Зарегистрироваться

Куайн Уиллард ван Орман

Категории Философия науки · Онтология · Эпистемология | Под редакцией сообщества: Философия

Куайн Уиллард ван Орман

философ науки, один из классиков аналитической философии, логик и специалист по теории множеств.

философ науки, один из классиков аналитической философии, логик и специалист по теории множеств.

Настоящее имя:
Куайн Уиллард Ван Орман
Год рождения:
1908
Годы жизни:
1908 — 2000
Место рождения:
Акрон, штат Огайо, США
Место смерти:
Бостон, штат Массачусетс, США
Разделы каталога:
Философские науки

Куайн Виллард ван Ормон (Quine Willard van Ormon) родился в 1908 г. Отец – мелкий коммерсант, мать – учительница.

Куайн окончил Оберлин Колледж в 1930 г. и в 1932 г. получил PhD от Гарвардского университета. Его научным руководителем был Альфред Уайтхед, соавтор Бертрана Рассела по “Principia”.

В начале 1930-х гг. Куайн посетил Европу и познакомился с польским логиком А.Тарским и австрийским логиком и философом Р.Карнапом. При содействии Куайна Тарский получил работу в США и смог эмигрировать из Польши незадолго до того, как она была захвачена фашистской Германией.

Р.Карнап, который тоже переехал в США, стал другом Куайна. Дискуссии с ним оказались весьма важными и стимулирующими для философии науки Куайна. Карнапу («учителю и другу») Куайн посвятил одну из основных своих книг «Слово и объект» (1960 г.). «Переписка Карнапа и Куайна вышла отдельной книгой в 1991 г.

Куайн внес вклад в логику и теорию множеств. Как известно, канторовская или, как ее называют, наивная теория множеств не удовлетворяла тем стандартам математической строгости, которые восторжествовали в ХХ веке. В частности, это выразилось в антиномиях, которым оказалась подвержена эта теория. Одним из путей совершенствования теории множеств стало ее аксиоматическое изложение. Как сказано в книге А.Френкеля и И.Бар-Хиллела «Основания теории множеств» (М., изд. «Мир», 1966), «наиболее важные направления в аксиоматической теории множеств – это направление Цермело и его ранних последователей, затем направление фон Неймана, Бернайса и Гëделя, и, наконец Куайна “New Foundations” и “Mathematical Logic”» (с.32).

В 1950-е гг. Куайн стал активно выступать как философ науки. При этом он, в отличие от К.Поппера и И.Лакатоса, не выдвигал каких-либо общих эпистемологических схем, не пытался схватить в эпистемологической схеме суть исследования. Войдя в философию науки с критикой неопозитивизма, он разрушал общие схемы, а не создавал новые. Это разрушение, правда, не был абсолютным: Куайн указывал на те пределы, до которых справедливо принятое у неопозитивистов представление научного знания в виде формальной системы, опирающейся на данные наблюдения и измерения.

В статье «Две догмы эмпиризма» Куайн отказывается от двух центральных установок аналитической философии, принимаемых неопозитивистами: 1) дихотомии аналитических и синтетических суждений, 2) редуцируемости (прямой или опосредованной) научного знания к предложениям наблюдения. При этом Куайн указывал на взаимозависимость этих установок («догм»).

В научном знании Куайн различал синтетические положения и конвенции. Такой подход делал картину науки весьма динамичной. В научной теории Куайн различал устойчивое «ядро» и подвижную «периферию». «Ядро», однако, устойчиво не в виду его аподиктической достоверности. Просто в силу традиции, целесообразности и т.д. исследователи меняют положения, составляющие «ядро», в последнюю очередь. При возникновении познавательных трудностей исследователи меняют в первую очередь «периферию».

В статье «Две догмы эмпиризма» сформулировано методологическое правило, получившее название тезиса Дюгема-Куайна (Пьер Дюгем выдвинул близкий принцип в своей книге «Физическая теория. Ее цель и строение»). Это следующее положение: «наши предложения о внешнем мире предстают перед трибуналом чувственного опыта не индивидуально, а как единое целое» (“From a logical point of view”. 1953. p. 41). Это значит, что, вообще говоря, никогда нельзя ставить вопрос об опровержении какого –либо одного из предложений, исходя из данных опыта. Это предложение всегда можно спасти, пожертвовав какими-либо другими предложениями.

Критика Куайном установок аналитической философии нашла свое продолжение в статье «Онтологическая относительность», опубликованной в 1968 г. В этой статье Куайн описывает «Миф о музее»: это примитивный взгляд на соотношение языка и действительности. «Миф о музее» предполагает, что исследователь имеет дело с некой совокупностью вещей, которая первична по отношению к языку науки. «Слова» - вывески (музейный термин), предметы – экспонаты. Перевод с одного языка на другой означает лишь смену «вывесок». По Куайну же языки формируют свои онтологические структуры. Перевод с одного языка на другой - это не просто смена «вывесок», это новое структурирование мира.

Под переводом Куайн имеет в виду не обязательно перевод с родного языка на иностранный и наоборот. Куайн имеет в виду и перевод с одного языка науки на другой, скажем, перевод с языка старой квантовой теории на язык новой квантовой механики.

Куайн связал свою жизнь с Гарвардским университетом (г. Кембридж, штат Массачусетс). В качестве студентов у Куайна учились такие известные философы науки, как Хилари Патнем и Доналд Дэвидсон. Куайн был руководителем диссертационной работы Дэвидсона.

Куайн умер в 2000 г.

Основные переводы на русский язык:

Основания математики. В кн.: "Математика в современном мире". М.: "Мир". 1967.

Референция и модальность. В кн.: "Новое в зарубежной лингвистике". М., изд. Прогресс. 1982.

Онтологическая относительность. В кн.: "Современная философия науки" М.. изд. Логос. 1996. С. 18-39.

Слово и объект. М. изд. Праксис. 2000.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Куайн Уиллард ван Орман

Название Год Текст Тип Действия
1. Слово и объект
1960
Проект построения онтологии средствами аналитической философии языка, включающий утверждение онтологической относительности через лингвистическую.
2. Две догмы эмпиризма
1951
Куайн критикует типичное для аналитической философии подразделение предложений на аналитические и синтетические. Две догмы эмпиризма: 1) дихотомия аналитического и синтетического и 2) редуцируемость (непосредственная и опосредованная) теоретического знания к непосредственно данному. Куайн формулирует холистский подход к теоретическому знанию и объясняет относительную...