Арт-рынок
Арт- рынок - социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Понятие арт-рынка имеет узкое и широкое значение. Первоначально под этим термином понимали оборот предметов, обладающих художественной ценностью (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства). Позднее этот термином стали использовать и для характеристики исполнительских искусств и других культурных услуг (например, музейных). Более корректно совокупность тех и других элементов рынка можно характеризовать как рынок художественный. Художественный рынок - способ распространения и перераспределения культурных ценностей в обществе. Термин «арт-рынок» более правильно используется для обозначения понятия товарооборота произведений неисполнительского искусства. Все, что связано с оборотом художественно-культурных ценностей следует определять рынком культурных услуг.
↑Арт-рынок: полифункционализм и полифонизм основных субъектов*
Арт-рынок – привлекательный предмет междисциплинарного исследования [1] , но чаще его анализируют экономисты. У него достаточно большая история и очень бурное современное развитие. Что касается нашей страны, то этот феномен до последнего времени мало кем изучался, хотя аспектов и подходов может иметь много [2] . В российской действительности арт-рынок находится в стадии становления, но его потенциал достаточно велик. Известно, что русское искусство многие десятилетия было и остается конкурентоспособным в мировом культурном пространстве. Самые известные аукционные дома мира считают за честь выставлять на торги работы русских мастеров, весьма часто приносящие им баснословные прибыли. Рынок изобразительного искусства капиталоемкий рынок. Искусство сегодня представляется одной из заманчивых форм инвестирования. Для того, чтобы понять как работает арт-рынок, необходимо выявить его основные функции и субъекты деятельности.
С момента институализации арт-рынка многое модифицировалось, но его суть мало изменилась. Арт-рынок выполняет информационные, посреднические, ценообразующие, стимулирующие и регулирующие и художественно- эстетические функции, последняя функция более понятна, поэтому остановимся подробнее на предшествующих.
Современный арт-рынок - явление полифункциональное. Если акцентировать его художественную сторону, то на первое место выходит эстетическая ценность произведение искусства, если экономическую – его рыночная стоимость.
Арт-рынок представляет собой оборот художественных ценностей на мировом и национальном уровне. Особенность арт-рынка в его интегрированной природе, возникающей на пересечении духовно-художественной (нематериальной, прагматически незаинтересованной) и материальной (экономически и прагматически значимой) сферой общественной жизни. В связи с этим можно дать несколько определений арт-рынка:
- это общие художественные тенденции и предпочтения, распространенные в определенном временном отрезке, система, направленная на формирование вкусов и предпочтений, то есть культурный феномен, отражающий актуальные состояния общества, в которых задействованы, художник, экспертное сообщество, знающая публика и простые почитатели искусства;
- это характер и уровень развития института посредничества, или система взаимоотношений между художниками, дилерами, аукционными домами, ассоциациями и коллекционерами, заключающаяся в товарном обращении предметов искусства;
- это отрасль экономики, способная во многом формировать национальную идентичность, и прямым образом влиять на ВВП страны, если рассматривать его с позиций территориального брендинга и маркетинга.
Арт-рынок – сложное многоуровневое явление, в нем интегрируются большое количество субъектов, которые осуществляют все процессы его актуализации. Основными субъектами арт-рынка являются производители, (художники) и потребители (публика). Между главными субъектами в разное культурно-историческое время существовала группа посредников, которые к сегодняшнему дню максимально дифференцировались. Чтобы раскрыть сущность арт-рынка необходимо рассмотрим его основные функции, которые реализовываясь, объединяют и основные субъекты арт-рынка.
↑Информационная функция арт-рынка
В широком смысле - это информирование общества о творчестве художника, это - информационное поле, которое складывается вокруг художника, а именно: совокупность упоминаний о художнике в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях, церковных, исторических документах. В современных условиях особую роль занимают профессиональные печатные и электронные СМИ. Расширению информационного поля способствуют наличие каталогов, монографий о творчестве художника, которые являются традиционными формами оповещения заинтересованных лиц. Информационная функция арт-рынка – это одна из самых древних его функций.
