Третье послание Дмитрия Медведева сосредоточилось на одной из задач в рамках модернизации заботы о подрастающем поколении
Послание президента – основной политический тест главы государства. Именно в этой речи, произносимой раз в год, он может объяснить, как видит свою политическую миссию. Нынешний президент проходит этот тест в третий раз, а по трем точкам можно уже наметить траекторию.
Во всех трех посланиях прослеживается определенная эволюция: первое содержало общие рассуждения о важности индивидуальных свобод и заботе о благе простого человека, второе стало призывом к модернизации России, третье сосредоточилось на одной из задач в рамках модернизации – заботе о подрастающем поколении. Есть и несколько объединяющих тем. Во-первых, во всех трех Медведев говорил о постепенной корректировке политической системы, повышении в ней уровня конкуренции и важности участия партий в политической жизни на муниципальном и местном уровнях. Направленные на это меры: фактическое снижение проходного барьера в Государственную думу до 5%, гарантии равного доступа к СМИ всем участникам предвыборных кампаний, унификация принципов определения численности региональных парламентов – последовательно реализовывались все последние годы. Прозвучавшее в нынешнем послании предложение распространить пропорциональную, или смешанную, систему выборов на уровень муниципального самоуправления продолжает ту же тенденцию.
Во-вторых, в каждом послании президент поднимал тему борьбы с коррупцией и в каждом были предложения по усилению этой борьбы. В первом говорилось, что обязательны антикоррупционные экспертизы законопроектов и декларации о доходах чиновников, а также проведение госзакупок на конкурсной основе, во втором – что «при широкой общественной поддержке» страну от коррупции призваны очистить суды. В этом году президент посоветовал исправить закон «О госзакупках» и выступил с неоднозначным предложением о возможной замене сроков заключения взяточников на штрафы «в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки». Здесь приходится говорить не столько о системном подходе, сколько о действиях методом проб и ошибок. Но во всяком случае эта тема из посланий не исчезает.
В-третьих, не менее последовательно Медведев заявляет о необходимости гуманизации уголовного законодательства. В 2008 году он призывал суды взвешенно относиться к применению санкции в виде ареста. В 2009-м – к замене заключения на штрафы и принудительные работы за преступления малой и средней тяжести, не связанные с насилием. Инициатива была законодательно оформлена и поддержана парламентом. В русле этих изменений находилось и смягчение законодательства, связанного с экономическими преступлениями. В нынешнем послании президент объявил о необходимости отмены нижнего предела наказания по целому ряду статей – что позволит суду в каких-то случаях приговаривать обвиняемых к штрафу или принудительным работам. Законопроект по этому поводу уже внесен в Государственную думу. Как и во всем, что касается российской правоохранительной и судебной системы, действенность подобных мер зависит от важных субъективных факторов, например отношений между судьями, следователями и прокурорами. Тем не менее методичность действий президента на этом направлении отрицать невозможно.
Итак, есть несколько точек, в которые Дмитрий Медведев бьет из послания в послание : уголовное законодательство надо гуманизировать, с коррупцией – бороться, аполитическую систему осторожно корректировать. Впрочем, как бы ни были важны эти меры сами по себе, важно понять, частью какого замысла они являются
Мы, наше поколение, хотим знать...
Послание 2008 года было наполнено общими и достаточно абстрактными высказываниями. В нем президент рассуждал, на каких ценностях стоит Россия и какие цели он ставит перед собой в национальной политике. Послание 2009 года, предваренное программной статьей «Россия, вперед», конкретизировало эти цели и выглядело как запрос на общенациональную поддержку. Медведев заявил, что необходимо модернизировать Россию, перестать жить за счет наследия советского времени, преодолеть сырьевую зависимость, а также поставил ряд других больших целей, по мере реализации которых мы «вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей». Возможно, поэтому послание -2009 было наполнено инициативами в самых разных областях. Президент говорил о создании центра по внедрению инноваций (будущем Сколкове), о поддержке российской фармацевтической промышленности, о сокращении часовых поясов, о внедрении энергоэффективных лампочек, о задействовании «потенциала суперкомпьютерных систем», на которых будет моделироваться современная техника, о системе ГЛОНАСС и развитии оптиковолоконной связи. Судя по разнообразию предложений, президент как будто показывал, сколько всего можно и нужно сделать в стране, если взяться за дело засучив рукава.
