Зарегистрироваться

Винкельман Иоганн Иоахим

Категории История Древней Греции | Под редакцией сообщества: История

Винкельман Иоганн Иоахим

историк античного искусства, археолог

историк античного искусства, археолог

Настоящее имя:
Winckelmann Johann Joachim
Год рождения:
1717
Годы жизни:
1717 — 1768
Место рождения:
г. Штендаль, Саксония-Анхальт
Место смерти:
г. Триест, Италия
Разделы каталога:
Социально-экономические и общественные науки, Исторические науки и археология

Винкельман (Winckelmann) Иоганн Иоахим (9.12.1717, Стендаль, Магдебург, — 8.6.1768, Триест), немецкий историк античного искусства.

По образованию богослов; учился в Берлине (1735—36) и Галле (1738—40). В 1748—54 служил библиотекарем у графа Бюнау (близ Дрездена); в этот период познакомился с сочинениями английских и французских просветителей (Э. К. Шефтсбери, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера и др.). С 1755 служил в Риме (с 1763 главный антикварий и "президент древностей" Ватикана); был очевидцем раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума.

Выступая с позиций просветительской философии против манерного аристократического искусства 18 в., В. в поисках образцов героического и патриотического искусства обращался к Древней Греции. Главное произведение В. — "История искусства древности" ("Geschichte der Kunst des Altertums", 1763; русское издание — 1888, 1890) — первый образец научной истории искусства, где рассматриваются не отдельные мастера, а искусство в целом в его расцвете и упадке. Не ограничиваясь описанием сюжета и оценкой достоверности передачи натуры, В. пытался охарактеризовать образный язык, художественные особенности того или иного произведения искусства, став одним из создателей методики искусствоведческого анализа.

Хотя В. были известны лишь произведения эпохи эллинизма или римской копии, он сумел подойти к правильному пониманию общественных и конкретно-чувственных жизненных основ древнегреческого искусства, причиной расцвета которого считал климат, государственное устройство и, главное, политическую свободу. Идеал В. — греческая скульптура эпохи классики, в его трактовке идеальная и возвышенная, облагораживающая действительность, чуждая всего обыденного и личного. Идеализируя античность, В. считал древнегреческое искусство образцом для всех времён и народов. Призывая художников вернуться к изучению природы, В. под этим, однако, подразумевал подражание античным образцам.

Выдвинутое В. истолкование античного искусства, ставшее известным в 60-е гг. 18 в., послужило эстетической основой для становления классицизма в Германии (А. Р. Менгс, А. Тишбейн и др.) и других европейских странах (Ж. Л. Давид, Б. Торвальдсен, А. Канова и др.) и оказало большое влияние на творчество мастеров 1-й половины 19 в.

Соч.: Werke, Bd 1—11, [Dresden — В.], 1808—25; Briefe, Bd 1—4, В., 1952-57; в рус. пер. — История искусства древности, [Л.], 1933; Избранные произведения и письма, [М. — Л.], 1935.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Винкельман Иоганн Иоахим

Название Год Текст Тип Действия
1. Избранные произведения и письма
1935
Это издание сочинений И.И. Винкельмана было переведено на русский язык А.А.Алявдиной. Вступительная статья и редакция Болеслава Пшибышевского