Реализации информационной функции арт-рынка, как уже было упомянуто выше, содействуют биографы художников. Слава многих мировых художников сформирована именно биографами. Биографические тексты часто служат ключом, помогающим реконструировать действительность прошлого, понять художественную реальность, созданную художником, с позиций тех, кто непосредственно жил рядом с художником. Мировой известностью, например, признан Дж. Вазари. Биограф великих титанов Высокого Возрождения. Известность художника у публики обеспечивается информационным сопровождением его жизни и творчества.
Не все могут адекватно воспринимать и истолковывать произведения искусства, «прочитывать» авторский замысел, адекватно вскрывать коды художественной реальности, созданной художником для различных реципиентов. Большую роль в информировании общества об аксиологической ценности творчества художника играет экспертное сообщество. Экспертное сообщество – это объединение критиков и искусствоведов, которые анализируют, интерпретирует, разъясняют и транслирую обществу свои оценки художественного творчества в целом или отдельных произведений. Их деятельность, безусловно, формирует репутацию художника. Сегодня арт-критики, искусствоведы – это специалисты по оценке произведений искусства. Обычно они дают развернутые письменные анализы в статьях и обзорах, публикуемые в различных профильных СМИ, монографических работах, коллективных научных исследованиях, теоретических докладах, в современных условиях на некоторых известных Интернет ресурсах, социальных сетях, иногда в гламурных изданиях. Авторитетное мнение экспертного сообщества прямым образом влияет на активность коллекционеров и меценатов, во многом определяя цену художественного произведения и авторитет художника. В тоже время, исторический опыт показывает, что многие сегодня признанные художники, в свое время не были поняты художественными критиками, поскольку часто их искусство значительным образом опережало общественные вкусы, а, следовательно, не оценено современниками по достоинству.
Отдельно стоит сказать об арт-консультантах. Арт-консультант – на английском Adviser (советчик) этот субъект арт-рынка, занимающий промежуточную позицию между теоретиками искусства и арт-дилерами. Первоначально функции консультанта выполняли лица, приближенные к властным особам. Они могли занимать различные должности от кардинала до подрядчиков королевских работ, то есть их посредничество в данной связи не было профессиональным. Но рекомендация художника к королевскому двору было делом обыденным и закономерным. Царские особы часто не разбирались в искусстве и поэтому прислушивались к советам лиц, вызывающих у него доверие. Сегодня, когда многие коллекционеры рассматривают искусство лишь как инвестицию, профессия консультанта оказалась весьма востребована. В условиях, когда люди хотят покупать искусство, но у них нет времени его изучать, арт-консультант является востребованной фигурой арт-рынка. Консультант ничего не продает, он, как правило, выполняет функции советчика. Иногда эта функция дополняется приобретением конкретной работы по решению заказчика. В отличие от критика или искусствоведа консультант не обязательно является общепризнанным экспертом по искусству. В силу этого он не относится к экспертному сообществу, хотя для заказчика он, безусловно, выступает экспертом.
Особое значение среди субъектов рынка имеют художественные музеи как государственные, так и частные. Музеи, приобретая произведение художника, возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а, следовательно, и их стоимость. Попав в музей, произведение автоматически становится работой более значимого масштаба. Чем известнее музей, тем большую отдачу получает художник, живущий или давно ушедший. Более того, коллекции музеев представляют собой национальное достояние конкретной страны, оберегаются государством, в том числе во время войн и катаклизмов. Общеизвестно, что многие талантливые художники или их работы остаются неизвестными, будучи затерянными в истории. Работы, попавшие в музеи, гарантированно будут представлены публике последующих поколений. Еще один важный момент заключается в том, что оказавшись в музей, работа перестает быть представленной на рынке. Другими словами, находясь в частной коллекции произведение искусства, еще может попасть на рынок, когда владелец или наследник захочет его перепродать. Музейные работы, за редким исключением, изымаются из рыночного оборота.
Музеи в современном обществе имеют репутацию безусловных авторитетов. Тем не менее, следует сказать, что коллекции большинства современных музеев, таких как МОМА или Метрополитен в Нью-Йорке, центр Жоржа Помпиду в Париже и так далее, были сформированы крупными коллекционерами, такими как, например семья Рокфеллеров, передававшими свои коллекции в дар музеям. Впрочем, это практика ведет свою историю еще от семейства Медичи. Тем не менее, часто вкус и предпочтения коллекционера, по сути, не являющегося профессиональным экспертом в данной области, формируют коллекции музея, а, значит, обретают значимость в историко-культурной перспективе.