Послание -2010 в этом смысле оставляет совсем другое впечатление. Здесь президент просто перечислил по пунктам то, что из замыслов воплотилось за год в более-менее осязаемую реальность. Что же до планов и предложений, то большая их часть оказалась сосредоточена на одном направлении – поддержке материнства и детства. Медведев объявил, что модернизация страны «осуществляется прежде всего» для детей: «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России». Это первое президентское послание , которое имело фактически одну, центральную тему.
Политика: вид из детской
Забота о детях включает целый комплекс экономических, социальных и юридических мероприятий, точно так же, как и обозначенный в послании курс на стимулирование рождаемости. Президент говорил о необходимости быстрого улучшения ситуации в сфере детской медицины – на эти цели, по его оценкам, за два года будет потрачено 100 млрд рублей. Отдельно предполагается увеличить государственную помощь для решения проблемы бесплодия. Внесено предложение принять программу стимулирующих мер к рождению третьего ребенка. Одна из возможных мер – выделение семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми участков под строительство дома или дачи, кроме того, президент предложил «подумать» о региональных программах материнского капитала. Пока предложения лишены какой-то конкретики – неясно, например, где будут нарезаться участки для дома или дачи многодетным семьям, каков будет размер материнского капитала за счет регионов (сам Медведев признал, что это «зависит от состояния дел конкретной территории»). Однако, представляя работу нашего государственного аппарата, можно ожидать, что какие-то программы появятся, о проявлениях заботы о семьях с тремя детьми региональные руководители смогут отчитаться перед федеральными властями, так что, так или иначе, пар не уйдет в свисток.
Медведев вновь поднял проблему детских садов, которая сейчас становится столь же сакральной, как российские дороги или транспортное движение в Москве. Предлагаемые меры – подготовка региональных программ строительства и реконструкции детских садов, поощрение частных детских досуговых центров и создание особых групп для дошкольников при общеобразовательных школах – пока тоже лишены конкретики. Многое будет зависеть от того, что за программы разработают в регионах, какие штатные единицы, финансирование и помещения выделят школам для предлагаемых дошкольных групп, какие льготы будут предусмотрены для негосударственных детских садов и так далее, то есть в конечном итоге от того, насколько внимательно президент будет следить за судьбой собственных инициатив и сколь настойчиво требовать реальных отчетов из регионов.
Предложения по школам неоднозначны. Президент выступил с поручением подготовить до конца 2011 года индивидуальные планы развития для каждой школы. Разработка таких планов – «дело прежде всего учителей, нынешних и бывших учеников, родителей». Как все школы России подготовят за год такие планы, какова будет роль бывших учеников и родителей в этой подготовке, на эти вопросы ответов нет – а значит, судить о перспективах инициативы рано. Гораздо более интересно предложение по поддержке на национальном уровне программ поиска и развития одаренных детей – для них предлагается разработать отдельные нормативы подушевого финансирования педагогического сопровождения. Если отбросить бухгалтерские термины, речь идет о том, чтобы применять к одаренным детям особые педагогические подходы и таким образом не допустить превращения национальной образовательной системы в бездушную машину, не разбирающую, кому и зачем она предоставляет свои «услуги».
