Зарегистрироваться

Классическая филология

Категории Классическая филология | Под редакцией сообщества: Филология

Эта версия статьи от 09 Сентябрь 2010 10:44, редактировал Адамова Марина
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Классическая филология - это изучение древнегреческого и латинского языков, литературы Древней Греции и Рима, а также античного искусства, истории, философии и науки. Классическая филология является основой антиковедения, включающего также изучение рецепции античности в средние века и в новое время. История классической филологии началась в самой античности, с создания Александрийского музея и библиотеки в первой четверти 3 века до н.э. Первый библиотекарь ее – Зенодот – положил начало классической филологии как науке, по его стопам пошли Эратосфен, Аристофан Византийский и Аристарх.  Ученым Александрийской библиотеки европейская культура обязана подготовкой первого научного издания главного памятника европейской литературы – "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Под руководством поэта Каллимаха был составлен каталог рукописей Александрийской библиотеки, легший основу в основу всех дальнейших библиографических рубрикаций.

Становление классической филологии как науки

Со времен Каллимаха классическая филология стала филологической наукой-посредницей между древней литературой и  новыми эпохами в истории литературы. Без нее не было бы ни Вергилия, ни Джеймса Джойса. Среди великих филологов эллинистически-римской эпохи выделялись Аристофан Византийский (ок. 257 – 180 до н.э.) и Аристарх (ок. 215 – ок. 145 до н.э.). Аристофан подготовил издания "Илиады" и "Одиссеи" Гомера, "Теогонии" Гесиода, сборники лирических произведений Алкея и Алкмана, а также первое издание лирика Пиндара. Предположительно, Аристофан Византийский он опубликовал и сочинения греческих трагиков – Эсхила, Софокла, и Еврипида, а также комедиографа Аристофана, снабдив издание вступлением, которое с тех пор публикуется. Среди преемников Аристарха важен Дионисий Фракийский (ок. 170–90 до н.э.), составитель, дошедшей до наших дней греческой грамматики. Плодовитый Дидим (ок. 80 – ок. 10 до н.э.), исследователь языка драмы, прославился тем, что к концу жизни забыл, что написал, и за это получил прозвище "библиолата", или книгозабывателя. К сожалению, от ранней классической филологии дошли лишь крохи, сохранившиеся в схолиях (комментариях) к древним авторам.

В поисках древнейших источников филологи-классики, археологи и археографы развили эпиграфику, папирологию, палеографию и кодикологию – прикладные науки, изучающие тексты в единстве с их первыми материальными носителями – от камня и папируса до пергаменной рукописи и рукописной книги – кодекса.

В соперничающем с Александрией Пергамом в 3 и 2 вв. до н.э. работал собственный ученый кружок. Пергамские ученые интересовались грамматикой, литературной критикой, искусством и философией, их подход отличался большей широтой по сравнению с Александрийской школой, ограничивавшейся почти исключительно языковыми комментариями. Одним из ведущих ученых Пергамской школы был Кратет из Малла (середина 2 в. до н.э.), предпочитавший не буквальное, а аллегорическое истолкование Гомера.

Несмотря на огромные потери древних текстов в раннехристианскую эпоху, классическая филология продолжала существовать. Назовем выдающихся грамматиков 2 в. н.э. - Аполлония Дискола, основоположника научной грамматики, систематизировавшего греческий синтаксис, и его сына Геродиана, писавшего об орфографии, грамматике и ударении. В конце 2 в. н.э. Атеней составил книгу "Пирующие мудрецы", благодаря которой сохранились цитаты из примерно 700 античных писателей, известных нам только по этому источнику. Многие из сохранившихся классических текстов издавались в этот период для чтения в школе – с комментариями, отчасти опиравшимися на труды александрийских ученых. Примерно с 4 в. многие тексты были перенесены с папируса на пергамен, но копировалось далеко не все, и многие тексты, как литературные, так и филологические, были безвозвратно утрачены. А склонность к составлению компиляций и антологий привела к утрате подлинников. Хрестоматии Прокла (ее в 9 в. цитировал Фотий) и Стобея сохранили большое количество отрывков из ранних авторов; первая из них является основным источником сведений о многих произведениях раннего греческого эпоса. Гесихий Александрийский (4–5 вв.) создал наиболее обширный греческий словарь периода античности.

