27 января 2012 года исполнилось 325 лет со дня рождения Бальтазара Неймана - важнейшего немецкого архитектора эпохи барокко. Его портрет украшал купюру достоинством 50 марок.
Вюрцбургская епископская резиденция (Würzburger Residenz) - памятник мировой культуры, шедевр позднего барокко. В ней нашли свое отражение лучшие идеи эпохи. Она является оригинальным результатом синтеза французской дворцовой архитектуры, австрийского имперского стиля, северо-итальянского дворцового и сакрального зодчества. Ее ставят в один ряд с венским Шёнбрунном и французским Версалем.
Многоликая резиденция
Если говорить о внешнем облике, то одна из особенностей резиденции состоит в ее многоликости - в том, что в одном месте под одной крышей можно обнаружить разные типы европейских дворцов, сравнив, например, фасады со стороны города и дворцового парка.
В наши дни дворцовая площадь используется в качестве стоняки, что, увы, портит общее впечатление и отбивает желание фотографировать эту часть резиденции, заставляет идти на уловки, чтобы машины не попали в кадр. Однако такое прагматическое решение позволяет многочисленным гостям не тратить время на поиск парковки в небольшом городе. А ведь когда-то эта просторная площадь создавалась как раз для того, чтобы подчеркнуть масштабы и значение дворца.
Шестьдесят лет
Над резиденцией вюрцбургских князей-епископов почти шесть десятилетий, начиная с 1720 года, работали именитые мастера из Парижа, Вены, Генуи, Венеции и Амстердама. Например, итальянец Джованни Баттиста Тьеполо написал в Вюрцбурге самую большую потолочную фреску в мире, но о внутреннем убранстве речь пойдет в следующем репортаже, а пока мы остановим внимание на самом здании и истории его строительства.
Резиденция была одним из самых престижных и амбициозных проектов своего времени во всей Европе. Главным архитектором, проявившим изрядное упорство при отстаивании собственных идей и представлений в спорах с коллегами, художниками и самими заказчиками, был Иоганн Бальтазар Нейман (Johann Balthasar Neumann, 1687-1753).
К моменту, когда Нейман получил этот заказ, ему исполнилось всего 33 года. Он пришел в архитектуру окольными путями, освоив до этого профессию мастера оружейных дел. Поэтому около его фигуры, которую можно обнаружить на фресках Тьеполо, изображена внушительных размеров пушка. Резиденция стала первым большим проектом Неймана и оказалась делом всей его жизни - главным из трех десятков дворцов, церквей, часовен...
По следам Шёнборнов
Строительство нового дворца в 1719 году задумал тогдашний епископ Вюрцбурга Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн (Johann Philipp Franz von Schönborn, 1673-1724) из влиятельного южно-германского графского рода Шёнборнов. Именно он и разглядел талант молодого архитектора Неймана. Строительство корпусов резиденции продолжалось с 1720 по 1744 годы, а отделка - вплоть до 1780-го.
Чтобы понять место и роль этой резиденции, следует несколько слов сказать о самих Шёнборнах - следы которых в Баварии встречаются буквально на каждом шагу. Из рода Шёнборнов происходит восемь епископов и архиепископов, двое из них - кардиналы, а один даже занимал пост вице-канцлера Священной Римской империи. Шёнборны - известные покровители искусств и меценаты, заядлые строители. Одна из возведенных ими резиденций, также включенная ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия, находится в Бамберге.
Начальное финансирование
К моменту избрания епископом Вюрцбурга Иоганн Филипп Франц фон Шёнборн в результате выигранного судебного процесса получил огромную по тем временам сумму - 600 тысяч гульденов, которая позволила незамедлительно приступить к осуществлению его архитектурных фантазий.
Новый дворец должен был стать символом церковной власти и наглядным выражением идей абсолютизма. До этого в качестве резиденции епископы использовали крепость Мариенберг, расположенную на горе на противоположенном берегу Майна.
Дело семейное
Свою лепту в дело захотели внести и ближайшие родственники нового епископа: родной дядя - курфюрст Майнца, а также брат - вице-канцлер империи, помогавший идеями из Вены. Они поручили своим придворным архитекторам разработать собственные проекты, частично затем вошедшие в планы Неймана. Начало коллективному творчеству было положено.
Уже на первом этапе произошла встреча Неймана, которая стала началом продолжительного противостояния, с самым влиятельным архитектором Вены Иоганном Лукасом фон Хильдебрандтом (Johann Lucas von Hildebrandt). Среди самых известных работ Хильдебрандта - венские дворцы Верхний и Нижний Бельведер.
