Зарегистрироваться

Юриспруденция

Категории Юриспруденция | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Юриспруденция (юридические науки, правовая наука, правоведение) – совокупность наук о праве и его практическом применении.

Юриспруденция относится к разряду общественных и гуманитарных наук.

Юриспруденцию в полном объеме изучают в высших учебных заведениях ( университетах, академиях) на факультетах права.

Предметом изучения юриспруденции является право, рассматриваемое с различных точек зрения (теоретической, исторической, прикладной).

Научные методы юриспруденции связаны с решением проблем происхождения и функционирования права как общественного явления.

Истоки современной юриспруденции

У истоков современной юриспруденции стоят римские юристы эпохи античности. Точкой отсчета служит III в. до н.э. В это время юриспруденция перестает быть прерогативой понтификов (одной из коллегий жрецов) и приобретает светский характер. Юриспруденция, потеряв свой закрытый характер, становится сферой открытого обсуждения, без чего нельзя представить развитие науки.

Важной вехой в этом процессе стал 253 г. до н.э., когда Тиберий Корунканий, первый верховный понтифик из плебеев, открыто стал разбирать вместе с учениками юридические вопросы. Тем самым было положено начало юридическому образованию. Юриспруденция как научная разработка права была непосредственно связана с практической деятельностью римских юристов. Научная деятельность римских юристов проявлялась в двух формах.

Во-первых, римские юристы разрабатывали право в форме ответов (responsa) на юридические вопросы заинтересованных частных лиц.

Во-вторых, они создавали научные труды, которые оказывали мощное воздействие на развитие права.

В республиканский период истории Рима (III – I вв. до. н.э.) появляются первые юридические сочинения, которые, к сожалению, утеряны. В последнее столетие существования Республики наиболее заметными фигурами были:

  • Публий Муций Сцевола;[1]
  • Сервий Сульпиций Руф[2]

Сервий Сульпиций Руф – автор первого комментария к преторскому эдикту.

В императорский период юриспруденция достигла наивысшего расцвета, особенно во II – III вв. н.э.

Наиболее известные[3] этого периода:

  • Гай,
  • Папиниан,
  • Павел,
  • Ульпиан,
  • Модестин.

Труды этих юристов пережили своих авторов, – цитаты из них получили статус закона уже в 426 г. (специальный закон Валентиниана III о цитировании юристов).

Римские юристы глубоко исследовали многие вопросы, возникающие на практике, и непосредственно подошли к теоретическому пониманию права как системы, состоящей из нескольких взаимосвязанных частей. Ульпиан все действующее право делил на публичное ( право, которое «относится к положению Римского государства») и частное ( право, которое «относится к пользе отдельных лиц»). В составе же частного права, в свою очередь, Ульпиан выделял три части, существующие не изолированно друг от друга, а в постоянном взаимодействии: естественное право, право народов, цивильное право. Классификация права на публичное и частное, предложенная Ульпианом, стала классической.

Другой римский юрист Гай в своем сочинении «Институции» делил все право на право каждого отдельного народа (цивильное право) и право, общее для всех народов ( право народов). Гай, также как и Ульпиан, указывал на взаимосвязь этих двух частей права: «Итак, римский народ пользуется частью своим собственным правом, частью – общим всем людям».

Основой научной деятельности римских юристов стал специальный метод изучения права – толкование (interpetatio).

Для римских юристов толкование права (interpetatio juris) не ограничивалось лишь точным (буквальным) пониманием писаной нормы права, на которую можно было бы сослаться при решении конкретного случая. Такого рода писаных норм было не так много, и поэтому задача была значительно сложнее – выработать (сформулировать) юридическую норму, опираясь на неписаный обычай: «Применительно к этим случаям римский юрист, глубокий знаток обычаев, mores, должен был самостоятельно извлечь из них и создать юридическую норму, включить ее в систему, вывести из нее все возможные теоретические и практические следствия»[4]. Большая часть институтов римского права обязана своим появлением научной деятельности римских юристов.

Римские юристы, кроме того, осознали опасность буквального толкования законов, которое могло привести к явно несправедливому решению. Они стали использовать новый критерий толкования права – справедливость.

Нацеленность римских юристов на справедливое юридическое решение исключала принятие решений, явно противоречащих духу закона (mens legis) или воле (voluntas) заинтересованного лица. Новый критерий толкования, принятый на вооружение римскими юристами, – справедливость, – научный продукт греческой философии. Категорию справедливость римские юристы стали применять при решении конкретных юридических вопросов. Высшей целью права для римских юристов стало достижение справедливости, что нашло свое выражение в наиболее известных определениях права того времени.

Цельс определял право как « искусство добра и справедливости»[5];

Ульпиан провел этимологический анализ слова jus ( право), в результате которого им было установлено смысловое родство между словом jus и словом justitia ( справедливость).

Таким образом, римские юристы заложили основы юриспруденции как науки:

  1. определили общее понятие права;
  2. предложили различные классификации права;
  3. заложили основы методологии юридической науки.

Структура современной юриспруденции

Юриспруденция в ее современном виде состоит из нескольких относительно самостоятельных научных дисциплин, которые, в свою очередь, подразделяются на:

  • теоретико-мировоззренческие,
  • отраслевые,
  • прикладные.

Теоретико-мировоззренческие науки

Научная дисциплина

Определение

Теория государства и права

 

Теория государства и права занимает особое место в структуре юриспруденции. Теория государства и права представляет собой систему знаний о современном государстве и праве и их взаимодействии. Теория государства и права – это основа для формирования профессионального мышления юристов.