Латинская филология

В первой половине 2 в. до н.э. родилась и латинская филология: ок. 168 до н.э. Кратет из Малла посетил Рим и выступил там с публичными лекциями. Начиная с середины 2 в. до н.э. римляне начинают воспринимать идеал греческой учености и в первую очередь перенимают методы александрийцев. Среди выдающихся ученых этого раннего периода нужно назвать Луция Акция (170 – после 90 до н.э.), автора стихотворной истории греческой и римской литературы, и первого крупного римского ученого Луция Элия Преконина Стилона (ок. 150 – ок. 74 до н.э.), который учился у Дионисия Фракийского, а сам был учителем Варрона и Цицерона. Крупнейшим филологом республиканской эпохи был Марк Теренций Варрон (116–27 до н.э.), которого Квинтилиан называет «ученейшим из римлян». Варрон написал 74 работы (в 620 книгах), в том числе "Божественные и человеческие древности"; "О латинском языке"; "Науки". Последнее сочинение представляло собой энциклопедию свободных искусств: грамматики, логики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки; первые семь дисциплин составили «тривиум» (букв. «трехдорожье») и «квадривиум» (букв. «четырехдорожье») средневековой системы образования. Из сочинений Варрона до нас дошли только 6 книг "О латинском языке" и его трактат "О сельском хозяйстве".

В число выдающихся филологов ранней империи входят Гай Юлий Гигин, возглавлявший Палатинскую библиотеку при императоре Августе, автор комментария к Вергилию и трактата по истории городов Италии; Веррий Флакк (расцвет деятельности ок. 10 до н.э.), составивший первый латинский словарь (сохранился в сокращенной версии Секста Помпея Флакка 2 в. н.э., которая, в свою очередь, была сокращена бенедиктинским монахом Павлом Диаконом в правление Карла Великого); Асконий Педиан (расцвет деятельности ок. 55 н.э.), автор ученого комментария к нескольким речам Цицерона; и Марк Валерий Проб (ок. 80 н.э.), прославленный филолог, подготовивший научные издания Вергилия, Горация и Лукреция. Выдающимися филологами являлись также Марк Фабий Квинтилиан, создатель "Воспитания оратора", дошедшего до нас труда по риторике, педагогике и литературе; Гай Светоний Транквилл и Авл Геллий, чьи "Аттические ночи" посвящены в основном проблемам лексики, грамматики и синонимии. Введенное Авлом Геллием выражение scriptor classicus в смысле «перворазрядный писатель» превратилось затем в термин «классический» в его современном значении.

В поздней империи составленный Нонием Марцеллом (начало 4 в.) энциклопедический труд "Сокращенная наука" был посвящен в основном лексикографии, грамматике и древним реалиям, самое ценное в нем – многочисленные цитаты из ранних латинских авторов. Элий Донат (4 в.) прославился своей "Грамматикой", которая широко использовалась в Средние века, а само слово "Донат" стало в Европе нарицательным для учебника грамматики. В начале 5 в. Марциан Капелла составил в аллегорической форме энциклопедию семи свободных искусств, которой в Средние века пользовались как учебником. В Средние века была также весьма популярна латинская грамматика Присциана (начало 6 в.). 529, год закрытия философских школ в Афинах императором Юстинианом и год основания св. Бенедиктом монастыря на Монте Кассино, представляется естественным завершением античной эпохи развития классической филологии.

Интерес к античности в Западной Европе

Вплоть до 12 в. Западная Европа не проявляла интереса к греческой филологии, однако на Востоке изучение греческой классики не прерывалось на всем протяжении византийской эпохи. Многие фрагменты из ныне утраченных произведений или их изложения содержатся в Библиотеке (или Myriobiblion) Фотия (9 в.), который составил также и лексикон. В конце 10 в. возник колоссальный словарь Суда (или Свида), опиравшийся как на предшествовавшие ему издания, так и на схолии к Гомеру, Аристофану, Софоклу и другим авторам. В 12 веке развернулась деятельность выдающихся византийских ученых – Иоанна Цеца, поэта и грамматика, и Евстафия, исследователя классической филологии и религиозного реформатора. Цец сочинил дидактическую поэму по истории и литературе, в которой процитировал более 400 авторов. Евстафий написал подробный и чрезвычайно ценный комментарий к Илиаде и Одиссее. В 13 и 14 вв. Максим Плануд, Фома Магистр, Деметрий Триклиний и др. писали комментарии и учебники, а также готовили новые издания важнейших греческих классиков.