Сегодня, развитие арт-рынка привело к тому, что актуальное искусство стало принципиально ориентироваться на современников, в отличие от искусства прошлого, которое во многом ориентировалось на суд потомков. Сегодня искусство настолько разнообразно и концептуально, что нуждается в интерпретации. Более того, конкуренция настолько высока, что задействуются все возможные каналы и технологии формирования необходимого имиджа художника и его узнаваемости в обществе. Как следствие, информационная функция арт-рынка в рамках современного информационного общества, стала еще более актуальна. Появилось внушительное количество профильных и непрофильных СМИ, обозревающих художественные события, а значит формирующих общественное мнение. Пресса и телевидение играют подчас определяющую роль в формировании имиджа и приобретении известности художников современности. Таким образом, процесс художественного творчества окружен целым институтом комментаторов, обозревателей и критиков, которые во многом влияют и определяют общественные предпочтения. Привлечение известных СМИ – это способ внушить доверие к происходящему. Информационная функция рынка существенным образом содействует развитию рыночных отношений, поскольку все его субъекты не могут успешно функционировать, не обладая соответствующей информацией. В современном мире средства коммуникации настолько проникают во все сферы жизнедеятельности, что охватывают весь мир, объединяя его в единое информационное пространство, снимая практически все барьеры для трансляции любой информации, в том числе и художественной. Если в прошлые культурно-исторические эпохи стиль в изобразительном искусстве сменялся не более двух-трех раз в столетие, сегодня стиль и мода в искусстве меняются значительно динамичнее, что не позволяет подчас зафиксировать в сознании публики происходящие изменения.
Несмотря на то что существует полифонизм субъектов арт-рынка в конечном итоге именно потребители – покупатели, заказчики определяют динамику его развития. Представители экспертного сообщества и смежные с ним субъекты влияют на рынок косвенно, как советчики, носители вкуса и знаний.
Информационная функция арт-рынка осуществляется и с помощью иных инструментов: ярмарок, выставок, экспозиций, каталогов, и прочих источников, из которых можно ознакомиться с творчеством того или иного автора. Непосредственная коммуникация между художником и публикой происходит по средствам художественного произведения, но ведь каким-то образом это произведение должно быть публике представлено. В данной связи возникает необходимость посреднической функции.
↑Посредническая функция арт-рынка
Посредничество – содействие заключению сделок между сторонами. В художественном бизнесе посредничество – это содействие заключению сделок между художником или владельцем художественного произведения и покупателем (первичный и вторичный рынок). Это может осуществляться в «открытую», то есть на основе договорных отношений или неофициально, по частной договоренности. В связи с этим возникают трудности в оценке объемов арт-рынка. В качестве посредника может выступать как частное лицо, так и специально созданная для этого фирма. В мире бизнеса традиционными посредниками являются дилеры, галереи, аукционы, художественные салоны. Посредник может сводить покупателя с продавцом напрямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы [3] . В качестве оплаты своего труда посредник получает комиссионное вознаграждение, т. е. определенный процент от суммы, которую выплачивает либо одна из сторон, либо обе. Арт-рынок призван свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обоих сторон: художника и публики.
Одной из первых форм рыночных отношений между художником и покупателем были аукционные торги искусством. Аукцион (от лат. auction – продажа с публичного торга) — это метод продажи товаров покупателю, предлагающему самую высокую цену. Иногда окончательная цена оказывается выше рыночной, когда покупатель, охваченный страстью обладания именно этим предметом или желанием перебить все другие предложения, устанавливает цену, по которой этот предмет вне аукциона никогда не купят. Неслучайно аукционы часто использовались, чтобы распродать имущество умершего - это наиболее удобный и быстрый способ превращения материального имущества в денежный эквивалент. Аукцион — это рынок в чистом виде: достигнутая в процессе торгов цена есть компромисс, приемлемый для обеих сторон. Торги живописью на аукционах как массовое явление зародились в некоторых европейских странах в XVII веке. Популярность данной модели, можно связать с протестантской этикой раннего капитализма, господствовавшей в данных странах, на основании которой любой продукт, который производится (в том числе и произведение искусства), имеет спрос и цену.
