Зарегистрироваться

Психодиагностика

Категории Психодиагностика | Под редакцией сообщества: Психология

Психодиагностика – это методический аппарат дифференциальный психологии, то есть, науки об индивидуальных психологических особенностях человека. С помощью психодиагностических методик психологи-исследователи проверяют свои теоретические представления о структуре психических свойств (например, структуре способностей, или черт характера, или психических состояний человека).

Но методы психодиагностики одновременно используются не только для научных исследований, но и для проведения чисто практических обследований – для получения частных сведений о конкретных людях и группах людей не с целью проверки научных теорий или гипотез, а с целью прогноза эффективности их учебной или профессиональной деятельности, с целью прогноза успешности социальной адаптации, предупреждения заболеваний или асоциального поведения и других практических целях.

Нередко психодиагностику сводят к применению психологических тестов. Но тесты – это лишь один из возможных классов психодиагностических методов. В современной западной психологии принятому в российской психологии понятию «психодиагностика» более точно соответствует международный англоязычный термин psychological assessment (психологическое оценивание), чем термины psychological testing или популярный лишь в области клинической психологии термин psychodiagnostika.

Связи психодиагностики с другими науками и видами практической деятельности психолога

По линии психологической науки психодиагностика (ПД) тесно связана с дифференциальной психологией – теорией межиндивидуальных психологических различий – различий между людьми в их психических свойства (способностях, чертах, состояниях, мотивации и т.п.). Эти связи носят двоякий характер: а) некоторые ПД-методы получают смысл и обоснование только в рамках определенные дифференциально-психологических теорий (концепций) и их результаты не могут быть проинтерпретированы вне понимания этих теорий; б) однако, некоторые дифференциально-психологические концепции оказывались не первичными, а вторичными по отношению к определенным ПД-методикам – они возникали на основе анализа результатов, полученных по методикам, созданным еще до всяких теорий - просто путем многочисленных обследований самых разных людей. Второй психологической наукой, которая тесто связана с ПД, является психометрика – математизированная теория психологических измерений. Но в отличие от общей психометрики, которая строит количественные модели и зависимости для общих психических закономерностей, характерных практически для всех людей (например, психофизическая кривая зависимости интенсивности ощущения от силы определенного стимульного воздействия), в ПД используется особая дифференциальная психометрика – количественные модели, описывающие различия между людьми.

По линии используемого в ПД математического аппарата ПД тесно связана с общенаучной теорией измерения (с метрологией), методами и алгоритмами распознавания образов (отраслью кибернетики) и общей теорией тестов (тестологией). По этой линии есть определенная родство между психодиагностическими тестами и тестами, которые используются не только в педагогике или медицине (там тоже тестируют человека, но не психические его свойства, а другие свойства), но  и в области техники (где тестируют исправность определенных технических устройств и программных средств).

По линии психологической практики психодиагностика тесно связана с различными видами практической деятельности психолога, так как является информационной основой для проведения психологического консультирования (чтобы дать клиенту полезный совет, надо знать его психологические особенности), оказания психологической помощи (психотерапии), для проведения психологического тренинга (еще до тренинга необходимо выяснить, не нанесет ли данному человеку вред данный вид тренинга), для выдвижения и внедрения определенного инженерно-психологического проекта (в области систем «человек-машина»),  или проекта в области организационной психологии (новые организационные схемы, модели деловой коммуникации будут лучше работать, если они учитывают индивидуальные свойства общающихся людей).

Классификация методов психодиагностики

Методы психодиагностики принято классифицировать по трем основаниям: выявляемым психическим свойствам (предмету диагностики), по используемым методическим приемам (по технологическому основанию), по решаемым с помощью диагностики задачам.

Для того, чтобы эффективно решить ту или иную психодиагностическую задачу надо выбрать метод, который является адекватным по предмету (выявляет именно те психические свойства, которые важны для решения задачи) и может быть реально осуществлен с учетом ресурсных ограничений и других условий, в которых поставлена задача. Например, если в организации стоит задача выявления креативных (изобретательных) сотрудников, то не следует для решения этой задачи прибегать к тестам на стрессоустойчивость и, наоборот, - для выявления стрессоустойчивых не надо прибегать к тестам на креативность. Очень важным в практических условиях являются временные ограничения. Если в течение одной недели надо обследовать сотни сотрудников, и на обследование одного сотрудника отводится не более получаса, то в этих условиях невозможно применить тонкие и весьма трудоемкие, требующие индивидуального подхода клинические методы психодиагностики (методы беседы, наблюдения за реальной деятельностью и т.д.), но оказываются достаточно полезными научно-обоснованные краткие тестовые испытания, если они до этого прошли научную психометрическую проверку (см. ниже о психометрических основах психодиагностики).

