Зарегистрироваться

Гегель Георг

Категории Философия · Эстетика · Философия истории · История философии ... | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 27 Сентябрь 2010 16:22, редактировал Гиренок Федор Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Гегель Георг

философ, создатель теории диалектики

философ, создатель теории диалектики

Настоящее имя:
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Год рождения:
1770
Годы жизни:
1770 — 1831
Место рождения:
Штутгарт, Германия
Место смерти:
Берлин, Германия
Разделы каталога:
Философские науки

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) великий немецкий философ, создатель всеобъемлющей философской системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, «панлогизма» и историзма. Родился в г. Штутгарт в семье крупного чиновника. В 1788-1793 гг. Гегель учился в лютеранском институте в Тюбингене вместе с будущим философом Шеллингом и поэтом Гёльдерлином. По окончании института в качестве домашнего учителя преподавал в Берне, затем во Франкфурте-на-Майне. В этот период Гегель много времени уделяет углублённому изучению философского наследия Платона, Спинозы, Канта. Во Франкфурте им были написаны первые работы, посвящённые вопросам религии и религиозного воспитания, а также проблеме конституционной реформы. Уже в этих первых опытах можно видеть глубокий критический ум и аналитические способности будущего создателя систематической диалектики. Для работ этого периода характерны также острая заинтересованность социальной, политической и правовой проблематикой, стремление выработать теоретические основания, необходимые для реализации программ общественного переустройства на началах разума и гуманности.

Великую французскую революцию 1789—93гг Гегель встречает восторженно, ознамновав это событие посадкой «дерева свободы».

С 1801 г. Гегель преподаёт Йенском университете, где читает курсы логики, метафизики и естественного права, а также вместе с Шеллингом издаёт «Критический журнал философии», где были опубликованы его первые статьи, содержавшие анализ основ философии Канта и Фихте. В 1806 году выходит в свет первая крупная работа Гегеля – «Феноменология Духа», содержавшая начала его будущей философской системы. Уже здесь Гегель отчётливо формулирует главный принцип своей философии, утверждающий что развитие действительного мира обусловлено развитием самосознания Абсолютного Духа. В этом же сочинении Гегель развивает ещё одну важнейшую свою идею – идею о совпадении логики и общей истории и теории бытия. Таким образом находит своё выражение центральный принцип объективного идеализма – принцип тождества бытия и мышления, ставший главным принципом построения философской системы Гегеля. Проблемы диалектической связи понятий, согласно его мысли, наиболее полно представляющей и выражающей идею необходимости, всё более и более привлекают внимание мыслителя. Итогом этих исследований становится его главный философский труд – «Наука логики» (Wissenschaft der Logik», 1812-1816). Отстаивая идею «содержательной логики», Гегель производит своего рода интеллектуальную революцию, определяя построенную на принципах диалектики логику как универсальную философскую дисциплину, отнюдь не ограниченную исследованием чисто формальных операций с понятиями. Вышедшая вслед за тем «Энциклопедия философских наук» (1817) подводит итог его поискам, являя собой окончательное оформление философской системы Гегеля и в то же время недвусмысленно свидетельствуя о его решительном повороте к политическому консерватизму. Организованные в строгую систему философские знания, сообразно рассматриваемым в каждой из областей проблемам, распределяются между Логикой и Реальной философией, которая, в свою очередь, подразделяется на «Философию природы» и «Философию духа». К эта последней примыкают также «Философия права» и «Философия истории». Помимо собственно правовых проблем, философия права трактует вопросы гражданского общества и государства и существующих между ними взаимосвязей. В философии истории даётся обоснование типологии и периодизации всемирно-исторического процесса, а также отстаивается идея необходимо-законосообразного характера исторического развития человечества. Утверждая, что основным содержанием истории является неуклонно совершающийся прогресс в самосознании Мирового Духа, Гегель стремится доказать истинность этого положения, отсылая к заведомо телеологическому догмату о конечных целях мироздания, движение которого в последнем счёте направляется стремлением Духа к самопознанию.

Будучи избран профессором сначала Гейдельбергского (1816), а затем Берлинского (1818) университетов, Гегель с этого времени по существу становится официальным идеологом Прусского королевства. В его изображении именно это государственное образование, поражавшее даже видавших виды современников казарменными порядками и всепроникающей полицейщиной, преподносится как образец идеального политического устройства, в полной мере воплощающего принципы разума и нравственности. Созданная им система философии официально признаётся основой преподавания во всех учебных заведениях Пруссии.

В 1831 году, Гегель, получивший к этому времени высшие прусские регалии и обретя статус непререкаемого философского авторитета не только в Германии, но и во всей Европе, умирает в Берлине. Его философия оказала сильнейшее влияние на последующее развитие европейской философской мысли (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм).

Рекомендуемая литература

Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1, 2 изд. М.—Л., 1933;  полутом 2. СПб., 1903;

Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1—2. М., 1918;

Овсянников М. Ф. Философия Гегеля. М, 1959.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Гегель Георг

Название Год Текст Тип Действия
1. Философия права
1820
Одна из известнейших работ немецкого мыслителя Г. Гегеля, в которой раскрываются фундаментальные идеи учения философа о праве, государственном устройстве, гражданском обществе, воле, свободе, морали. «Философия права», согласно концепции Гегеля, представляет собой философскую науку о праве. Задача философии права состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права. Данное...
2. Феноменология духа
1807
Выдающееся произведения мировой философской литературы, в котором впервые формы общественного сознания были рассмотрены в их эволюции и развитии. Рассматривает развитие сознания как смену его форм, обусловленную внутренним противоречием каждой конкретной формы. Целью познания является окончательное освобождение от опредмечивания и отчуждения духа, достигаемого в философском...
3. Философия истории
1821
Работа крупнейшего немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля посвящена исследованию проблем философии истории. Основной тезис работы: история может быть описана линейной моделью в рамках общесоциального подхода. Гегель в философии истории осмыслил развитие человека через ступени развития мирового разума. Предметом философии истории Гегель считал развитие объективного духа на его высшей...
4. Лекции по эстетике
1835
5. Народная религия и христианство
6. Наука логики

Произведения, посвященные: Гегель Георг

Название Год Текст Тип Действия
1. Гегель и греки
1958
Доклад на пленарном заседании Гейдельбергской академии наук.
2. Философия Гегеля
1932
Статья к столетию дня смерти Великого немецкого философа Георга Гегеля.