Можно выделить два основных вида аукционных торгов:
- английская система, когда торги идут на повышение цены;
- голландская система, когда торги идут на понижение цены.
На сегодняшний день существует большое количество аукционных домов, торгующих самыми разными категориями культурно-художественных объектов и ценностей, в том числе и живописью. Аукционные дома, имеют обширную клиентскую базу, а брендовые аукционы [4] за свои услуги берут комиссию, взимая иногда весомые проценты. С другой стороны, для художника, его представителя или владельца картины есть безусловные достоинства продаж на аукционе:
- краткие сроки торгов;
- итоговая цена может оказаться существенно выше рыночной;
- автоматически возрастает рейтинг, имидж художника и цена его работ в целом;
Информация о торгах находится в открытом доступе. Открытость торгов имеет двоякие последствия: она может сыграть как в пользу художника, при условии громких рекордных продаж, так против него, если работа не была продана на аукционе и об этом неуспехе узнают многие участники арт-рынка. Последнее может осложнить дальнейшие продажи работ художника. На сегодняшний день на долю аукционов приходится 48% от всего объема продаж [5] . Аукционные торги, пожалуй, единственные достоверные источники, по которым можно оценивать объемы арт-рынка. О сформировавшихся ценах на определенные произведения искусства (одинаковые по дате создания, качеству, размеру и т.д.) можно говорить при наличии 7-10 продаж работ-аналогов. Единичная продажа не может являться окончательной ценой, так как часто может быть совершенна по субъективным причинам – азарт, соперничество, страсть обладания и т.д. Общепринятая модель работы аукционов (хотя она и не обязательна) продажа от коллекционеров к коллекционеру.
Другой древнейшей формой коммерческого обращения произведений искусства являются художественные ярмарки. Художественная ярмарка как место периодического привоза, купли-продажи произведений искусства, проводились с XV-XVI вв. во время праздничных шествий в Италии, в XVII веке были особенно популярны в Голландии и Фландрии. В последнее время арт-рынок принципиально изменился, а вместе с ним и виды потребления искусства. Сегодня предложения арт-рынка стало интернациональным, сообщество коллекционеров перемещается по всему свету к месту очередной ярмарки искусства. Международные ярмарки – это представление произведений искусства, посредством участия в них галерей из разных стран. Ярмарки специализируются по предметам продаж: антиквариат, искусство ХХ века, современное искусство. Количество участников ярмарки всегда ограничено площадью выставочного павильона, чем она престижнее, тем больше претендентов на участие. В отличие от галерей и просто художественных персоналий, на международных ярмарках организация происходит комплексно, продуманно с привлечением ведущих PR-специалистов и СМИ.
Ярмарка имеет несколько преимуществ:
- одновременно предлагается широкий выбор произведений искусства;
- все произведения искусства прошли определенный отбор;
- участники ярмарки разделяют одни и те же вкусы и пристрастия.
- во время ярмарки происходит много различных мероприятий – конференции, выставки, посещение частных галерей.
Торговлю предметами искусства так же осуществляют художественные салоны или галереи. Салона и галереи - явление относительно новое. Салоны появились в конце XVIII века, а галереи как полноценное явление – после Первой мировой войны. Салоны и галереи обычно специализируются на одном или нескольких направлениях искусства, имеют свою политику, концепцию и ориентируются на различные сегменты рынка. В отличие от аукционных домов, они перепродают работы от художника к коллекционеру. Взаимоотношения художника и галереи, как правило, существенно варьируются. Галерея может, как брать работы у художника на реализацию, так и выкупать их в собственность. Художник может работать с галерей, как на эксклюзивных условиях, так и работать сразу с несколькими галереями. Галерею могут интересовать все работы художника, даже если они выполнены в разных жанрах, а может интересовать лишь один жанр. Соответственно она и будет продвигать именно это творчество художника. Галерея вправе распоряжаться работами художника на свое усмотрение, организовывая не только персональные выставки художника, но и объединяя работы для парной или групповой выставки, не важно, нравится это художнику или нет. Галерея определяет продолжительность отношений с художником, а так же может накладывать на него различного рода ограничения. Галерея может советоваться с художником при выборе тактики рекламной компании и защищать авторские права и право на упоминание, а может этого не делать. Галерист выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, он адаптирует художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству, при этом решая непростую задачу: заработать деньги для себя и для художника. В тоже время, часто галерея стремится исключительно к извлечению прибыли и, будучи озабоченной тем как угодить потребителю, пытается навязать художнику, «что» и «как» делать.
