших учебных заведений, выпускающих специалистов в области авиационной и ракетно-космической техники. В настоящее время УМО АРК активно ведет работу по разработке Федеральных образовательных стандартов третьего поколения по 6-ти направлениям, находящимся в его ведении.
Накопленный научно-педагогический, образовательный и научно-методический опыт, наличие уникальной технологической базы, широкие связи с предприятиями аэрокосмической промышленности позволяют МАИ вести обучение специалистов высшей квалификации, уровень подготовки, знания, умения и навыки которых соответствуют современным требованиям отечественного и мирового рынков труда.
Московский авиационный институт (государственный технический университет) «МАИ» открыт для сотрудничества и новаций, динамично развивается и, по мнению предприятий и организаций авиационной, ракетно-космической и оборонной промышленности, является ведущим национальным исследовательским университетом в области авиации, ракетостроения и космонавтики.