По предмету психодиагностики (классам диагностируемых психических свойства) принято различать следующие группы методик: 1) методики на диагностику свойств темперамента человека (свойств, тесно связанных с психофизиологическими особенностями функционирования центральной нервной системы человека), 2) методики на свойства характера (прижизненно приобретенные универсальные тактики и стратегии поведения), 3) методики на свойства мотивационно-потребностной сферы (на выявление направленности личности). 4) методики на общие интеллектуальные способности (связанные с темпом выполнения умственных операций, с уровнем обучаемости новым знаниям и умениям), 5) методики, связанные с частными, модально-специфическими способностями (например, звуковысотный, или музыкальный слух), 6) методики, направленные на прижизненно- формируемые специальные способности, важные для определенных профессий (тут часто говорят о тестах достижений, а последнее время – о тестах на специальные компетенции), 7) методики на диагностику функциональных состояний, 8) методики на диагностику эмоциональных состояний, 9) методику на диагностику особенностей сознания, самосознания и самооценки личности, 10) методику на диагностику социальных установок (в отношении определенных макросоциальных явлений), 11) методики на диагностику частных межличностных отношений в рамках его микросоциального окружения.

По операционально-технологическим признакам принято различать следующие классы методик: 1) приборную регистрацию психофизиологических показателей (например, полиграф), 2) объективные поведенческие методики (частный случай – компьютерные имитации реального поведения с автоматизированной фиксацией полного протокола всех игровых действий), 3) объективные тесты (такие серии из отдельных задач, которые предполагают формально-заданный правильный ответ), 4) тест-опросники (серия вопросов с заданным набором ответов, среди которых нет однозначно-правильных), 5) методики шкалирования стимульных объектов (графические, числовые, парных сравнений, ранжирования и т.п.), 6) проективные методики, 7) контент-анализ текстов, 8) методики стандартизированного наблюдения (поисковое наблюдение, как правило, решает задачу подготовки основы для последующего стандартизированного наблюдения – по заданной системе признаков и категорий событий), 9) методики беседы (разнообразные техники свободного и стандартизированного интервью), 10) методики групповой игры (включая ролевые игры, психодраматические упражнения с группой и т.п.), 11) метод обучающего эксперимента.

Не все психические свойств могут быть с одинаковой успешностью диагностироваться с помощью любой техники (класса методик). Например, свойства темперамента лучше диагностируются с помощью психофизиологических методик, чем социальные установки. Но в целом и практикам, и исследователям рекомендуется использовать для диагностики одного и того же свойства не одну, а сразу несколько (минимум, две) различных техники в рамках одного обследования (исследования). Это повышает достоверность результатов психодиагностики.

Психометрические основания психодиагностики

Важнейшим источником научной информации о качестве той или иной психодиагностической методики являются результаты проведенных психометрических исследований с использованием этой методики. Речь идет о специальных исследованиях таких психометрических свойств методик как надежность, валидность и репрезентативность.

