Зарегистрироваться

Афанасьев Александр Николаевич

Категории Литературоведение · Фольклор · Фольклористика | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Эта версия статьи от 15 Ноябрь 2010 16:41, редактировал Ковпик Василий Александрович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Афанасьев Александр Николаевич

историк литературы, литературовед, фольклорист.

историк литературы, литературовед, фольклорист.

Настоящее имя:
Год рождения:
1826
Годы жизни:
1826 — 1871
Место рождения:
г. Богучар Воронежской губернии, Россия
Место смерти:
г. Москва, Россия
Разделы каталога:
Художественная литература

Афанасьев, Александр Николаевич — выдающийся фольклорист, историк литературы, журналист, библиограф, автор дневника и воспоминаний.

Родился в городе 11 (23) июля 1826 года Богучаре Воронежской губернии, где его отец служил уездным стряпчим. Через три года после его рождения семья переехала в город Бобров той же губернии. Здесь А.Н.Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование: два местных священника выучили его читать по-русски и по-латыни, познакомили с арифметикой и Священной историей. В 1837 году отец отвез А.Н.Афанасьева в Воронежскую губернскую гимназию, где тот учился следующие 7 лет.

В 1844 году А.Н.Афанасьев поступает на юридический факультет Московского университета. В своих воспоминаниях о годах учебы А.Н.Афанасьев особо выделяет лекции историков К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева и Т. Н. Грановского. Отдавая должное научным заслугам С. П. Шевырева и О.М.Бодянского, выдающихся филологов своего времени, А.Н.Афанасьев отмечает сравнительную непопулярность их лекций в студенческой среде. Известный скепсис А.Н.Афанасьева в отношении современной ему филологической методологии, балансировавшей между наукой и искусством, обусловлен активным развитием в середине девятнадцатого столетия историко-философских и юридических дисциплин позитивистского плана, ориентированных на выявление системных связей и универсальных законов социокультурного развития.

Еще будучи студентом, А.Н.Афанасьев публикует статьи «Государственное устройство при Петре Великом» («Современник», 1847 г.) и «О вотчинах и поместьях» («Отечественные Записки», 1848 г.). Окончание университета в 1848 году ознаменовано первым серьезным столкновением ученого демократических убеждений с государственной системой взглядов на отечественную историю и перспективы общественного развития. Неудовольствие министра народного просвещения графа С.С.Уварова лекцией А.Н.Афанасьева «Краткий очерк общественной жизни русских в три последние столетия допетровского периода» закрыло путь молодому кандидату к профессорской кафедре. Ближайший год он преподает русскую историю и словесность в частном пансионе Эннеса, стремясь обратить школьную рутину в самостоятельное творчество учеников (в результате шестнадцатилетний С.П.Боткин представил на суд молодого преподавателя сочинение «О происхождении водки, называемой Ерофеичем»).

В 1849 году А.Н.Афанасьев поступает на службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел, в 1855 г. занимает место начальника отделения, а позже правителя дел состоявшей при архиве Комиссии печатания государственных грамот и договоров. В время А.Н.Афанасьев публикует ряд статей, посвященных славянской демонологии и мифологии природы: «Дедушка домовой» (в «Архиве историко-юридических сведений о России» Н.В.Калачева, ч. I. 1850 г.), «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», издаваемым Н. Щепкиным, 1851 г.); «Зооморфические божества у славян» («Отечественные Записки», 1852 г.), «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в Известиях Академии наук по Отделению русского языка и словесности, 1853 г.), «Языческие предания об острове Буяне» (во Временнике Общества истории и древностей российских, 1858 г.) и др.

Появление в популярных и специальных изданиях серии статей о языческих верованиях древних славян стало манифестом русской мифологической школы. Созданные в последующие годы аналитические этюды «Религиозно-языческое значение избы славянина», «Колдовство на Руси в старину», «О значении рода и рожаниц», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи» окончательно обозначили разрыв с господствовавшей в исследованиях эволюции родового строя историко-юридической школой Соловьева – Кавелина. В конкретных живых реалиях русского быта А.Н. Афанасьев искал следы индоевропейской мифологической системы, вызывая искреннее недоумение вчерашних учителей и кумиров («Удивительно! автор обращается к индийским верованиям, чтобы объяснить поверье о доении коров» – восклицает К.Д.Кавелин в рецензии на «Ведуна и ведьму»). В течении 1855 – 1863 годов А.Н.Афанасьев публикует 8 выпусков «Народных русских сказок». В основу сборника, вобравшего около 600 текстов, легли сказки из архива Русского географического общества и собрания В. И. Даля, материалы других собирателей фольклора и немногочисленные собственные записи издателя. В процессе подготовки сказок трех восточнославянских народов (русских, украинцев и белоруссов) к публикации А.Н.Афанасьев выработал стройную систему жанровой систематизации сказочного материала: прежде всего, сказки о животных, затем волшебные и авантюрные сказки, и наконец – социально-бытовые сказки и народные анекдоты.