Арт-дилер – человек, который покупает и продает произведения искусства. Институт арт-дилерства возник в XIX веке во Франции – тогда мировой столице художественной жизни. Их появление было обусловлено требованиями рынка, а они, в свою очередь, начали этот рынок обслуживать, приводя в равновесие спрос и предложение. Арт-дилер – первая и важная фигура для художника в череде посредников. Функциями арт-дилера являются – поиск художников установление отношений с ним, а затем с коллекционерами, музеями и галереями искусства в чьи интересы потенциально входит работа с данными художниками. Основной задачей дилера является поиск и покупка работ по наиболее выгодным ценам и перепродажа их по более высокой цене коллекционерам или галереям. Обычно дилер специализируется на определенном стиле, времени или регионе, бывает и персоналии. Основным отличием галериста от дилера является то, что дилер обычно не имеет своих площадей. Но роялти у дилера как правило выше и составляют до 50%. Общее у этих субъектов то, что они адаптируют художника к реалиям арт-рынка. В рамках арт-рынка их роль в социально-коммуникативной системе художник – произведение – публика чрезвычайно важна, они могут не только предвидеть тенденции рынка, но и влиять на них. Соответственно во многом влиять на художественные предпочтения общества, задавать рыночные тенденции.
Возникшая в условиях рынка концепция маркетинга по отношению к концепции интенсификации коммерческих усилий или сбыта, изменила всю картину товарно-денежных отношений. Главная идея маркетинга заключается в том, чтобы не продать, что произведено (как это было до рынка), а произвести то, что будет легко продать, на что есть или будет спрос, который так же в свою очередь можно формировать. В рамках арт-рынка становится ясно, что посредник, заинтересованный в извлечении прибыли будет пытаться указывать художнику, что делать. В условиях свободной рыночной конкуренции художник является основным субъектом рынка, и результат его творческой деятельности уникален в силу чего его позиции на арт-рынке являются неоспоримыми. По логике вещей именно художник задает тон. Он и его творчество притягивает внимание многих посредников. В условиях рынка художник освободился от идеологических оков, которые сопровождали его до появления рынка, но эта свобода оказалась относительной, так как художник попал в условия жесткой коньюктуры рынка, многое программирующей. И в этом случае усиливается роль и значение посредника, продвигающего творчество художника на рынок. Профессиональный посредник должен уметь найти компромисс, во многом воспитывая и формируя вкусы публики.
Важным субъектом рынка является меценат-коллекционер - богатый покровитель наук и искусств [5] . Меценатство и благотворительность как социокультурные явления имеют глубокие исторические корни. Сам термин меценатство происходит от имени богатого римлянина Гая Цильния Мецената, который создал при себе круг поэтов, куда в частности входили Вергилий и Гораций. Меценат всячески помогал и покровительствовал поэтам. Как говорят хроники не бескорыстно, а часто используя это в политических целях. Гениальность Мецената состояла в том, что он угадал возможности искусства, которое в те времена было дистанцированно от общественных проблем с их помощью влиять на умы общества. Таким образом, хотя, меценатство обычно не является профессиональной сферой деятельности человека, меценат способен оказывать существенное воздействие на социальное и художественное развитие общества, патронируя и продвигая определенное искусство определенных художников.