Дорогие талантливые россияне
Президентские программы заботы о детях включают и другие меры: ужесточение наказания за преступления против детей и за продажу табака и алкоголя несовершеннолетним, поощрение здорового образа жизни, внимание к окружающей среде. И здесь не все провозглашенные инициативы имеют конкретные очертания, можно судить лишь о ценностном выборе: президент хочет найти «человеческое измерение» для своей политики, в каком-то смысле – достучаться до каждого дома и семьи. Такая позиция у Медведева была всегда. И в первых посланиях он старался сделать акцент на ценностях индивида, рассматривал главной задачей государства создание наиболее благоприятных условий для личной и гражданской самореализации. В частности, Медведев говорил тогда, что Россия в будущем должна стать «лучшей в мире» страной для «самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан», что в центре российской идеологии должен стоять человек «как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было». Обычно такие рассуждения слушаются вполуха или пробегаются глазами (привычка, выработанная опытом поколений). Однако курс на модернизацию, предложенный Медведевым в послании -2009, в сущности основывался на тех же исходных посылах: Россия должна стать страной, комфортной для своих граждан, открытой для их идей и инициатив, сырьевая экономика таких возможностей не дает, значит, нужна всесторонняя модернизация. В этом году идею модернизации решено перевести из рубрики «наука и жизнь» в рубрику «семья и школа», государство обещает заботиться о создании комфортной среды для развития детей и заинтересовано в том, чтобы их было как можно больше. Иными словами, Медведев пытается показать, что он президент тех самых «талантливых, самостоятельных и критических граждан», о которых он говорил в первом послании и которые должны решить проблемы, стоящие перед страной, – устранить технологическую отсталость, преодолеть демографическую яму. Государственная же власть будет поощрять эти благие порывы и устранять те поводы для дискомфорта, которые зависят от ее деятельности.
Государство – это они
О государственной власти и государстве вообще следует поговорить особо. Заявляя о ценностях инициативы гражданина и стремлении создать для него комфортную среду, Медведев постепенно, из послания в послание , отказывался от апелляции к государству как некоей объединяющей ценности. Так, первые строки послания 2008 года были посвящены войне с Грузией – то есть событию, в котором поддержка обществом действий государства играет едва ли не решающую роль. В том же послании Медведев говорил об экономическом кризисе, во время которого надо «консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов», о проблемах, с которыми Россия сталкивается на международной арене, и путях их преодоления. Во втором послании , посвященном модернизации России, государство несколько затушевывалось, говорилось скорее о том, как оно должно обеспечить условия для развития инициативы граждан. Впрочем, модернизацию страны президент представлял задачей общенациональной, важное место в прошлогоднем послании было отведено Северному Кавказу; президент как глава государства напоминал о существующих критических точках, важнейших внутриполитических российских проблемах.
В последнем послании президент апеллирует непосредственно к «ячейкам общества», но почему-то не расширяет свое обращение до общества в целом. Забота о новом поколении – это в общем-то создание комфортных условий для каждой отдельной семьи. Это крайне важно, но это не то, что объединяет страну. В нынешнем послании темы, которые объединяли бы российскую нацию (неважно, в радости или в тревоге), отошли на второй план. Как в нем почти не говорилось о конкретных проблемах страны. О Северном Кавказе в отличие от прошлогоднего послания Дмитрий Медведев не сказал ни слова, о летних пожарах – фактически национальном бедствии – лишь кратко упомянул, как и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Впрочем, и само государство для российского гражданина, по мысли Медведева, это прежде всего чиновник, судья и участковый, которые должны четко выполнять свои обязанности. Такой нарочитый отход от апелляции к народу и государству как объединяющей ценности, спуск на уровень интересов конкретной семьи может быть объясним. В конце концов все пороки и изъяны преклонения перед государством мы представляем на примере истории собственной страны, многие разговоры об «общенациональных интересах» тоже уводят к туманным абстракциям, ничего не значащим для каждого отдельного человека. Но эффект такого выбора парадоксален – государство в таком случае оказывается сведено к собранию лиц в кремлевском зале. Вольно или невольно, но президент подтвердил это, подчеркнув, что «присутствующие в этом зале» и есть государство для простого гражданина. «Мы все вместе, здесь присутствующие, провели широкое обсуждение закона «О полиции»« – тоже весьма характерная фраза президента , учитывая, что закон выносился на всенародное обсуждение. Мечтая сделать государство невидимым предупредительным слугой общества, а страну – более открытой и комфортной для реализации индивидуальных инициатив, президент в главной речи политического года обращается не к народу, а к высокому собранию в зале. Ловушка, в которую попадали многие реформаторы.
Станислав КУВАЛДИН
Эксперт, 06.12.2010, № 48