В Западной Европе античная ученость досталась в наследство Средним векам не только в виде уже упомянутого сочинения Марциана Капеллы, но и в трудах Флавия Магна Аврелия Кассиодора (ок. 490–583) и Исидора Севильского (ок. 560– 636). Первый написал "Хронику", очерк римской истории вплоть до 519 н.э., "Историю готов", трактат по грамматике и знаменитый трактат "Основы божественных и светских наук". Исидор Севильский составил обширную энциклопедию различных знаний, известную под названием "Начала" (или Etymologiae), в которой обсуждаются семь свободных искусств, а также медицина, юриспруденция, политическая и физическая география, топография, сельское хозяйство и многие аспекты частной жизни. Этот огромный труд оказывал влияние на подготовку священников на протяжении тысячелетия, но, вместе с тем,  потеснил изучение самих классических авторов.

Монастыри, основанные в 7 в. ирландскими монахами в Италии и Швейцарии, превратились в центры классического образования и хранилища латинских рукописей. В 781 Карл Великий привлек к своему двору Алкуина (ок. 732–804), главу школы и библиотеки в Йорке. «Университет» Алкуина способствовал возрождению учености в 9 и 10 вв., причем многие рукописи классических авторов были воспроизведены прекрасным шрифтом, получившим название каролингского минускульного. К числу гуманистов 9 в., сыгравших важную роль в передаче латинской классики будущим поколениям, принадлежат Эйнхард, Рабан Мавр, Иоанн Скот Эриугена и Серват Луп.

В 12 веке в Италии занялись изучением права и медицины; с арабских переводных текстов, имевшихся в Испании, греческие философские и научные трактаты переводились на латинский язык; образование перемещалось из монастырей в соборные школы, которые в течение этого века сделались первыми университетами. Схоластика, представлявшая собой попытку примирить философию Аристотеля с учением церкви, переживала расцвет в этом и следующем столетии. Среди выдающихся ученых-аристотеликов этого периода были Альберт Великий (ок. 1206–1280) и его ученик Фома Аквинский (1226–1294); Роджер Бэкон (ок. 1220–1294) отверг существовавшие к тому времени латинские переводы Аристотеля и написал новую грамматику греческого языка.

Интерес к античной филологии в эпоху Возрождения

Бурный расцвет классической филологии как науки связывают с эпохой Возрождения. У истоков ее стоят Франческо Петрарка (1304–1374) и Джованни Боккаччо (1313–1375), придававшие классической литературе чрезвычайно большое значение. Петрарка, обожавший Цицерона, объездил немало монастырей в поисках утраченных произведений этого автора и сумел обнаружить две речи, а также Письма к Аттику. Боккаччо возобновил изучение греческого языка и составил руководство по мифологии на латыни. В это время из Греции и Константинополя в Италию начали приезжать византийские ученые, привозившие с собой рукописи античных авторов. Продолжались также успешные поиски латинских рукописей. Здесь прежде всего следует отметить Колуччо Салютати (1331–1406), нашедшего письма Цицерона к родным, и Поджо Браччолини (1380–1459), возвратившего миру несколько речей Цицерона и произведения Квинтилиана, Валерия Флакка, Аскония Педиана, Лукреция и других важнейших авторов. К 1500 произошло «переоткрытие» латинских классиков, вышли в свет их первые печатные издания. Рукописи классических греческих авторов начали скапливаться в Италии еще прежде 1453 (год падения Константинополя), и к этому времени началось преподавание греческого языка во Флоренции. После 1453 исход греческих ученых на Запад стал носить массовый характер. Среди них были Константин Ласкарис, составитель греческой грамматики, первой печатной книги на греческом языке (1476); Андрей-Иоанн (или Янос) Ласкарис, осуществивший с 1494 по 1499 пять первых изданий (Каллимах, Аполлоний Родосский, Греческая антология, Лукиан и четыре трагедии Еврипида); Марк Мусурос, помогавший Альдо Мануцио в Венеции в подготовке изданий греческих авторов. Большая часть греческой классики была издана в первой половине 16 в.