Меценат, является, прежде всего, ценителем искусства, а не профессионалом. Но, как правило, меценат обладает либо властными полномочиями, либо материальными возможностями, либо и тем и другим одновременно. В результате чего меценат способен прививать свои художественные предпочтения публике и влиять на художественную жизнь общества. Чаще всего, меценат имеет обширную коллекцию произведений искусства, которую экспонирует на собственной выставочной площадке, с целью ознакомления публики с тем или иным художественным стилем или направлением, а также с целью извлечения материальной выгоды, от продаж произведений искусства, или же преподносит в дар музеям. Таким образом, меценат хоть и ведет профессиональную деятельность на арт-рынке, обычно профессионалом в полном смысле этого слова не является, так как основной доход ему, как правило, приносит другой бизнес. Но, несмотря на это, сказать о нем необходимо, так как он влияет на продвижение художника на арт-рынок, и подчас способен влиять на художественную жизнь общества. Наряду с меценатом-коллекционером есть коллекционеры–любители от искусства и коллекционеры-инвесторы. Последних особенно интересует функция ценообразования в сфере искусства.
↑Ценообразующая функция арт-рынка
Проблема ценообразования в искусстве одна из самых сложных и запутанных. Здесь работают как общие законы ценообразования, так и частные, вырабатываемые именно в пространстве арт-рынка. В силу доминирования в искусстве эстетических ценностей непрагматического характера часто возникают споры о том, что искусство не должно рассматриваться как товар. Поэтому одни считают, что искусство и деньги не совместимы, а другие придерживаются позиции, что искусству присущи как непрагматические, так и прагматические ценности, которые в силу объективных причин вынуждены сосуществовать друг с другом [6] . Известно, что художественное творчество – одно из древнейших разновидностей ремесла. Принято считать, что ремесло «в соответствии со стадиями общественного разделения труда обычно подразделяется на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок» [7] . То есть ремесло – это труд, подразумевающий материальную компенсацию труда. С древних времен, художник, предпринимая свою деятельность, был вынужден инициировать свое продвижение в культурном пространстве, ради того, чтобы обеспечить собственное существование. В тоже время, художественное произведение – это результат таланта и творческих способностей художника, овеществленные в уникальной материальной форме. Но в этом заключается не только его духовная, но и материальная ценность. В данной связи рождается особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Возникает вопрос материальной оценки произведения искусства. Факторы, влияющие на ценообразование:
- общепризнанный класс мастера;
- принадлежность художника к определенной эпохе;
- личная история автора (самобытность, миф, легенда);
- уровень новаторства, так как новизна – главный и основной критерий творчества;
- возраст произведения;
- техника, в которой выполнена работа;
- размер картины;
- жанр, в котором выполнена работа;
- наличие работ мастера в ведущих музейных коллекциях и галереях;
- оценка критиков;
- участие в международных проектах;
- частота проведения персональных выставок;
- вхождение художника в авторитетные каталоги;
- провенанс картины (от англ. provenance — происхождение, источник) [8] .
Таким образом, на ценообразование в изобразительном искусстве воздействует совокупность объективных и субъективных факторов. К сказанному следует добавить, что существуют механизмы, которые способны значительно увеличить стоимость художественного произведения с помощью ряда маркетинговых технологий, связанных, например, с технологией брендинга, когда первоначальная цена работы может увеличиваться не просто в разы, а на порядки. Ярким примером является современная скульптура Д. Херста под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Первоначальная цена этой скульптуры - $50000 была определена ее заказчиком - рекламным магнатом Ч. Саатчи. Через 14 лет ее владелец продал чучело тигровой акулы в стеклянной витрине с помощью ряда посредников финансисту С.Коэну за цену в $12 млн. [9] Технология брендинга была задействована здесь не единожды, что, безусловно, сказалось на окончательной цене. На цену повлияли нематериальные активы, связанные с мифологизацией имен посредников и конечного покупателя. Эта история заслуживает более подробного анализа, но уже в другой статье.
Бесспорно, существует значительная разница между коммерческой и духовно-культурной ценностью, во всех смыслах экономическая сторона подхода представляется вторичной по отношению к художественно-эстетической. Но даже мнение узкого круга профессиональной публики, в лице искусствоведов, критиков и экспертов не может быть единственно верным. Рынок формируют именно потребители, то есть каждый человек вправе судить о ценности произведения искусства, приобретая его по определенной цене или нет. В то же время, в условиях рынка произведение искусства рассматривается как продукт, и иногда вопрос значимости художественной реальности, как основной площадки для коммуникации художника и публики выноситься за скобки.
