Зарегистрироваться

Судебная система РФ (судебная власть)

Категории Судебная система РФ (судебная власть) | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Судебная система РФ (судоустройство, организация органов судебной власти) — совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями[1].

Судебная система представляет собой организационно самостоятельную часть механизма государства. Структурными элементами названой системы являются суды – государственные органы, осуществляющие судебную власть. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Исторические типы организации судебной системы

Каждое государство определяет самостоятельно, какие суды и в каком порядке будут осуществлять судебную власть. С этим связано разнообразие существующих национальных судебных систем. Еще в XIX веке различали два типа организации судебной системы: французский и английский[2]. Во Франции все судебные установления образуют единое целое, состоящее из нескольких последовательных инстанций или степеней с подчинением низших высшим. Там признается лишь одна юстиция и едина государственная система судебных установлений. К французской организации судебной системы примыкают бельгийская, итальянская, австрийская и германская.

Совершенно по- другому основана английская судебная система. Сложившаяся веками, она не представляет такого гармонического единства и строгого соподчинения отдельных ее частей, напоминая собой, по выражению Франквилла, сшитое из различных лоскутьев платье Арлекина. Вся юстиция Англии объединяется только в лице монарха. Составляя две самостоятельные части: юстицию мировую и юстицию высшую, государственную. Соподчинения между ними в континентальном смысле этого слова не существует.

В России, согласно уставам императора Александра II при построении судебной системы избрали путь средний между английским и французским решениями этого вопроса.

Принципы организации

При формировании современной судебной системы в Российской Федерации основополагающим принципом стал принцип законности. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Это означает, что только суды, прямо названные в ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе», составляют судебную систему Российской Федерации. Никакие другие государственные и негосударственные органы, в наименовании которых есть слово «суд» или «судебный» (третейские суды, судебные приставы и т.п.), не относятся к органам судебной власти. Суды в Российской Федерации являются постоянно действующими, создание чрезвычайных судов не допускается.

Главное предназначение судов – это осуществление правосудия. Не потеряло актуальности утверждение профессора И.Я.  Фойницкого о том, что «в ряду обязанностей, на государственной власти лежащих, одно из самых важных мест занимает обязанность доставить правосудие населению. Эта функция призывает к жизни судебную власть как ветвь власти государственной, дополняющей другие ее ветви – власти законодательную и правительственную»[3].

В соответствии c Конституцией РФ (ст.10) органы судебной власти самостоятельны. Следовательно, организационное обособление судов от органов законодательной и исполнительной власти также необходимо при регламентации судоустройства.

Судебная система Российской Федерации организована с учетом федеративного и административно-территориального устройства РФ.

Признаки судебной системы

Теперь остановимся подробнее на признаках судебной системы РФ. Немаловажным качеством присущим судебной системе является ее единство. Согласно закону единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Структура

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда – Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Схема судебной системы

Схематически можно изобразить судебную систему РФ следующим образом:

 

Перспективы развития

Становление судебной системы Российской Федерации продолжается. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы», в которой обозначены приоритетные направления дальнейшего совершенствования судебной системы.

В ближайшее время Государственная Дума Федерального Собрания планирует принять законы о Верховном Суде РФ, о федеральных административных судах, о судах общей юрисдикции.

Рекомендуемая литература

Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - Москва: Российская Академия Правосудия, 2000. - 368 с.

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 288 с.

Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. - 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Зерцало», 2009. – 496 с.

Суд и правоохранительные органы / Под ред. Орлова Ю.К. - Москва: Юристъ, 2006. – 511 с.

Смыкалин А.С. История судебной системы России. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 231 с.

Судебная власть / Под ред. Петрухин И.Л. - Москва: ТК Велби, Проспект, 2003. – 720 с.

Победоносцев К.П. Судебное руководство. Сборник правил, положений и примеров, извлеченных из теории и практики гражданского судопроизводства. - Москва: Статут, РАП, 2004. – 431 с.

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2-х томах. - Санкт-Петербург: Альфа, 1996. – Т.1: 552 с. – Т.2: 606 с.

Стецовский Ю.И. Судебная власть. - Москва: Дела, 1999. – 400 с.

Кипнис Н.М., Максимова Т.Ю. Суд присяжных. Судебная практика, 1994-2005 гг. - Москва: Новая юстиция, 2008. – 656 с.

Ссылки

  1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2009. С.57  ↑ 1
  2. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.I. С-Пб., 1996.C.245-246  ↑ 1
  3. Фойницкий И.Я. Там же. С.145  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.