Зарегистрироваться

Ганди Махатма

Категории Этика | Под редакцией сообщества: Философия

Ганди Махатма

философ, общественный деятель, публицист и журналист, политический деятель Индии, идейный руководитель Индийского национального конгресса.

философ, общественный деятель, публицист и журналист, политический деятель Индии, идейный руководитель Индийского национального конгресса.

Настоящее имя:
Ганди Мохандас Карамчанд
Год рождения:
1869
Годы жизни:
1869 — 1948
Место рождения:
Порбандар, Индия
Место смерти:
Дели, Индия
Разделы каталога:
Философские науки

Ганди Мохандас Карамчанд (прозвище «Махатма» - великая душа) (2.10.1869, Порбандар, Британская Индия – 30.01.1948, Нью-Дели, Индия) – философ, мыслитель, выдающийся политический деятель Индии, идейный руководитель Индийского национального конгресса.

Родился в семье, принадлежавшей к торговой касте. В детстве получил религиозное воспитание в традиции индуизма, основанное на идеале терпимости и аскетизма. Несмотря на противостояние общины и последовавшее отлучение, отправился получать юридическое образование в Лондон. Обратно община его приняла обратно только после надлежащих ритуалов очищения.

В 1893 г. по предложению одной из индийских коммерческих организаций, поехал в Южную Африку в качестве управляющего. После столкновения с расовой дискриминацией, существовавшей в этой стране на законодательном уровне, создал политическую партию Индийский национальный конгресс. С этого момента Ганди оставляет юридическую практику и посвящает себя борьбе за права цветного населения. В этой борьбе следует отметить два отличительных момента. Во-первых, решение самого Ганди принять обет брахмачатрия, подразумевавший суровый аскетический образ жизни и отказ от собственности. Во-вторых, тактика борьбы, названная Махатмой «сатьяграха», дословно: «сатья» - истина, воплощённая в любви, и «аграха» - твёрдость духа, усердие. Сатьяграха предполагала неуклонное стремление к своей цели, но при этом без нанесения какого-либо ущерба противнику. В качестве реальных действий она заключалась в отказе следовать законам, унижающим достоинство личности и решимости принять за это все тяготы. Первая сатьяграха была объявлена Ганди в 1907 г. как протест против расистского закона Трансвааля, требовавшего обязательной регистрации цветного населения и получения соответствующих документов. В результате борьбы, длившейся несколько лет, и под давлением европейских стран, власти Южной Африки были вынуждены принять закон об облегчении положения индийцев.

Пребывание за границей сформировало Ганди не только как политического деятеля и борца за права человека, но и стало временем формирования философско-этических взглядов. К первому десятилетию ХХ века относится его знакомство с идеями Л.Н. Толстого, которое укрепило его веру в идеал ненасилия и помогло развернуть собственные взгляды в последовательное учение. До конца жизни Ганди считал себя учеником великого русского мыслителя, у которого он взял идею ненасилия, понятого именно как активная, бесстрашная, самоотверженная борьба. Также значительное влияние на него оказали индийский мистик Раджачандра Равджибхаи и английский писатель и художник Джон Рёскин. Именно Рёскину он обязан второй значительной чертой своего учения – прославлению трудолюбия, культа трудовой жизни, дающей независимость и требующей постоянного самопреодоления.

В 1915 г. Ганди возвращается на родину, полный решимости посвятить все силы национально-освободительному движению. Ещё будучи в Южной Африке, он написал книгу «Хинд сварадж» («Независимость Индии»), благодаря которой он стал идейным вдохновителем Индийского национального конгресса. Начиная с 1917 г. Ганди проводит сатьяграху с целью, которая в итоге охватывает всю страну. Она включала в себя различные ненасильственные методы борьбы, начиная от бойкота официальных церемоний, заканчивая отказ от уплаты налогов. Её целью было добиться полного отказа от сотрудничества с британским колониальным режимом, что означало достижение реального самоуправления. В 1920 г. сатьяграха стала официальной программой Индийского национального конгресса. С некоторыми перерывами она длилась вплоть до провозглашения независимости 15 августа 1947 г. За более чем тридцать лет противостояния Ганди неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению, переживал отпадение сторонников и массовое разочарование в его доктрине. Тем не менее, сам он никогда не отходил от принципов активного ненасильственного сопротивления, которое, в конечном итоге, стало решающим фактором победы, а для него обернулось обретением колоссального нравственного авторитета.

Помимо борьбы за независимость, Ганди приложил огромные усилия ради достижения единства Индии. С этой целью он был категорическим противником института неприкасаемых и делал всё для ликвидации межрелигиозной вражды между мусульманами и индуистами. Поэтому он был категорически против разделения единой страны на два государства. Но всё же, ради получения независимости, он был вынужден признать факт её передачи Индии и Пакистану. И если первая конституция провозглашённой республики отменила дискриминацию неприкасаемых, то избежать межрелигиозной резни всё же не удалось. Ганди неоднократно объявлял голодовки в знак осуждения кровавых столкновений и добивался её приостановления хотя бы на короткие периоды. Но его миротворческая деятельность вызывала раздражение радикальных националистических формирований. 30 января 1948 г. Ганди, вышедший из дома для вечерней молитвы, был убит индуистским фанатиком.

Соч.: Махатма Ганди. Избранные труды. М., 1998; Моя вера. Тула, 2009; О молитве. Тула, 2009.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.