Выготский Лев Семенович
Выготский Лев Семенович
психолог и философ, основоположник культурно-исторической школы в психологии.
- Настоящее имя:
- Выготский Лев Симхович
- Годы жизни:
- 1896 — 1934
- Место рождения:
- г.Орша, Российская империя
- Место смерти:
- Москва, СССР
- Разделы каталога:
- Психологические науки
Лев Семёнович Выготский родился 5 (17) ноября 1896 года в городе Орша вторым из восьмерых детей в семье банковского служащего, выпускника Харьковского коммерческого института Семёна Яковлевича Выготского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выготской. Его образованием занимался частный учитель Соломон Ашпиц, известный использованием так называемого метода сократического диалога.
В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского. По окончании учебы в Москве вернулся в Гомель. В 1924 году переехал в Москву, где и прожил последнее десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924—1928), в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927—1934), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929—1931), 2-м МГУ (1927—1930), а после реорганизации 2-го МГУ — в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930—1934), а также в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929—1934); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году).
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Выходные данные:
- Просмотров: 2746
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 06.12.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Шмелев Александр Георгиевич
- профессор; доктор психологических наук
Соавторы:
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Антропология; Когнитивная психология; Когнитивные науки; Культурология; Психолингвистика.
Авторские произведения: Выготский Лев Семенович
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Развитие высших психических функций |
1931 | — | ||
В книге дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые...
|
|||||
2. |
Учение об эмоциях |
1930 | — | ||
Основное содержание исследования составляет анализ "Страстей души" Декарта – работы, которая согласно Выготскому определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций.
|
|||||
3. |
Сознание как проблема психологии поведения |
1925 | — | ||
В данной работе автор намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва...
|
|||||
4. |
Психология развития человека |
1927 | — | ||
В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
|
|||||
5. |
Орудие и знак в развитии ребенка |
1930 | — | ||
Данная работа освещает проблемы формирования практического интеллекта, роль речи в орудийных действиях, функции знаковых операций в организации психических процессов. Написана в соавторстве с А.Р.Лурия.
|
|||||
6. |
Мышление и речь |
1934 | — | ||
Классическая работа Льва Семеновича Выготского занимает особое место в серии по психолингвистике. Это труд, которым фактически была основана сама психолингвистическая наука, хотя даже название ее еще не было известно.
|
|||||
7. |
Лекции по психологии |
1932 | — | ||
В книгу известного психолога Л.С.Выготского вошли лекции, посвященные высшим психическим функциям и их развитию в детском возрасте.
|
|||||
8. |
История развития высших психических функций |
1931 | — | ||
Автор рассматривает развитие высших психологических функций (внимания, памяти, мышления, речи, арифметических операций, высших форм волевого поведения; личности и мировоззрения ребенка) как переход "естественных" функций в "культурные", который происходит в ходе общения ребенка со взрослым на основе опосредования этих функций речью и другими знаковыми структурами.
|
|||||
9. |
Воображение и творчество в детском возрасте |
1930 | — | ||
В этой работе рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.
|
|||||
10. |
Основы дефектологии |
1935 | — | ||
Книга включает опубликованные в 20-30-х гг. труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам дефектологии: монографию "Общие вопросы дефектологии", ряд статей, докладов и выступлений. Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, - вот ведущая идея работ Л. С. Выготского.
|
|||||
11. |
Психология искусства |
1922 | — | ||
«Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства. Книга рассчитана на специалистов — эстетиков, психологов, искусствоведов, а также на широкий круг читателей.
|