↑Регулирующая функция арт-рынка
Рынок должен регулировать спрос и предложение. Известно, что доля людей, постоянно интересующихся искусством достаточно мала. Потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Круг людей, которые формируют спрос на искусство, достаточно узок. Но искусство, выполняя свои социальные задачи часто, выступает в роли фиксатора и транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от состояния самого искусства.
Еще одной специфической особенностью арт-рынка по сравнению с рынком обычным является то, что арт-рынок не может удовлетворить весь спрос. Дело в том, что на арт-рынке значительную долю занимает антиквариат, то есть произведения искусства, произведенные не менее 50 лет назад. В определении антиквариата необходимо учесть категории, связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизведения. То есть спрос физически не может удовлетворить предложение, благодаря чему возрастают цены.
Регулирующая функция арт-рынка также подразумевает законодательство разных стран. В силу того, что сегодня рынок искусства имеет глобальный характер, такие особенности чрезвычайно важны. Так, в странах, где законодательство и налогообложение в области искусства неблагоприятны для коллекционеров, импорт и экспорт произведений искусства будут существенно отличаться от тех стран, в которых налоговая система этому способствует. Более того, в тех странах, где существуют экономические предпосылки к коллекционированию и появлению культурных фондов развитие искусства будет более интенсивно.
↑Стимулирующая функция арт-рынка
Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Здесь важным элементом является конкуренция, соперничество участников данного процесса за рынок сбыта. Это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики. Следствием признания является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Тем не менее, экономические свободы содействуют прогрессивному развитию общества, но они в большей степени стимулируют коммерческую конкуренцию, а не художественную. Таким образом, развитие происходит в сфере коммерции, что автоматически не влечет подъема в искусстве. Сегодня успех художника определяется его «раскрученностью» в СМИ, общественной известностью и, как следствие, стоимостью его работ. Рынок дал возможность художнику быть признанным при жизни. Это признание определяется в объеме гонораров, что и есть главный критерий популярного художника. Вроде бы ничего плохого в этом нет, но на самом деле это означает, что коммерческая ценность искусства преобладает над его духовной ценностью. Качество искусства в результате такого рода конкуренции в целом страдает. Рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Тем не менее, именно рыночные механизмы должны использоваться для нахождения компромисса в пользу поддержки истинного искусства. Итак, мы рассмотрели феномен арт-рынка с точки зрения его функций и основных субъектов, выявив его полифункционализм и полифоничность.
↑Инфраструктура арт-рынка
Важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей непрерывное продвижение художественных продуктов от художника к публике. Не сегодняшний день в мире сложилась сложная и многоуровневая инфраструктуры арт-рынка. Ключевыми фигурами арт-рынка являются производители художественного продукта и его потребители. Между двумя этими главными группами инфраструктуры располагается ряд посредников. Современный рынок отличается от рынка начала капиталистических отношений тем, что значительным образом разрослась его вспомогательно-сопутствующая и организационно-посредническая часть, которая включает:
- Коммерчески-посреднические организации
- Консалтингово-посреднические организации
- Организации юридическо-правового сопровождения
- Финансовые структуры
- Информационные организации.
Производители художественного продукта – главные персоны арт-рынка, так как результаты их деятельности и являются предметом купли-продажи. В изобразительном искусстве творец персонифицирован, но иногда и здесь могут появляться коллективные исполнители, творческие объединения. В качестве потребителя художественного продукта могут выступать отдельные представители общественности: почитатели и знатоки искусства, коллекционеры, инвесторы, представители государства, общественных объединений, бизнес-структур, музеи организации и предприятия. К коммерчески-посредническим организациям относятся галерею, аукционные дома, ярмарки, дилеры. Консалтингово-посреднические услуги в рамках арт-рынка оказывают организации, занимающиеся экспертизой художественных произведения, их регистрацией, оценкой, страхованием, охраной, логистикой, аудитом. Блок юридических услуг оказывают организации, занимающиеся правовым сопровождением купли-продажи предметов искусства, формированием договорных отношений, оказывающих услуги по судебному представительству и адвокатуре, вопросам наследования и различных других правовых аспектов, возникающих в ходе оборота художественных ценностей. Финансовые организации, в частности банки, оказывают услуги профильные услуги и сопутствуют развитию и функционированию арт-рынка. Важную роль призваны исполнять и контролирующие организации: различные ассоциации, союзы, фонды, следящие за неправомерными действиями субъектов арт-рынка, налоговые и таможенные органы и прочие организации. Цивилизованный арт-рынок не может осуществлять свою деятельность вне информационных организаций, самых различных СМИ, которые способствуют прозрачности и открытости данного рынка. Это профильные и не профильные печатные и электронные издания, в которых обнародуются мнения экспертного сообщества - критиков и искусствоведов; это деятельность отделов по связям с общественностью различных организаций, которые делают достоянием общественного мнения информацию, которая характеризует деятельность практически всех субъектов инфраструктуры арт-рынка.
