Люди лгут чаще, когда есть возможность высказаться в письменном виде.
Все прочие формы общения показались Дэвиду Сюю из Уичитского государственного университета (США) и его коллегам более честными.
В эксперименте приняли участие 170 студентов Университета Британской Колумбии (Канада). Им предложили поиграть в фондовую биржу, причём «брокер» и «покупатель» обсуждали сделку в одном из четырёх форматов: общаясь лицом к лицу, по видеосвязи, телефону или чату.
Коварные исследователи пообещали самым хорошим игрокам денежное вознаграждение (до $50). Чем больше акций мог продать «брокер», тем выше был его приз; ну а «покупатели» богатели в зависимости от стоимости акций.
При этом «брокерам» нашептали на ушко, что, по замыслу организаторов, всем акциям после продажи суждено потерять половину своей стоимости. «Покупателям» сообщали об этом только по факту заключения сделки. Исследователей интересовало, есть ли совесть у «брокеров».
Выяснилось, что «покупателей», общавшихся в чате, обманывали на 95% чаще, чем по видео, на 31% — чем тет-а-тет, и на 18% — чем по телефону.
Кстати, специалистов удивило то обстоятельство, что по видеосвязи люди лгут меньше, чем в лицо. Г-н Сюй полагает, что здесь сработал так называемый эффект центра внимания, когда человек чувствует, что за ним следят более пристально.
Результаты исследования опубликованы в издании Journal of Business Ethics.
Подготовлено по материалам Уичитского государственного университета.
ДМИТРИЙ ЦЕЛИКОВ