Ничто не ново под луной, даже социальные сети. Точно такой же страстью общения была охвачена просвещённая часть Европы в XVII–XVIII веках.
«Семнадцатый век стал своего рода информационной бомбой», — рассказывает Анаис Сен-Джуд, директор программы BibioTech Стэнфордского университета (США). Коперниканская революция, распространение книгопечатания, изучение Нового Света — всё это необходимо было осмыслить и обсудить. «Это был динамичный, беспокойный период», — подчёркивает специалист.
Конечно, ни «Твиттера», ни «Фейсбука» тогда ещё не придумали. Как ни странно, не было даже смартфонов. Зато бурно цвела почта. Вольтер отправлял по 10–15 писем в день. Жан Расин жаловался, что не успевает вести переписку: его «ящик» переполнен, сказали бы сейчас. При этом, судя по данным стэнфордского проекта Mapping the Republic of Letters, 40% писем Вольтера предназначались корреспондентам, жившим относительно близко.
Что писали? Чаще всего ничего особенного (с тех пор мало что изменилось). Приглашали к чаю и говорили: «OMG, ты слышал о герцоге?»
С другой стороны, эта болтовня имела важные последствия, говорит руководитель проекта Дэн Эдельштейн, который весной начнёт преподавать курс «Социальные животные, социальные революции и социальные сети». Прежде всего наступил расцвет почтовых услуг. Веками почта обслуживала главным образом правительственных чиновников, затем — торговые и банковские дома. Со временем переписываться стали не только близкие люди, но и далёкие корреспонденты, которым не суждено было никогда увидеться (как и вам с вашими «одноклассниками»).
Письма слали не только писатели. Мадам де Севинье с конца 1670-х по 1696 год сочинила 1 120 посланий своей дочери, которая после женитьбы уехала в Бретань: надо было держать ребёнка в курсе всех парижских дел. Письма оказались настолько остроумными, что были опубликованы, хотя не предназначались публике.
В течение какого-то времени улицы Парижа были усеяны клочками бумаги (les billets) — скабрезными и политическими стишками. Похоже на «Твиттер»? Вольтер за свои вирши оказался в тюрьме, а такие анонимки позволяли обойти цензуру и остаться на свободе. Кстати, эти бумажки играли роль в организации восстаний — точно так же, как в Египте в этом году.
Несмотря на отсутствие Интернета, существовали даже социальные сети — в виде салонов, клубов, академий. В XVII веке доминирующей формой искусства стал театр — и здание театра стало важным местом встречи «тусовщиков». На сцену почти не смотрели: обсуждали и разглядывали друг друга. Ради того, чтобы все были в курсе «флеш-мобов», изобрели афишу.
Одна социальная сеть даже привела к созданию нового государства. 2 июля известного года 56 мужчин подписали некую бумагу, которая была опубликована как Декларация независимости США 4 июля. «Обратите внимание: мы отмечаем не факт её подписания, — говорит г-н Эдельштейн. — Праздником стал день, когда она увидела свет в газетах и начала объединять вокруг себя людей».
Примерно в те же годы появилась современная журналистика. Знать (например, кардинал Мазарини) нанимала «блогеров», собиравших сплетни по всему Парижу и распространявших отсебятину по подписке. Постепенно расцвели «литературные обозрения» и газеты, популярными стали «письма редактору».
«Нет ничего нового под солнцем», — вздыхает г-жа Сен-Джуд.
Подготовлено по материалам Стэнфордского университета.
ДМИТРИЙ ЦЕЛИКОВ