Первый международный Фестиваль актуального научного кино 360°, проходивший в Политехническом музее с 23 сентября по 2 октября, подводит итоги.
Большую часть фильмов, показанных в рамках фестиваля, нельзя отнести к классическому жанру научно-популярного кино. Скорее это просто документальное кино, в той или иной степени касающееся науки. Уровень показанных на фестивале фильмов отличался как по художественному воплощению, так и по содержанию, от высококлассного документального кино вроде «Настоящих революционеров» и «Plug and Pray» до спорных «Хроник нового человеческого организма», которые имеют мало отношения к науке, зато много – к эзотерике.
Фестиваль открылся фильмом «Фрикономика», снятом по бестселлеру ученого-экономиста Стивена Левитта и журналиста Стивена Дабнера. Его основная идея – показать, что все события имеют подоплеку, причину. И если причина не видна сразу, это еще не значит, что ее нет. Поиску скрытых причин посвящена каждая из пяти частей фильма, снятых разными режиссерами. Так, повсеместное снижение преступности в Штатах к концу 1990-х оказалось следствием легализации абортов, успеваемость (но не знания) среди старшеклассников поднимается путем введения финансового поощрения за положительные оценки, судьба новорожденного определяется социальной средой, в которой он растет, а закономерное желание родителей дать ребенку «успешное» имя - просто предрассудок, и, наконец, даже такой элитный вид спорта, как сумо, имеющий давние традиции и священное значение для японского народа, не избавлен от коррупции.
Единственный фильм, представлявший Россию, - «Две или три вещи, которые было бы неплохо знать о ней…» режиссера Николая Маркова был снят из основной программы под предлогом излишней «экспериментальности». Между тем, российский эксперимент оказался удачным. В чем-то «Две или три вещи…» можно назвать антиподом «Фрикономики». Если первый фильм – своего рода практическое пособие по адаптации к современной жизни, то «Две или три вещи…» - размышление шести ученых о происходящих вокруг событиях и их природе с культурной, социальной и философской точки зрения.
Техника – часть материальной культуры, созданной человеком в процессе творческой деятельности. В какой момент охотник и жертва поменялись местами, и техника, а не человек, стала влиять на облик современной культуры и в чем своеобразие этой культуры? Как технический прогресс повлиял на сложившиеся традиции в области этики, морали, правил поведения? Где грань между информированностью человека и его знаниями? Фильм подкупает разнообразием мнений, определенной логикой рассуждений и вместе с тем – ненавязчивостью. Не все утверждения авторов новы и не все – бесспорны, но баланс между фактами и гипотезами соблюден. Не менее интересна и подборка выступающих – специалистов гуманитарных наук, что еще раз подчеркивает важность изучения современных явлений с разных позиций. Отдельным пунктом стоит отметить достаточно высокий художественный уровень, что делает фильм цельным с точки зрения формы и содержания.
Теме взаимодействия человека и созданных им умных машин посвящен и фильм немецкого режиссера Йенса Шанце “Plug and Pray” («Подключи и молись»), сюжет которого построен вокруг судьбы Йозефа Вейценбаума, известного специалиста в области искусственного интеллекта.
«Настоящие революционеры» американского режиссера Пола Краудера – образец высококлассного документального кино. От новаторской идеи до переворота в компьютерных технологиях, от судьбы гения до Вьетнамской войны - в фильме безусловно заложено большее, чем просто история создания Силиконовой долины восемью последователями ученого Уильяма Шокли – или «восьмеркой предателей», как он их назвал.
Это история людей, которые искренне любили свое дело, которые сознательно шли на риск, который мог бы обернуться провалом, если бы не ознаменовался грандиозным успехом. Это история, которая лишний раз подтверждает известный факт, что работа ученого – это кропотливая работа с неизвестным результатом, это постоянное движение вперед. Это история науки, которая стала бизнесом, и бизнеса, который продвинул науку. Науки, которая, как это бывает, оказалась замешана в военной кампании против воли создателей. Девиз этой истории - «Не зацикливайтесь на прошлом – творите будущее». Фильм «Революционеры» заслуженно получили долю оваций в далеко неполном зале МГУ.
«Жизнь 2.0» (режиссёр Джейсон Спингарн-Кофф) уже по названию ассоциируется с компьютерной программой. При самом первом взгляде возникает ассоциация с картиной фантастического жанра, вроде небезызвестной «Матрицы» братьев Вачовски, которая еще в 1990-х годах наглядно, хотя и с изрядной долей выдумки, показала перспективы виртуального мира компьютерных игр. В игрушке под названием «Second Life» - «Вторая жизнь» - выдумку в жизнь не поленилась воплотить. Причем получившегося эффекта сами разработчики явно не ожидали.
За ширмой из довольно слабой графики и простого, на грани примитивности, сюжета спряталась мощная комбинация из социальной сети типа Facebook и компьютерной игры с неограниченной возможностью для пользователей наполнять ее объектами собственного творения. Получилось то, что сейчас называют социальной игрой, в которой все сферы деятельности социума, включая общение, создание семьи и тривиальное зарабатывание на жизнь, оказалось возможным перенести в виртуальное пространство. Разработчики ухитрились сыграть на самых тонких желаниях человека – реализовать себя, попробовать новое без риска для здоровья и жизни, начать все с начала, уйти от проблем повседневной жизни. И все это – за смешные деньги и минимум усилий, по сравнению с возможностью сделать все это в реальном мире. Заманчивая виртуальная жизнь предсказуемо оказалась палкой о двух концах, что создатели фильма тоже показали, и вовремя, потому что отказаться от вредной привычки всегда сложнее, чем ее заполучить. Игроки, пытавшиеся выйти из игры, теряли в итоге обе социальные площадки – и реальную, и виртуальную.
Закрытие фестиваля было отмечено премьерой фильма «Навстречу вечности», совместного производства Дании, Финляндии, Швеции и Италии. Тема фильма – строительство в Финляндии огромного хранилища для ядерных отходов. Однако режиссер Майкл Мэдсен, который принял участие в дискуссии после просмотра фильма, подчеркнул, что это фильм не о ядерной энергетике и не о проблеме ядерных отходов. Это скорее попытка посмотреть на наше время из далекого будущего.
Обеспечение долговременного хранения ядерных отходов – задача с одной только технической точки зрения невероятно сложная, но технологический аспект в фильме затрагивается лишь краем. Создателей фильма интересует другое -- человеческий фактор, часто не принимаемый во внимание. Как защитить хранилище от излишнего любопытства и неграмотных действий в будущем? Ответ обескураживающий – такого способа пока не существует. Фараоны тоже не рассчитывали, что их усыпальницы станут объектом исследований археологов. Кроме того, хранилища ядерных отходов явно будут нуждаться в обслуживании последующими поколениями, а для этого необходим надежный способ передачи информации о проекте из поколения в поколения. Единственный доступный на данный момент способ передачи такого рода информации – письменно зафиксированные знания и умения. Пока этот канал не будет работать бесперебойно, за столь масштабные проекты вряд ли стоит браться.
Фильмы, показанные в программе фестиваля, ценны как минимум тем, что заставляют задуматься над тем, что же современный человек знает об окружающем его мире. Жаль, что посмотреть их можно было лишь в Политехническом музее и аудиториях нескольких вузов.
ЮЛИЯ ГАЛЬЧЕНКОВА