Зарегистрироваться

Культурология (науки о культуре)

Категории Культурология | Под редакцией сообщества: Культурология

Эта версия статьи от 06 Октябрь 2010 01:12, редактировал Воронкова Людмила Петровна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Любая наука начинает свой отсчет с момента определения ее предметного поля и специфических для неё методов исследования - или с того времени, когда дается определение основных понятий новой науки. Датой рождения культурологии часто называют 1871 год, когда англичанин Эдуард Тайлор выпустил книгу «Первобытная культура», в которой дал первое научное определение культуры. Но Тайлор себя культурологом не считал, а был, по мнению отечественных ученых, представителем этнографии или, по мнению зарубежных ученых, родоначальником культурной антропологии. Далее, практически во всех пособиях говорится, что «отцом» культурологии является американец Лесли А. Уайт (1900-1975), живший столетием позже. Но вряд ли мы можем говорить о том, что середина XX в. является датой рождения культурологии как отдельной науки, потому что Уайт писал о необходимости развития культурологии как отрасли культурной антропологии, представителем которой он сам являлся. В целом, поскольку с историей культурологии как науки не все понятно, не следует удивляться обилию отраслей научного знания (этнография, археология, лингвистика, социология, культурная антропология, география и др.), представители, которых произвольно причисляются к культурологам. Многочисленные ссылки на философов, которые, начиная с «культурологических интуиций» античных мыслителей, внесли вклад в развитие культурологии как науки, отнюдь не способствуют прояснению сущности вопроса. В чем же собственно заключается проблема? Путаница, возможно, кроется в названии данной дисциплины. Одна и та же отрасль знания в разных странах называлась по-разному. Следует напомнить, что термин «этнография» появился в Германии в конце XVIII века для обозначения народоописания. Отсюда и существовавшее в немецком научном обиходе разделение описания собственного народа («фолькскунде») и прочих, чужих народов («фолькеркунде»). К концу XIX в., когда этнография превращается в науку о человеке и его культуре, во Франции для ее обозначения ученые предпочли другое название - «этнология», в англоязычных странах в научный оборот вошел термин «антропология». Следовательно, первоначально «антропология», «этнография» и «этнология» обозначали примерно одну и ту же сферу научного знания. Во Франции ее назвали «этнологией», в англоязычных странах - «антропологией», а в Германии - «этнографией». Последнее название традиционно закрепилось и в России. Отрицание культурологии как науки не может быть связано с отсутствием предметной области исследования. Существование культуры признается практически всеми. Скорее, речь идет о сомнениях в существовании особого культурологического подхода к познанию культуры и, соответственно, в отсутствии специальных культурологических методов ее исследования. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, следует выявить различные подходы к анализу культуры и рассмотреть панораму отраслей знания, которые возникают на их основе.

Термин «культурология» вошел в нашу научную литературу благодаря работам отечественного исследователя теоретических проблем культуры Э.С. Маркаряна, утверждавшего, что культурология образует особый ряд научного знания, отличающийся и от философского осмысления культуры, и от психологического анализа различных феноменов культуры. Его позиция, с одной стороны, оспаривалась теми философами, которые полагали, что общая теория культуры - это философская дисциплина. С другой стороны, новым явилось и то, что под влиянием известных социальных процессов в отечественной общественной мысли появилось стремление представить культурологию в качестве методологии гуманитарного и социального познания, поскольку практически все науки выходят на проблемы культуры. Так как раньше марксистско-ленинская философия выполняла функцию «идеологического стержня» для всего естественнонаучного, социального и гуманитарного знания, то некоторые исследователи стали предлагать рассматривать культурологию как метанауку, своеобразный «культурологический стержень», который «свяжет» знание в единую «культурную картину мира» и поможет четко определить социально-гуманитарные, практические ориентиры для научного познания в целом.

Итак, с самого начала по вопросу о статусе культурологии не было единого мнения. Для кого-то из ученых культурология была наукой, для кого-то - комплексной метанаукой, многие же до сих пор полагают, что речь может идти только о разделе философского знания, т.е. утверждают, что общая теория культуры - это философская дисциплина. Подобная ситуация обусловила актуальность проведения более четкой демаркационной линии между философией культуры и той областью научных знаний о культуре, которые формируются на основе методологии социальных или гуманитарных наук.

Систематизация наук о культуре

Проблема единства научного знания была одной из стержневых для философского и научного анализа. Расчлененность научного знания исторически возникала как результат усложнения, дифференциации самой науки. Природный мир как объект познания распадался на множество предметных полей, характерных для каждой отдельной науки и ее направления. Из «Физики» Аристотеля (естествознания по современной классификации) возникли собственно физика, в рамках которой сейчас огромное числе научных дисциплин, комплекс биологических наук и т.д. Соответственно изучение человеческого общества так же продвигалось по пути предметно-проблемного дробления знания. Первоначально выделение такого понятия как культура в рамках классической философии дало основание для формирования целостного знания о культуре. Но по мере распада представлений о философии как «науке наук» произошло выделение самостоятельной дисциплины - философии культуры. Последующее довольно бурное развитие конкретно-научных исследований культуры поставило задачи упорядочения знаний на основе общепризнанных универсальных методов, одной из которых является систематизация.