В условиях перехода Российской экономики к рынку область культуры и искусства не могут быть изолированы от данного процесса. Искусство неизбежно становится частью рыночной экономики, вынуждено существовать по ее законам. Рынок – это объективная реалия сегодняшнего дня, и искусство должно быть включено в эти процессы, тем более что бизнес может много, что дать культуре и искусству. Для художника – это, прежде всего, повышение рыночной стоимости его работ, создание условий его популяризации и востребованности у публики при жизни. Ранее большую роль в признании художника играли его отношения с властью, которая во многом определяла его карьеру. Благодаря рынку, право на существование его творческого метода определяется публикой и больше ни кем – свободная конкуренция, один из основных признаков рынка.
Мотивы самореализации и самовыражения, столь важные для художника, могут и должны подразумевать коммерческий успех. По автортетному мнению Э. Неизвестного – у свободного рынка нет идеологической задачи убить Моцарта. Для публики рынок дает возможность свободного общения с произведениями искусства, прошедшими качественный отбор и способных удовлетворить самые взыскательные и неординарные эстетические вкусы и потребности.
* Данный материал основан на статье, подготовленной в соавторстве Е. Долгановой и опубликованной в журнале "Социлогия власти" - № 5. - 2010.
↑Рекомендуемая литература
Бенаму Ю. Ж. Цена искусства. М.: АртМедиа Групп. – 2008.
Долгин А. Экономика символического обмена.
Культура и рынок: современные тенденции.//Составитель И. Хангельдиева,
Прикладная культурология: калейдоскоп идей.// Под научной редакцией проф. Хангельдиевой И.Г.
Томсон Д. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах.
Хангельдиева И.Г. Культура и предпринимательство в современной России.// Прикладная культурология.
Экономика культуры// под редакцией А.Рубинштейна
Ссылки
- См. Долгин А. Экономика символического обмена. – М.- 2006; Культура и рынок: современные тенденции. – М. – 2009. ↑ 1
- . Хангельдиева И.Г. Культура и предпринимательство в современной России.// Прикладная культурология: сборник научных статей.- М. – 2010. – С.25-51. ↑ 1
- См. Хангельдиева И.Г. Коммерциализация культуры и искусства: между критикой и похвалой.//Прикладная культурология: калейдоскоп идей. – М. – 2010. ↑ 1
- См. Хангельдиева И.Г. Коммерциализация культуры и искусства: между критикой и похвалой.//Прикладная культурология: калейдоскоп идей. – М. – 2010. ↑ 1
- См. Ушаков, Толковый словарь русского языка. М. -2006 ↑ 1 2
- См. Хангельдиева И.Г. Особенности управления в культуре.// Прикладная культурология.- М. – 2010. – С. ↑ 1
- См. Большая советская энциклопедия. - М. – 1990 ↑ 1
- www.wikipedia.org/wiki/.ru ↑ 1
- См. Томсон Д. Как продать $ 12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. - М. – 2010. ↑ 1
- Данные The European fine art Foundation (Tefaf), подготовленные совместно с Arts Economics (в подготовке также участвовали SLAD, LAPADA, BADA - 2006).
Выходные данные:
- Просмотров: 12765
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.06.2012
- Версий: 17 , текущая: 17
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Хангельдиева Ирина Георгиевна
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:
Адвокатура; Изобразительное искусство; Логистика; Экономика; Этика;
Детализирующие понятия:Инвестиции; Информация; Искусство; Конкуренция; Культура; Миф; Общество; Прибыль; Рыночная экономика; Спрос; Фирма; Художественная критика.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: