Гегель Георг
Гегель Георг
философ, создатель теории диалектики.
- Настоящее имя:
- Гегель Георг Вильгельм Фридрих
- Годы жизни:
- 1770 — 1831
- Место рождения:
- Штутгарт, Германия
- Место смерти:
- Берлин, Германия
- Разделы каталога:
- Философские науки
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) великий немецкий философ, создатель всеобъемлющей философской системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, «панлогизма» и историзма. Родился в г. Штутгарт в семье крупного чиновника. В 1788-1793 гг. Гегель учился в лютеранском институте в Тюбингене вместе с будущим философом Шеллингом и поэтом Гёльдерлином. По окончании института в качестве домашнего учителя преподавал в Берне, затем во Франкфурте-на-Майне. В этот период Гегель много времени уделяет углублённому изучению философского наследия Платона, Спинозы, Канта. Во Франкфурте им были написаны первые работы, посвящённые вопросам религии и религиозного воспитания, а также проблеме конституционной реформы. Уже в этих первых опытах можно видеть глубокий критический ум и аналитические способности будущего создателя систематической диалектики. Для работ этого периода характерны также острая заинтересованность социальной, политической и правовой проблематикой, стремление выработать теоретические основания, необходимые для реализации программ общественного переустройства на началах разума и гуманности.
Великую французскую революцию 1789—93гг Гегель встречает восторженно, ознамновав это событие посадкой «дерева свободы».
С 1801 г. Гегель преподаёт Йенском университете, где читает курсы логики, метафизики и естественного права, а также вместе с Шеллингом издаёт «Критический журнал философии», где были опубликованы его первые статьи, содержавшие анализ основ философии Канта и Фихте. В 1806 году выходит в свет первая крупная работа Гегеля – «Феноменология Духа», содержавшая начала его будущей философской системы. Уже здесь Гегель отчётливо формулирует главный принцип своей философии, утверждающий что развитие действительного мира обусловлено развитием самосознания Абсолютного Духа. В этом же сочинении Гегель развивает ещё одну важнейшую свою идею – идею о совпадении логики и общей истории и теории бытия. Таким образом находит своё выражение центральный принцип объективного идеализма – принцип тождества бытия и мышления, ставший главным принципом построения философской системы Гегеля. Проблемы диалектической связи понятий, согласно его мысли, наиболее полно представляющей и выражающей идею необходимости, всё более и более привлекают внимание мыслителя. Итогом этих исследований становится его главный философский труд – «Наука логики» (Wissenschaft der Logik», 1812-1816). Отстаивая идею «содержательной логики», Гегель производит своего рода интеллектуальную революцию, определяя построенную на принципах диалектики логику как универсальную философскую дисциплину, отнюдь не ограниченную исследованием чисто формальных операций с понятиями. Вышедшая вслед за тем «Энциклопедия философских наук» (1817) подводит итог его поискам, являя собой окончательное оформление философской системы Гегеля и в то же время недвусмысленно свидетельствуя о его решительном повороте к политическому консерватизму. Организованные в строгую систему философские знания, сообразно рассматриваемым в каждой из областей проблемам, распределяются между Логикой и Реальной философией, которая, в свою очередь, подразделяется на «Философию природы» и «Философию духа». К эта последней примыкают также «Философия права» и «Философия истории». Помимо собственно правовых проблем, философия права трактует вопросы гражданского общества и государства и существующих между ними взаимосвязей. В философии истории даётся обоснование типологии и периодизации всемирно-исторического процесса, а также отстаивается идея необходимо-законосообразного характера исторического развития человечества. Утверждая, что основным содержанием истории является неуклонно совершающийся прогресс в самосознании Мирового Духа, Гегель стремится доказать истинность этого положения, отсылая к заведомо телеологическому догмату о конечных целях мироздания, движение которого в последнем счёте направляется стремлением Духа к самопознанию.
Будучи избран профессором сначала Гейдельбергского (1816), а затем Берлинского (1818) университетов, Гегель с этого времени по существу становится официальным идеологом Прусского королевства. В его изображении именно это государственное образование, поражавшее даже видавших виды современников казарменными порядками и всепроникающей полицейщиной, преподносится как образец идеального политического устройства, в полной мере воплощающего принципы разума и нравственности. Созданная им система философии официально признаётся основой преподавания во всех учебных заведениях Пруссии.
В 1831 году, Гегель, получивший к этому времени высшие прусские регалии и обретя статус непререкаемого философского авторитета не только в Германии, но и во всей Европе, умирает в Берлине. Его философия оказала сильнейшее влияние на последующее развитие европейской философской мысли (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм).
Рекомендуемая литература
Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1, 2 изд. М.—Л., 1933; полутом 2. СПб., 1903;
Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1—2. М., 1918;
Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. М, 1959.
Выходные данные:
- Просмотров: 3513
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 30.09.2010
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кржевов Владимир Сергеевич
- доцент; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Антропология; История философии; Логика; Онтология; Теория и история изобразительного искусства; Философия; Философия истории; Философия религии; Этика;
Детализирующие понятия:Диалектика; Идеализм; Идеалистический детерминизм; Историзм; Культура; Личность в истории; Нигилизм; Платонизм; Политика; Правовое государство; Рациональность; Русская философия; Случайность и необходимость в истории; Современная философия; Субстанция; Субъект познания; Унитарно-стадиальное понимание истории; Философия истории; Эволюционизм.
Авторские произведения: Гегель Георг
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Философия права |
1820 | — | ||
Одна из известнейших работ немецкого мыслителя Г. Гегеля, в которой раскрываются фундаментальные идеи учения философа о праве, государственном устройстве, гражданском обществе, воле, свободе, морали.
«Философия права», согласно концепции Гегеля, представляет собой философскую науку о праве. Задача философии права состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права. Данное...
|
|||||
2. |
Феноменология духа |
1807 | — | ||
Выдающееся произведения мировой философской литературы, в котором впервые формы общественного сознания были рассмотрены в их эволюции и развитии. Рассматривает развитие сознания как смену его форм, обусловленную внутренним противоречием каждой конкретной формы. Целью познания является окончательное освобождение от опредмечивания и отчуждения духа, достигаемого в философском...
|
|||||
3. |
Философия истории |
1821 | — | ||
Работа крупнейшего немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля посвящена исследованию проблем философии истории. Основной тезис работы: история может быть описана линейной моделью в рамках общесоциального подхода. Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. Предметом философии истории Гегель считал развитие объективного духа на его высшей...
|
|||||
4. |
Лекции по эстетике |
1835 | — | ||
5. |
Народная религия и христианство |
— | — | ||
6. |
Наука логики |
— | — | ||
Произведения, посвященные: Гегель Георг
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Гегель и греки |
1958 | — | ||
Доклад на пленарном заседании Гейдельбергской академии наук.
|
|||||
2. |
Философия Гегеля |
1932 | — | ||
Статья к столетию дня смерти Великого немецкого философа Георга Гегеля.
|