В 16 в. филологи-классики подготовили многочисленные издания греческих и латинских авторов и комментарии к ним. Наиболее активными исследователями в Италии были Пьеро Веттори (1499–1585) и Франческо Робортелли (1516–1567), чье издание "Поэтики" Аристотеля подогрело интерес итальянцев к литературоведению. Творчество Эразма Роттердамского (ок. 1466–1536) свидетельствует о распространении классического образования на север от Италии: Эразм издал множество греческих и латинских текстов, в том числе впервые греческий Новый Завет. В своем Цицеронианце он выступил против рабского, педантичного подражания языку и стилю Цицерона. Среди французских филологов того же столетия надо назвать Робера Этьена (лат. Stephanus, 1503–1559), который осуществил несколько первых изданий греческих писателей и выпустил Тезаурус латинского языка (Thesaurus linguae Latinae) в 3 томах, а также его сына Анри Этьена (1531–1598), издавшего 58 латинских авторов и 74 греческих. Главным творением этого ученого стал пятитомный Тезаурус греческого языка (Thesaurus Graecae linguae). Юлий Цезарь Скалигер (1484–1558), итальянский филолог, обосновавшийся во Франции, писал трактаты по латинскому языку и поэтике, в которых сурово осудил Цицеронианца Эразма. Его сын, Жозеф Жюст Скалигер (1540–1609), считавшийся величайшим ученым своего времени, издал ряд латинских поэтов и первым попытался ввести обоснованные методы улучшения текста; кроме того, он оставил работы по хронологии древнего мира, а указателем к латинским надписям заложил основы эпиграфики. Среди других ученых, чьи издания сыграли немалую роль в усовершенствовании редакции классических текстов, следует назвать Адриана Турнеба и Дени Ламбина, а также немца Иоахима Камерария.

Центром филологических исследований в 17 в. была Голландия, в первую очередь Лейденский университет, где усилиями Юстуса Германа Липсия, Герхарда Иоганна Фоссия, Гуго Гроция, Гроновия (Иоганна Фридриха Гронова) и Даниеля Гейнзиуса получили развитие текстология и исследования античных авторов, преимущественно римских. Во Франции знаменитый лексикограф Дю Канж (Шарль де Фресн) составил лексиконы средневековой латыни и средневекового греческого языка.

Крупные достижения филологии

К крупным достижениям филологии 18 в. следует причислить труд Джакопо Фаччолати и Эджидио Форчеллини Полный латинский лексикон (Totius Latinitatis lexicon). Другой итальянский исследователь, Франческо Счипионе ди Маффеи прославился трудами в области палеографии, эпиграфики и археологии. В 18 в. классическая филологя расцветала во Франции и в Голландии, в Германии и в Англии. Крупнейшим английским литературоведом этой эпохи был Ричард Бентли (1662–1742), издавший Горация и Теренция с сотнями исправлений, разобравшийся в метрике латинской комедии и разрешивший множество проблем гомеровской метрики, открыв выпадение дигаммы (буквы, соответствующей звуку «в»). Принадлежащее Бентли "Рассуждение о Посланиях Фаларида" (1699) превозносилось в качестве шедевра литературной критики, однако это произведение навлекло на автора вражду А.Попа и других, объявивших Бентли педантом. Этот конфликт лег в основу сюжета "Битвы книг" Дж.Свифта. Ричард Порсон (1759–1808) заслужил известность как критик текста и эксперт по метрике греческой трагедии, в то время как труды Эдуарда Гиббона (1737–1794) в области античной топографии, эпиграфики и истории завершились многотомной Историей упадка и гибели Римской империи.

В Германии благодаря изданиям, словарям и библиографическим исследованиям Иоганна Альберта Фабриция, Иоганна Августа Эрнести и Иоганна Матиаса Гезнера сформировался более широкий взгляд на классические исследования, так что акцент переместился на философию и искусство. Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) заложил основу изучения искусства и археологии, в то время как работы Готхольда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида фон Гердера вновь пробудили интерес к классическому искусству и литературе. Йозеф Гиларий Эккель стал основоположником нумизматики, а французский ученый Жан Батист Гаспар де Виллуазон открыл новую эру в гомероведении, опубликовав в 1788 схолии к Гомеру.

Первым исследователем, способствовавшим превращению всего спектра классической учености в единую науку, получившую название Altertumswissenschaft (нем. «наука об античности»), стал Фридрих Август Вольф (1759–1824), чей наиболее знаменитый труд, Prolegomena к изданию Гомера, открыл дискуссию о происхождении гомеровских поэм. Заметными явлениями в ученом мире были труды Бартольда Георга Нибура, прославившегося Римской историей (3 тт., 1811–1832), Августа Иммануэля Беккера, сверившего сотни манускриптов и издавшего около шестидесяти томов греческих текстов; а также братьев фон Шлегелей, Августа Вильгельма и Фридриха, занимавшихся античной поэзией и драмой.

Поколение, пришедшее на смену Вольфу, стало свидетелем размежевания германской школы антиковедения на два направления: одна группа занялась исключительно грамматикой и критикой текста, в то время как вторая интересовалась историей, эпиграфикой, археологией и самой жизнью древности. Под влиянием обеих школ протекало и развитие классической филологии в России.

Главой критико-грамматической школы стал Готфрид Герман (1772–1848), его ученики и преемники придали большей части греческих и латинских текстов ту форму, в которой мы знаем их и сейчас. Среди выдающихся ученых этого направления можно назвать Августа Мейнеке, прославившегося трудами в области греческой комедии; Вильгельма Диндорфа, издателя греческих трагиков; Теодора Бергка, издателя греческой лирики; Карла Лахмана, издавшего Лукреция и римских элегиков; Отто Риббека, автора многочисленных работ по римской поэзии; Фридриха Вильгельма Ричля, получившего известность благодаря книгам о Плавте и латинских надписях.

Школой историков и любителей древности руководил Филипп Август Бёк (1785–1867), автор знаменитого труда о государственном бюджете Афин, основоположник большого Корпуса греческих надписей, продолженного Иоганном Вильгельмом Адольфом Кирхгофом, Вильгельмом Диттенбергером и др. К историкам этого периода принадлежат также Эрнст Курциус, Адольф Хольм и прежде всего Теодор Моммзен (1817–1903), создатель "Истории Рима". Моммзен издал также несколько томов "Свода латинских надписей" и опубликовал множество работ по римскому праву, нумизматике и диалектам. Раскопки Генриха Шлимана (1822–1890) в Микенах, Трое и Тиринфе увенчались открытием ранней микенской цивилизации и послужили началом новой эры греческой археологии.

Среди немецких ученых начала 20 в. выделяются Фридрих Лео, Мартин фон Шанц, Эдуард Мейер, Георг Виссова, Германн Дессау, Вильгельм Кролл и, в особенности, Ульрих фон Виламовиц-Мёллендорф (1848–1931). Виламовиц, признанный одним из величайших исследователей греческой культуры, является автором работ о Гомере, Пиндаре, трагедии и Платоне.

К концу 19 в. классическая филология, казавшись колыбелью, а то и повивальной бабкой для других гуманитарных наук – от общего языкознания до психоанализа,  сама стала восприниматься как консервативная и даже периферийная. Но это обманчивое впечатление. До сих пор изучение ее в развитых странах начинается уже в гимназиях, а на университетской скамье она остается одной из самых престижных гуманитарных специальностей.

Папирология

После открытия в 20 веке в Египте тысяч сохранившихся на папирусе документов возникла новая отрасль науки – папирология. Были заново открыты важные литературные произведения, утраченные еще в античности, и в то же время многие документы общественного и частного характера пролили новый свет на социальное и экономическое устройство и требуют пересмотра многих устоявшихся клише об античности.