В 1860 г. А.Н. Афанасьев издает «Народные русские легенды», вызвавшие широкий читательский резонанс и негативную реакцию духовной и светской цензуры своим полукрамольным содержанием. Закономерно, что сборник «Русские заветные сказки», представлявший низовые пласты традиционной культуры, был в 1867 году анонимно опубликован в Женеве.

Благополучная карьера А.Н.Афанасьева оборвалась в 1862 году. Как установил Н.Я. Эйдельман, А.Н.Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» являлись тайными корреспондентами «Полярной звезды» А.И. Герцена. А.Н.Афанасьев был уволен со службы и несколько лет не мог найти постоянной работы. Только в 1865 году он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы.

В эти тяжелые годы А.Н.Афанасьев закончил и издал три тома монументального исследования «Поэтические воззрения славян на природу» (Москва, 1866 – 1869 гг.), посвященного историко-филологическому анализу мифологических пластов языка, традиционного быта и фольклора славян в связи с мифоритуальными практиками других индоевропейских народов. Солидаризируясь с Максом Мюллером, А.Н.Афанасьев интепретирует мифологию как «болезнь языка», разрыв первоначального (реконструируемого учеными-мифологами) единства означаемого (мира) и означающего (слова), превращение прямых семантических связей в метафорические уподобления, распад цельного мифического мировоззрения на ряд «баснословных сказаний», прикрепление их к известной местности и историческим событиям, формирование доступной для непосредственного наблюдения и исследования фольклорно-этнографической реальности. Соответственно, задачей ученого становилось восстановление из-под покрова позднейших наслоений и искажений исходной мифологической системы.

Глубина научных прозрений А.Н.Афанасьева, справедливо отмечаемая современными исследователями индоевропейской мифологии, сочетается в его трудах с известной односторонностью сопоставлений и прямолинейностью выводов. Космологический (и в особенности, метеорологический) интерпретационный код доминирует в трудах основателей мифологической школы в ущерб экономическому, политическому, семейно-родовому, биографическому и иным социальным и культурным кодам. Последний прижизненный труд А.Н.Афанасьева – две части сборника «Русские детские сказки» (Москва, 1870).

Научные труды А.Н.Афанасьева, равно как и его издания фольклорной прозы оказали существенное влияние не только на последующие исследования славянского фольклора и мифологии, но и на широкий круг авторов русской классической литературы. Из ярких и емких афанасьевских суждений черпали идеи и образы для своих произведений М. И. Мельников-Печерский, А. Н. Островский, А. М. Ремизов, А. Блок, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие.

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850 г.), Русского географического общества (с 1852 г.), Московского археологического общества (с 1864 г.), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864 г.).

23 сентября (5 октября) 1871 года А. Н. Афанасьев умер от чахотки в возрасте 45 лет. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище в общей ограде с могилами актера Михаила Семеновича Щепкина и историка Тимофея Николаевича Грановского.

Рекомендуемая литература

 

1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т.1 – 3. М., 1984.

2. Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосиб., 1990.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1 –3. М., 1994 – 1995; Справочно-библиографические материалы. М., 2000

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М., 1963. С. 73 – 84.

4. Иванов Вяч.Вс. О научном ясновидении А.Н.Афанасьева / Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. V. Мифология и фольклор. М., 2009. С. 299 – 306.

5. Кирдан Б.П. А.Н.Афанасьев – фольклорист, гражданин, демократ // Афанасьев А.Н. Древо Жизни. Избранные статьи. М., 1982. С. 5 – 20.

6. Налепин А.Л. Археолог славянских древностей / Налепин А.Л. Два века русского фольклора. М., 2009. С. 207 – 226.

7. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке. М., 1997.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Афанасьев Александр Николаевич

Название Год Текст Тип Действия
1. Народные русские сказки
2. Поэтические воззрения славян на природу
3. Горшеня
4. Добрый поп