Зарегистрироваться

Лингвистика

Категории Лингвистика | Под редакцией сообщества: Филология

Эта версия статьи от 24 Сентябрь 2010 14:25, редактировал Сидорова Марина Юрьевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Лингвистика (языкознание, языковедение) – отрасль гуманитарных наук, занимающаяся изучением  вообще (общая лингвистика) и отдельных языков (частные лингвистики, в том числе русская лингвистика) в трех аспектах: языковая деятельность, языковой материал, языковая система (Л.В. Щерба). Вместе с литературоведением лингвистика образует органичное единство филологии – науки о текстах как источниках знаний о человеке, его сознании, обществе, культуре.

Лингвистика изучает язык и с познавательной (язык – источник сведений о человеке), и с преобразовательной (изучение языка – путь к усовершенствованию коммуникации, внутриязыковой и межъязыковой) целью.

Проблемное поле лингвистики

Круг проблем, рассматриваемых современным языкознанием, включает следующие:

1)внутренняя и внешняя лингвистика, возможности взаимодействия лингвистики с философией, психологией, социологией, антропологией, математикой, семиотикой, информатикой, генетикой, историей, археологией и другими отраслями знаний;

2)функции языка;

3)язык и мышление, язык и действительность, язык и культура;

4)язык как знаковая система, три стороны языкового знака «форма – значение – функция», соотношение плана содержания и плана выражения в языковом знаке, взаимодействие языка с другими знаковыми системами;

5)типология языков, языковые универсалии;

6)происхождение языка, развитие языков, кодификация языков;

7)сравнительно-исторические исследования, родство языков, генеалогическая классификация языков;

8)различные типы взаимодействия языков, языковой контакт, ареальная классификация языков;

9)системность языка, соотношение конкретного и абстрактного в языке, синтагматические и парадигматические отношения в языке, система и «узус»,  система и среда, язык и речь;

10) синхрония и диахрония;

11) уровни языковой системы, их взаимодействие, единицы уровней языковой системы;

12) фонетика : сегментация звучащей речи, сегментные и суперсегментные единицы, строение речевого аппарата, акустическая и артикуляционная классификация согласных и гласных звуков, звуковые законы, принципы объединения звуков в фонему, инструментальные методы в фонетике, фонетическая транскрипция, слог, ударение, интонация, орфоэпия;

13) лексикология:  слово как лингвистическая единица в языках разных типов, способы классификации лексических единиц;

14) фразеология;

15) этимология;

16) морфемика, морфонология, словообразование: морфема как лингвистическая единица, виды морфем в языках разных типов, членение слова на морфемы;

17) морфология: грамматическое значение и грамматическая форма в языках разных типов; грамматические категории, части речи;

18) синтаксис: предложение как коммуникативная единица в языках разных типов, описание устройства предложения через систему правил или абстрактные модели (схемы), закономерности и правила сочетания слов в языке, синтаксические функции, синтаксические позиции;

19) семантика: ономасиологический и семасиологический подход;

20) текст: его лингвистический статус, свойства текста, лингвистическая типология текстов, дискурс;

21) графика , орфография, пунктуация;

22) стилистика, функционально-стилистическая стратификация языка;

23) языковая картина мира, культурные концепты, национально-языковые стереотипы.

Прикладные аспекты современной лингвистики включают:

1) составление одноязычных, двуязычных и многоязычных словарей – бумажных и электронных (см. Типы словарей. Словари русского языка);

2) разработка методик преподавания родного и иностранных языков;

3) перевод – устный и письменный;

4) риторика, культура речи;

5) редакторская деятельность, «спичрайтерство» и «копирайтерство»;

6) лингвистическое обеспечение взаимодействия человека и компьютера, а также взаимодействия людей, опосредованного компьютером;

7) кодификационная деятельность: разработка норм национальных языков, формирование языкового законодательства;

8) лингвистический анализ в специальных целях: лингвистическая юридическая экспертиза, лингвокриминалистика и т.п.

Истоки языкознания

Истоки языкознания находятся в глубокой древности, когда в связи с необходимостью анализа текстов и обучения разным видам речевой деятельности формируются лингвистические традиции - древнеиндийская, классическая и арабская. Классическая (античная) традиция лежит в основе современного научного языкознания. Хотя вопросы, сегодня относимые к компетенции лингвистики, рассматриваются и в философских трудах (стоики, Платон, Аристотель), первыми собственно лингвистическими сочинениями считаются александрийские грамматики (II в. до н.э. – II в. н.э.).

Историю современного научного языкознания принято отсчитывать с XIX века (труды младограмматиков по сравнительно-историческому языкознанию). Прогресс мирового научного языкознания XIX – XX вв. обеспечили такие выдающиеся учёные, как  В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, А. Мейе, Э. Бенвенист, У. Чейф, К. Бюлер, Э. Сепир, Л. Теньер, В. Дорошевский, Г. Гийом, Н. Хомский, О. Есперсен, Л. Блумфилд, Ж. Вандриес, Дж. Лайонз, а также представители русского научного зарубежья Р.О. Якобсон и Н.С. Трубецкой.

Языкознание в России было создано и развивалось благодаря трудам М.В. Ломоносова, А.А. Барсова, Н.И. Греча, И.И. Давыдова, К.С. Аксакова, Н.П. Некрасова, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна де Куртэне. Среди знаменитых отечественных лингвистов XX в. -  В.В. Виноградов, С.Н. Ожегов, Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, А.А. Реформатский, Ю.В. Рождественский, А.И. Смирницкий, В.А. Звегинцев, Р.А. Будагов, Р.И. Аванесов, Ю.С. Степанов, Н.Ю. Шведова, Ю.Д. Апресян, И.А. Мельчук, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Е.В. Падучева, Д.Н. Шмелев, А.В. Бондарко, В.Г. Гак.

В целом для истории языкознания характерно чередование интереса к языку как к совокупности парадигматических отношений и к языку как к проявлению синтагматических правил его использования, то есть к морфологии или синтаксису[1]. «Морфологизму» XIX в. мы обязаны открытием сравнительно-исторического метода и созданием научной русской грамматики; «синтаксизму» XX в. – появлением функционального метода и поворотом к анализу текста. «В напряженные моменты развития науки, в спорные эпохи, интерес перемещается к синтаксическим аспектам грамматики; в стабильные и устойчивые – к морфологическим»[2].

Классификация направлений языкознания

Современная классификация направлений языкознания основывается на целях и методах лингвистического исследования. Выделяются, в частности, структурализм, формализм, функционализм. Основными лингвистическими теориями второй половины ХХ века являются

1) генеративная лингвистика;

2) дескриптивная лингвистика;

3) функциональная лингвистика;

4) когнитивная лингвистика;

5) лингвистика текста;

6) теория речевых актов и аналогичные прагматически ориентированные лингвистические теории;

7) категориальная грамматика (истинностная, универсальная грамматика).

Для современного языкознания характерны следующие особенности подхода к анализу языковых явлений:

1) антропоцентризм;

2) интегральность;

3) текстоцентризм;

4) коммуникативность;

5) функционализм.

В лингвистике выделяются синхронные и диахронные исследования. Синхронные исследования направлены на изучение состояния языка на конкретном временном срезе, диахронные – на изучение истории языка.

Многие исследования в области языкознания носят междисциплинарный характер (см. Социолингвистика, Психолингвистика, Лингвокриминалистика, Лингвокультурология).

Помимо научной лингвистики, принято говорить о «наивной лингвистике» - языковой рефлексии «наивных» пользователей языка, проявлении их обыденного метаязыкового сознания. В связи с этим можно ставить вопрос не только об истории лингвистики как науки, но и об истории лингвистической мысли, в том числе  о том, какой была первая лингвистическая мысль: возникновение языка? создание письменности? Нет сомнений в том, что создание письменности уже предполагало языковую рефлексию. Как писал И.А. Бодуэн де Куртене: «Первый импульс к размышлению над особенностями языка дало письмо. В применении к письму, или идеографическому, т.е. представляющему предметы и действия, или же фонетическому, т.е. связанному со звуковой стороной языка, возникал необходимый, более или менее точный анализ языковых особенностей». Таким образом, потребность обозначения слов и звуков на письме, т.е. членения потока речи на предложения, слова, слоги, звуки, была первым импульсом к размышлению человека над его собственным языком. Следующий импульс, вероятно, дала потребность перевода как с иностранных, так и на иностранные языки (об этом свидетельствуют археологические памятники, которые оставили великие мировые империи древности – Египет, Ассирия, Вавилон, Мидия, Персия, в частности ассирийские глиняные таблицы из Британского музея). Далее развитие лингвистической мысли руководилось практической потребностью создания и понимания текстов, и только при достаточном уровне материального развития, общество смогло позволить себе то, что Бодуэн де Куртене назвал теоретической «роскошью», жаждой «чистого» лингвистического  знания, т.е собственно научную лингвистику.

Рекомендуемая литература

Будагов Р. А. Введение в науку о языке. М., 2000, 2003

Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964.  Ч. 2. М., 1965

Колесов В.В. История русского языкознания. СПб., 2003

Кочергина В. А. Введение в языкознание. 3-е изд. М., 2004

Лайонз Дж. Язык и лингвистика. М., 2004

Лингвистический энциклопедический словарь. / Под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990.  3-е изд. 2002

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1987. 3-е изд. М., 1997

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М., 1970.

Общее языкознание. Внутренняя структура языка. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М., 1970.

Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. / Под ред. Б. А. Серебренникова. М., 1970

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 1996

Сусов И. П. Введение в языкознание. М., 2007

Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М., 2003

Ссылки

  1. Колесов В.В. История русского языкознания. СПб., 2003, стр. 8.  ↑ 1
  2. Там же, стр. 9.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.