Классическая филология в МГУ им. М.В.Ломоносова

Преподавание классической филологии в Московском университете берет свое начало с самого учреждения университета императрицей Елизаветой, то есть с 1755 года. Одним из трех факультетов университета был философский, на котором была предусмотрена кафедра красноречия. Среди прочих предметов профессоры красноречия преподавали греческий язык, латинскую стилистику, греческие и римские древности. С 1755 по 1804 годы профессорами красноречия (или элоквенции) Императорского Московского университета были (в хронологической последовательности): Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Х. А. Чеботарев, И.-М. Шаден, Н. Папафило, Х.-Ф. Маттеи, И. В. Л. Мельманн, П. А. Сохацкий, И. Ф. Буле, Р. Ф. Тимковский.

С преподаванием древних языков в Московском университете в это время связана также деятельность Ф. Я. Яремского и А. М. Брянцева. В соответствии с планом М.В. Ломоносова, подражавшего европейским образцам, философский факультет был обязательной ступенью образования для всех студентов: только после трехлетнего обучения на философском факультете студент мог на выбор или оставаться на этом факультете еще четыре года, либо перейти на другой факультет: юридический или медицинский. В центре системы образования оказывался, таким образом, круг гуманитарных дисциплин, причем преимущественное внимание уделялось предметам, составляющим классическую филологию, а прежде всего - изучение латинского языка.

В 1804 году университет был реорганизован. Было создано отделение словесных наук, на котором были учреждены, среди прочих, две кафедры: Греческого языка и словесности греческой и Древностей и языка латинского. Греческую словесность и древности преподавали в дальнейшем С. М. Ивашковский, И. Ежовский (в 1826-1827 г.), В. И. Оболенский (1790-1847), К. К. Гофман (в 1841-1849 гг.), А. И. Менщиков (с 1807 г.), О. И. Пеховский, М. С. Куторга; римскую словесность и древности: И. И. Давыдов, И. М. Снегирев, А. М.Кубарев (1796-1839), Д. Л. Крюков, Э. Ф. Клин (род. в 1795), М. Ю. Якубович (1784 - 1853; в Московском университете с 28 апреля 1839 по 1842 г.), П. М. Леонтьев, С. Д. Шестаков.

Деятельность преподавателей кафедры способствовала реформе гимназического образования 1871 года. Благодаря этой реформе Россия сравнялась по уровню образования с развитыми странами Европы.

В 1884 году был принят новый устав Московского университета, по которому на основе двух вышеназванных кафедр была, наконец, создана кафедра классической филологии. В те годы на ней преподавали Г. А. Иванов, Ф. Е. Корш, А. Н. Шварц, И. В. Цветаев, А. В. Адольф,  В. Г. Аппельрот, В. А. Шеффер, А. В. Никитский, А. А. Грушка. Учеником Ф. Е. Корша был Я. А. Денисов. Тогда же начали свою работу в университете Н. И. Новосадский, С. И. Соболевский, М. М. Покровский.

С 1890-х гг. начался кратковременный расцвет русской классической филологии. В те годы на русском и латинском языках издавалось не только множество книг, но и несколько специальных журналов по классической филологии, в том числе в Москве - «Филологическое обозрение», редактором которого был профессор Московского университета Андрей Викентьевич Адольф (1857-1905).

Наметились основные направления, вокруг которых группировались интересы московских филологов: формально-грамматическое и реальное. После 1917 г. были предприняты все меры к тому, чтобы совершенно искоренить классическую филологию как из средней, так и из высшей школы. Кафедра классической филологии просуществовала до 1922 г. Следующие 12 лет историко-филологический факультет терпел разного рода реорганизации, но классическая филология на нем уже не преподавалась.

Только в 1934 г. на литературном факультете Московского института философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ или ИФЛИ) была открыта кафедра классической филологии. Воссоздать кафедру и заведовать ею было поручено М. М. Покровскому, ближайшим сподвижником которого стал С. И. Соболевский; кроме них преподавали С. И. Радциг, А. Н. Попов,  Ж. С. Покровская. Кроме того, на кафедре работали профессора Н. И. Новосадский, Д. Н.  Корольков, С. П. Гвоздев, а также Борис Николаевич Граков (1899-1970), вскоре перешедший на исторический факультет и ставший профессором кафедры археологии, и преподаватели И. Л. Поливанов, Ю. Н. Дрейзин и В. К. Рылов.