Долгое время считалось, что этими свойствами могут обладать лишь тесты – стандартизированные измерительные методы психодиагностики. Но в последнее время нарастает тенденция к распространению этих же требований и на экспертные методы псхиодиагностики (проективные методики, метод стандартизированного наблюдения и другие, где велика роль квалификации и профессиональной интуиции психолога-эксперта). Надежностью психодиагностической методики принято называть некий количественно-статистический показатель устойчивости результатов методики. Этот показатель измеряется с помощью различных коэффициентов корреляции: для двух половин методики (синхронная надежность, или однородность теста), для первого теста и последующего повторного теста на той же выборке испытуемых (показатель стабильности тестовых результатов во времени).  Показатель надежности редко приближается в психодиагностике к 1.0, но методики с показателями выше 0,5 уже могут вызывать дальнейший исследовательский интерес. Для практических целей используются методики с показателем надежности не ниже 0.7. Для различных классов методик известны определенные типичные интервалы возможных показателей надежности. Мера надежности – это мера уверенности пользователя методики, с которой он может считать, что методика устойчиво что-то измеряет. Но показатель надежности не отвечает на вопрос, что именно измеряет методика, какое психическое свойства. На этот вопрос отвечает показатель валидности. Валидностью психодиагностической методики называет меру ее пригодности для выявления заданного психического свойства – того, на диагностику которого автор-разработчик нацелил методику. В последнее время стало принятым говорить не только о количественно-числовом, но и о качественном аспекте валидности: мало сказать, какой уровень валидности в числовом выражении, важно уточнить, какому именно критерию, какому поведению этот показатель соответствует (какова области валидности методики). Чаще всего самый простой способ измерения валидности методики, применяемый в психологии, состоит в расчете коэффициента корреляции между результатами по проверяемой методики и данными по какому-то внешнему критерию (это может быть другая методика, валидность которой уже проверена, но она слишком трудоемка в проведении; это также может быть показатель успеваемости студента, производительности работника, интегральный показатель здоровья пациента и т.п.). Третье важнейшее психометрическое свойства ПД-методики – это репрезентативность норм на тестовой шкале (диагностической шкале). Тестовыми нормами называют определенные критические точки на тестовой шкале, которые различают области с определенным психологическим диагнозом («экстраверт», «без выраженных особенностей», «интроверт» - пример трех диагностических областей на шкале «экстраверсия-интроверсия»). В ходе стандартизации теста стараются обследовать как можно более многочисленную выборку (выборку стандартизации) и стараются определить нормы на этой выборке так, чтобы они хорошо работали на более широкой популяции (генеральной сововупности) – на всех тех испытуемых, на которых планируется проводить тестовую (диагностическую) методику. Если тестовые нормы на более широкой выборке соответствуют тем нормам, которые получены на более узкой выборке, то выявленные нормы признаются репрезентативности. Нередко проверку репрезентативности сводят к проверке нормальности распределения тестовых баллов. Но нормальность следует считать лишь частным случаям репрезентативности, то есть, логически достаточным, но не необходимым условием.

В мировой психодиагностике (психологическом ассессменте) психометрические характеристики в настоящее время рассматриваются как основной признак научной обоснованности и являются обязательным условием для того, чтобы методика получила сертификат в национальных комиссиях по тестированию (или особых секциях в национальных психологических ассоциациях) в качестве методики, пригодной для практического использования. В отсутствие подобной системы сертификации ПД-методик в Российской федерации существует риск проникновения в практику псевдонаучных методик.

 

Компьютеризация  тестов и экспертные системы в психодиагностике

Ключевой точкой роста и бурно-развивающемся направлением в мировой психодиагностике, как и в других областях науки, стала компьютеризация.  В первую очередь, это коснулось тестов, ибо будучи стандартизированными методиками, они относительно легко подвергаются полной алгоритмизации и переносу на компьютер в форме особой диалоговой (интерактивной) программы, которая предъявляет испытуемому на экране тестовые задания (в вербальной, графической или мультимедийной форме) и тут же регистрирует ответы, которые испытуемый дает с помощью мышки или клавиатуры. В странах, развитых в области тестологии, уже до 90% всех сеансов тестирования (не только по психологическим, но и по образовательным тестам) выполнятся в режиме онлайн. При этом автоматизированная обработка результатов (подсчет тестовых баллов по так называемом «ключам») происходит на сервере разработчика методики, где в результате такой организации процесса тестирования, скапливаются гораздо более репрезентативные (мощные), чем раньше, банки данные. Разрабатываются новые математизированные подходы, повышающие надежность и валидность тестовых методик, как например, «адаптивное тестирование» - приспособление последовательности заданий к особенностям испытуемого в ходе самого сеанса тестирования. Кроме этого в помощь психологу создаются интеллектуальные (экспертные) диагностические системы автоматизированной интерпретации результатов тестирования, в частности, основанные на методах многомерной статистики,  «раскопки данных» (выделении и интепретации показательных случаев – «прецедентов»  или кластеров сходных профилей), моделировании логики рассуждения самых опытных экспертов, применении семантических сетей, самообучающихся «нейронных сетей» и других современных методов, возникающих на стыке когнитивной психологии и компьютерных наук. Эти новейшие методы реально повышают точность диагностики и эффективность прогноза не только в особо-сложных ситуациях (клинических случаях) в медицинской психологии, но и при проведении массовых прикладных исследований в области организационной психологии (при построении профиля эффективного профессионала и менеджера) и в области маркетинга (при построении профиля товара, соответствующего профилю активного покупателя).

Рекомендуемая литература

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер с англ. – Спб: Питер, 2000.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. (редакторы-составители) Общая психодиагностика. – М: Изд-во Москв. Ун-та, 1987, или Спб: Речь, 2001.
  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.  Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб: Питер, 1999.
  4. Фер Р.М., Бакарак В.Р. Психометрика. Введение. Пер. с англ. – Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2010.
  5. Шмелев А.Г. (редактор составитель) Основы психодиагностики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.