История политических и правовых учений

 

История политических и правовых учений – это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления права и государства как явлений общественной жизни. Эта научная дисциплина представляет собой школу плюрализма правовой и политической мысли. Фундаментальные проблемы этой научной дисциплины: выделение главных направлений правовой и политической мысли и связей между ними, которые сводятся к отношениям преемственности или конкуренции.

Философия права

 

Философия права – это система знаний о ценностях (индивидуальных, групповых, общественных), которые выражены в праве. Философия права исследует право с помощью абстрактных философских категорий, что дает возможность выйти за рамки наглядно-конкретного понимания права. Основные проблемы этой научной дисциплины: определение сущности права и поиск отличия права от не права.

Всеобщая история права и государства

Всеобщая история права и государства – это система знаний о праве и государстве, полученных в ходе осмысления права и государства во временной и пространственной перспективе. Эта наука позволяет достигнуть наглядно-конкретного понимания права и государства. Важнейшая проблема всеобщей истории права и государства – это формулирование подлинных (аутентичных) положений о праве и государстве на основании сведений, черпаемых из памятников права.

Теоретико-мировоззренческие науки призваны раскрыть основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность и т.д.

Теория государства и права – основной учебный курс в системе базового юридического образования, поскольку позволяет сформировать юридическое мышление. Современная теория государства и права – это, прежде всего, теория позитивного права. Поэтому работа яркого представителя школы юридического позитивизма Г. Кельзена «Чистое учение о праве» традиционно включают в программы изучения теории государства и права.

В последнее время в России возрос интерес к философии права, по-новому осмысливаются труды дореволюционных мыслителей:

Несомненный интерес представляют ставшие доступными труды философов русского зарубежья:

Переводятся на русский язык работы западных ученых, среди которых отметим работу немецкого ученого-правоведа Г. Радбруха «Философия права». Возобновляется чтение лекций по философии права на юридических факультетах. Появляются современные учебники по философии права, среди которых выделяется труд В.С. Нерсесянца « Философия права».

Отраслевые юридические дисциплины

Отраслевые юридические дисциплины

 

Отраслевые юридические дисциплины – это научные дисциплины, которые изучают отдельные комплексы правовых норм, составляющих вместе систему права.

Прикладные юридические дисциплины

Прикладные юридические дисциплины

 

Прикладные юридические дисциплины – это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.

  • юридическая социология,
  • юридическая антропология,
  • юридическая психология,
  • сравнительное правоведение
  • криминология,
  • криминалистика,
  • правовая информатика,
  • юридическая статистика и др.

Современное юридическое образование трудно представить без изучения целого блока прикладных юридических дисциплин, без которых немыслимо представить юридическую деятельность.

Если в отраслевых юридических науках право воспринимается как формализованный продукт творчества законодателя, то, например, в юридической социологии принято, как полагает в своей работе «Юридическая социология» Ж. Карбонье: « право есть нечто большее, чем формальные источники права».

Международная интеграция делает актуальными знания о современных правовых системах. И потому среди дисциплин, вводимых в последнее время в учебные программы юридических факультетов, – курс сравнительного правоведения. Фундаментальным исследованием в этой области является работа Р. Давида «Основные правовые системы современности».

Роль юриспруденции

Роль юриспруденции обусловлена природой права. Существенное свойство права, в отличие от нравственности, – возможность унифицировать общественные отношения. Право – это единый для всех, независимый от индивидуальных оценок и мнений, шаблон правил с предельно определенным содержанием.

В идеале такое право возможно лишь тогда, когда правовые понятия имеют «точно определенный объем, который бы исключал всякие сомнения относительно границ их применения, относительно распространения их на разные, бесконечно разнообразные случаи и комбинации действительной жизни с их оттенками и переходными формами».

Таким образом, роль юриспруденции заключается в дополнительной унификации позитивного права, т.е. выработке на основе этого права системы четких и однозначных положений, способствующих приведению к единообразию, объективной определенности, бесспорности правоотношений.

Юриспруденция, осуществляя дополнительную унификацию позитивного права, направляет работу практикующих юристов, т.е. создает научную основу для подведения юридического казуса под соответствующее общее положение для вывода искомого конкретного решения дедуктивным путем. Не менее важна роль юриспруденции в устранении социальной напряженности.

Система правовых положений, выработанная юриспруденцией, невзирая на лица, может сократить до минимума «простор для разных индивидуальных мнений и конфликтов, тенденциозных толкований, произвола, попрания интересов слабых»[6].

Рекомендуемая литература

Алексеев Н.Н Основы философии права. СПб., 1998.

Гурвич Ж. Философия и социология права. СПб., 2004.

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.

Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1, М., 1987; Вып. 2, М., 1988.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Новгородцев П.И. Введение в философию права. М., 1996.

Радбрух Г. Философия права. М., 2004.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. В сб. Труды по философии права. СПб., 2001.

Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998.

Ссылки

  1. [1] См.: Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 2005. С. 111.  ↑ 1
  2. [2] Там же. С. 111.  ↑ 1
  3. [3] См.: Памятники римского права. М., 1997. С. 157–598.  ↑ 1
  4. [4] Там же. С. 157.  ↑ 1
  5. [5] Санфилиппо Ч. Курс римского частного права. М., 2002. С.18  ↑ 1
  6. [6] Петражицкий Л.И. Теория права и государства. 2000. С.186  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.