М. М. Покровский руководил кафедрой классической филологии института около пяти лет. Затем заведование кафедрой классической филологии на недолгое время перешло к Дмитрию Григорьевичу Коновалову. С ним часть кафедры вместе со всем институтом в октябре 1941 г. была эвакуирована в Ашхабад.

В декабре 1941 г. правительством было принято решение об объединении МГУ и МИФЛИ. В результате этого слияния в 1941/42 академическом году в Университете появился филологический факультет. В состав обновленной кафедры классической филологии вошла кафедра латинского языка исторического факультета, обслуживавшая также философский и юридический факультеты. Эту объединенную кафедру возглавил профессор С. И. Радциг и руководил ею до осени 1949 г.

В 1943 и 1944 гг. курс отделения классической филологии ежегодно заканчивали по одному - по двое человек. В 1943 г. в Москву вернулись студенты, находившиеся в эвакуации, а в 1944 г. набор был уже довольно большим. С этого времени вновь установилась регулярность в обучении.

Задачи, стоявшие перед возрожденной кафедрой классической филологии, были иными, чем прежде, так как студентами университета теперь становились люди, не имевшие познаний в области латинского и греческого языков, античной литературы, истории искусства, дававшихся раньше классической гимназией. Поэтому в университете пришлось начать преподавание элементарной грамматики греческого и латинского языков.

В послевоенные годы на кафедре работали П. М. Шендяпин, К. Р. Мейер, А. Н. Дынников, А. Н. Воронков, Яков Васильевич Лавровский. Недолгое время преподавали в Московском университете бывший тогда уже известным ученым Ф. А. Петровский, а также М. Е. Грабарь-Пассек. В эти же годы преподавали С. Н. Нюберг, А. Л. Саккетти, а также А. Я. Уйска.

Конец 1940-х - начало 1950-х гг. были тяжелыми и в жизни страны, и в жизни Университета. Подверглись осуждению и сравнительно-историческое языкознание, и метод сравнительно-исторического изучения мировой литературы, разработанный русским академиком Александром Николаевичем Веселовским (1838-1906). Многие ученые были изгнаны с факультета. На отделении классической филологии было арестовано несколько студентов. Кроме того, кафедру обследовала комиссия из преподавателей Педагогического института им. Ленина, возглавлявшаяся Н. Ф. Дератани. В результате работы этой комиссии в 1949 г. профессор С. И. Радциг был отстранен от заведования кафедрой, а сама кафедра разделена и создана специальная кафедра древних языков на историческом факультете, на которую перешла большая часть преподавателей. Заведующим же кафедрой классической филологии стал Н. Ф. Дератани. После его смерти кафедрой стал заведовать А. Н. Попов (в 1958-1962 гг.).

При заведовании А. Н. Попова на кафедру классической филологии пришла Аза Алибековна Тахо-Годи и проработала на ней несколько лет. В 1962 г. по совместной инициативе А. Н. Попова и С. И. Радцига руководство факультета предложило А. А. Тахо-Годи заведовать кафедрой классической филологии, благодаря чему вся научная деятельность кафедры в 1970 - первую половину 1990 гг. развивалась под мощным влиянием идей А. Ф. Лосева.

Ныне в программу подготовки студентов входит углубленное изучение древнегреческого и латинского языков, греческой и латинской стилистики, истории греческого и латинского языков, народной латыни, специальные курсы по латинской терминологии и топонимии; курс мифологии читает профессор Аза Алибековна Тахо-Годи; курс микенологии читает академик РАН Николай Николаевич Казанский (СПб); курс греческой палеографии ведет крупнейший специалист, автор основополагающих работ в этой области Борис Львович Фонкич, курс латинской палеографии – автор недавно вышедшей монографии "Введение в латинскую палеографию" Е.В.Антонец. Древнегреческую философию преподает глава Греко-латинского кабинета Юрий Анатольевич Шичалин. 