Заклятые коллеги
Хильдебрандта и Неймана можно считать заклятыми коллегами. О вражде и спорах между ними ходят легенды. Самая известная из них связана с парадной лестницей в Вюрцбургской резиденции. Хильдебрандт обещал повеситься на крюке, который сам вобьет в ее потолок.
Дело в том, что планы Неймана предусматривали возведение свободного кирпичного свода без дополнительных опор - 32 на 18 метров при 5-метровой высоте. Позже именно на этом своде Джованни Баттиста Тьеполо разместит самую большую по площади потолочную фреску в мире.
Хильдебрандт был уверен, что Нейман ошибся в расчетах. По его мнению, потолок должен был обвалиться еще во время строительства. Нейман иронично возразил ему, что в день исполнения обещания установит на лестнице артиллерийскую батарею, чтобы отметить это радостное событие праздничным залпом. Потолок и ныне там, а Хильдебрандт умер собственной смертью, хотя и проиграл пари.
Мало того, спроектированный Нейманом свод выдержал пожар, возникший в резиденции после налетов британской авиации в 1945 году. Деревянная крыша над парадной лестницей выгорела, но ее каменный потолок остался в целости и сохранности. Вместе с уникальными фресками. Именно эту часть здания первым делом накрыли временной крышей по распоряжению одного из американских офицеров, чтобы спасти от дождей уникальное произведение искусства.
Пять епископов и один Нейман
После скоропостижной смерти первого заказчика - всего через четыре года после начала строительства резиденции - его преемник Кристоф Франц фон Хуттен (Christoph Franz von Hutten) в 1724 году решил прекратить работы из-за напряженного финансового положения, закончив лишь северный корпус.
Однако правление фон Хуттена в Вюрцбургском церковном княжестве продолжалось недолго. Он умер через пять лет, а на смену ему вновь пришел представитель рода Шёнборнов - тот самый венский вице-канцлер Священной римской империи германской нации Фридрих Карл фон Шёнборн (Friedrich Karl von Schönborn). Он продолжил строительство с характерным для Шёнборнов энтузиазмом. Кстати, к этому времени Фридрих Карл уже занимал пост князя-епископа Бамберга, а Вюрцбург стал его вторым церковным княжеством.
Всего в период возведения корпусов и отделки резиденции за более чем тридцать лет при Неймане сменилось пять епископов. При одном из епископов он на несколько лет попал в немилость и был отстранен от проекта.
Старый знакомый
До 2002 года с Бальтазаром Нейманом и его главным дворцом ежедневно соприкасались миллионы жителей Германии. Если вы помните последнюю купюру достоинством в 50 немецких марок, то на ней был изображен именно его портрет - в пышном парике, с уверенным и открытым взглядом, а на другой ее стороне - фасад Вюрцбургской резиденции.
В наши дни во время путешествий по Германии и Европе напрасно искать архитектурные сооружения с купюр единой валюты евро. Все они, как и Вюрцбургская резиденция, являются своего рода "синтезом" архитектурных форм и идей, но в отличие от дворца-резиденции, построенной Нейманом, существуют лишь на бумаге, то есть на банкнотах. При разработке дизайна общих европейских денег реально существующие мотивы решили не использовать. При таком большом количестве стран, входящих в валютный союз, спорить пришлось бы долго. Поэтому на реальных европейских деньгах в наши дни изображены объекты исключительно виртуальные, "синтезированные", но по своим формам вполне характерные для Европы.
Внутренние ценности
Внутри Вюрцбургской резиденции посетителям фотографировать, к сожалению, запрещено, хотя во многих других дворцах, находящихся в собственности Баварии, делать это разрешается.
Сравнивая собственные впечатления со снимками фотографов-профессионалов, еще раз убеждаешься в том, что барочные резиденции относятся к разряду особо привередливой архитектуры. Характер у них такой многогранный, что большинство попыток передать их красоту, богатство и разнообразие внутреннего мира через объектив заранее обречено на провал. Способны на это лишь единицы, среди которых в Германии, наверное, можно назвать Кандиду Хёфер (Сandida Höfer), но она фотографирует не для туристических справочников, а для музеев и частных коллекций.
Барочные памятники настойчиво требуют личного присутствия наблюдателя на месте. Иначе знаменитая парадная лестница, каждый шаг по которой становится настоящим открытием, ступенькой к невесомости, в переведенных на русский язык путеводителях превращается в банальную и угрюмую "лестничную клетку". Действительно, как ни банально это звучит, в данном случае лучше один раз увидеть, увидеть лично, чем сто раз услышать или смотреть чужими глазами.
МАКСИМ НЕЛЮБИН