Относя право к духовной среде, Ильин сформулировал три «аксиомы правосознания», лежащие в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный ответственный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» (взаимное уважение и доверие между другими гражданами и государственной властью).
В произведении сформулированы основы теории советского государства как государства особого рода. Советское государство рассматривается как высший исторический тип государства.
Одна из наиболее популярных работ, выдержала несколько изданий. Формально-догматическая юриспруденция представлена не только как одно из направлений теории права, но и как определенная историческая стадия, обусловленная рядом обстоятельств. В развитии теории права выделены три стадии: эмпирическая (собирание и описание материала), классификационная (систематизация собранного материала) и собственно теоретическая, когда выясняются сами законы развития и сосуществования юридических явлений.
Учебник по общей теории права.
В сборник вошли наиболее крупные исследования и статьи, написанные ученым в течение двадцати лет. Книга раскрывает теоретические основы гражданского правового общества, его устройства и процесса формирования. Исследователь указывает на сложную структуру общества, одни элементы которой подчиняются законам причинности, другие – законам цели. Их взаимодействие делает социальную жизнь чрезвычайно сложной. Чтобы познать общество, необходим и сложный метод, точнее методологический плюрализм, открывающий путь к пониманию социальной жизни с ее непримиримыми противоречиями и бесконечным разнообразием.
В монографии рассматриваются философские проблемы сущности права и на этой основе определяются основные качества права и его социальная роль. Исследуются соотношения права и общества, права и государства, права, морали и правосознания. Значительное внимание уделено современным проблемам юридической науки и практике формирования в Российской Федерации правового государства.
Автор выделяет такие неотъемлемые компоненты правовой культуры, как ценностные ориентиры, идеалы. Эти высшие духовные ценности лежат вне права как юридического явления, но служат началом законодательства и правосудия, имеют относительно самостоятельное существование и значимость. При определении сущности права на первое место выходит категория свободы.