В последние годы кафедра обратилась к истории собственной науки и планирует, в рамках международного сотрудничества с коллегами из университетов Италии, Греции и Германии, создать портал, посвященный  биобиблиографии самых выдающихся своих выпускников, в том числе – незаслуженно забытых. Помимо выпускников кафедры и преподавателей многих вузов России и сопредельных стран – знатока греческого и латинского языков С.И.Соболевского, историка искусства А.Г.Габричевского, философа, автора многотовной истории античной эстетики А.Ф.Лосева, историка античной литературы С.И.Радцига, переводчика и литературоведа Ф.А.Петровского, - следует назвать и других выдающихся выпускников, выбравших другую филологическую и литературную судьбу – переводчика с греческого и, в основном, с немецкого языков С.К.Апта, филологов и литераторов С.П.Маркиша и С.С.Аверинцева, переводчика, а также теоретика и историка перевода, автора популярных книг по античной культуре, стиховеда М.Л.Гаспарова.

Сотрудники кафедры – на протяжении нескольких десятилетий, с середины 20 столетия, являются авторами главных учебников и единственных в своем роде пособий по различным дисциплинам классической филологии, прежде всего – античной литературе, греческому и латинскому языкам (С.И.Радциг, А.А.Тахо-Годи – по истории античной литературы, введению в классическую филологию  и по мифологии, С.И.Соболевский, А.Н.Попов, П.М.Шендяпин, В.И.Мирошенкова, Н.А.Федоров, М.Н.Славятинская, А.И.Солопов и Е.В.Антонец – по древнегреческому и латинскому языкам, М.Г.Лопатина – по народной латыни, А.Е. Кузнецов – по латинскому стихосложению и т.д.).

С середины 1990-х годов установлены научно-учебные связи кафедры с университетами Италии и Греции, по стипендиям которых студенты кафедры посещают многомесячные курсы языка, истории литературы, культуры и философии. Выпускники кафедры преподают языки и литературу в университетах России и Европы. Зимняя и летняя практика для студентов проводится в Греции, Xерсонесе (Крым), в музеях и книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга. Почти в полном составе выпускниками кафедры укомплектованы отделения классической филологии дружественных университетов Москвы и других городов России.

Ядро работы кафедры по-прежнему – преподавание древнегреческого и латинского языков, античной (греко-римской) литературы от Гомера (ок. 8 в. до н.э.) до раннего средневековья (4-5 вв.  н.э.), истории Древней Греции и Древнего Рима. Пространство охвата – Восточное и Центральное Средиземноморье, включая Причерноморье. Сопутствующие исторические дисциплины – введение в античную культуру, эпиграфика и палеография, история искусства, мифология, история классической филологии в биографиях. Сопутствующие программы – многонедельные практики в Греции, Италии, Германии, крупнейших центрах хранения и научного исследования античных памятников (Санкт-Петербург, Херсонес (Севастополь), города Западной Европы). Сопутствующие европейские языки (интенсивное обучение с пребыванием в странах изучаемых языков): новогреческий, итальянский, немецкий. Некоторые неправильно считают, что древнегреческий и латынь – языки мертвые. Обучение на кафедре классической филологии построено так, что каждый выпускник знакомится с этими языками как с живыми. Благодаря курсам народной латыни, итальянского и новогреческого языков выпускники получают преимущество перед сверстниками, поскольку могут продолжать развивать свою квалификацию в широком спектре – от журналистики до палеографии, от преподавания древних и новых языков до юриспруденции.

Рекомендованная литература

1. Античная Греция: В 2 т. М., 1983. Т.1-2.

2. Л.Н. Казаманова. Введение в античную нумизматику. М., 1969.

3. Античная культура. Словарь-справочник. М., 1995.

4. С.И. Радциг. Введение в классическую филологию М., 1965.

5. А. Боннар. Греческая цивилизация. М., 1959

6. А.И. Зайцев. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. До н.э. Л., 1985.

7. М.Н. Славятинская. Учебник древнегреческого языка: в 2 ч. М., 1996.Ч.1-2.

8. Е.В. Федорова. Латинская эпиграфика. М., 1969.

9. Г. Дильс. Античная техника. М.-Л., 1934.

10. М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. М., 1995.

11. Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М., 1985. Вып.1.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.