Системный поход еще не гарантирует единства знания, поскольку не соответствует взгляду на культуру как на целостное явление. Вместе с тем важно подчеркнуть, что системность является важным критерием научности. Научная систематизация стремится к полноте, ясному представлению об основах систематизации и их непротиворечивости. Она дает возможность свести на единой основе различные знания о культуре, что в свою очередь позволит поставить задачу универсализации культурологического знания - создания его нового типа.

Обилие учений о культуре побуждало исследователей к поиску вариантов их систематизации. В начале 90-х годов можно было встретить утверждения, что систематизация обширного культурологического материала возможна лишь в виде «мозаики» теорий.

Отечественный ученый Ю.В. Рождественский (1926-1999) делил культуроведение на три раздела: философию культуры, теоретическое культуроведение и прикладное культуроведение. Философия культуры при этом рассматривалась в качестве исторического источника двух других разделов. Иной подход к структуре культурологического знания заключается в том, что составными частями культурологии называют: философию, социологию культуры, а также теорию и историю культуры. Постепенно этот перечень расширялся, в него включили психологию культуры, прикладную культурологию и т.д. Один из вариантов подобной систематизации культурологических наук был дан отечественным исследователем С.Н. Иконниковой. Она полагает, что культурология состоит из шести относительно самостоятельных разделов: история мировой и отечественной культуры; история культурологии; философия культуры; теория культуры, социология культуры; культурная антропология. Каждый из разделов обладает особым предметом исследования, спецификой методов и языков описания, хотя все они объединены в единое целое. Этот подход, как полагают некоторые исследователи, расширяет предметную область культурологии, включая в нее отрасли научного знания, не совпадающие между собой по методологии и понятийному аппарату - в том случае, если названные научные дисциплины рассматриваются как разделы одной науки. Вот почему целесообразно о культурологии говорить в двух смыслах - в широком и узком.

Культурология (в широком смысле слова) - собирательное понятие, обозначающее целый комплекс отдельных научных дисциплин и субдисциплин. Прежде всего в данный комплекс входят отрасли знания, опирающиеся на специфические мировоззренческие и методологические установки. Это - философия культуры и другие концепции культуры, которые формируются на основе различных философских и религиозно-философских направлений и концепций, богословие (или теология) культуры. Сюда же отнесено и то понимание культуры, ее места и роли в общественной жизни, встречающееся в публицистических работах и художественных творениях деятелей искусства, писателей, музыкантов, художников и общественных деятелей. Другими словами – это концепции культуры, разработанные в художественной форме и представленные в виде литературных и других художественных произведений. Эти концепции не отличаются научной строгостью, системностью, но могут очень точно, образно отражать специфику определенной культуры, способствовать ее осмыслению.

В культурологию в широком смысле слова входят и все те учения, которые аккумулируют и систематизируют сведения о культуре, человеке и его культуротворческой деятельности, которые можно встретить в трудах ученых, представляющих различные области научного знания. В основе предлагаемой систематизации положено понимание специфики методов исследования такого сложного объекта как культура. Следовательно, культурология в широком смысле слова включает в себя: философию культуры; теологию культуры; концепции культуры в художественной форме и науки о культуре: социологию культуры; психологию культуры; культурную экологию; географию культуры, культурную антропологию; историю культуры; историю культурологии и прикладную культурологию.

Выделение прикладной культурологии в особую научную отрасль обусловлено тем, что в рамках данного направления группируются науки, изучающие различные институты культуры. Это – музееведение, библиотековедение, клубоведение и т.д. В свою очередь они могут иметь определенную структуру субдисциплин. Так, к примеру, музеология включает: теорию музейного дела, историю музейного дела, музейное источниковедение, музеографию, методику музейного дела и т.д. Сказанное не отменяет того, что практически все науки о культуре имеют прикладные аспекты и в этом смысле можно говорить о прикладном значении культурной антропологии или социологии культуры. Помимо перечисленных выше дисциплин, можно назвать и такие субдисциплины, которые занимаются различными аспектами культуры. Это — менеджмент культуры, экономика культуры, культурное проектирование и др.

В настоящее время в нашей стране идет разработка исследований культуры практически во всех направлениях. Развивается философия культуры, появляется большое число публикаций по истории культуры, социологии культуры и т.д. При этом каждое научное направление сохраняет характерный для неё аспект и методы исследования культуры. Наряду с этим идет формирование особой области исследований культуры с использованием междисциплинарной методологии. Подобные исследования легли в основу культурологии (в узком смысле слова). По своему предмету она представляет проблемно-теоретические изыскания, направленные на создание определенных познавательных моделей культуры с целью раскрытия сущности феномена культуры и его значения для жизни человека. В процессе такого комплексного подхода удается более полно и всесторонне раскрывать столь сложный феномен как культура.

Особенности научного подхода к культуре

Науку можно истолковать как специфическую деятельность человека, главной целью которой является получение теоретических систематизированных знаний об окружающем мире. В зависимости от области исследования науки делятся на естественные и социально-гуманитарные, каждая из которых обладает своими специальными методами познания.

Отличительными чертами научного подхода являются теоретичность, системность, стремление к объективности и использование особого научного языка, т.е. системы понятий, с помощью которых описывается исследуемый предмет. В научном познании можно выделить эмпирический и теоретический уровни. На эмпирическом уровне познания ученые собирают необходимый фактологический материал, который затем изучается и осмысливается методами теоретического познания. Результатом научных исследований является создание теории, которая претендует на достоверное, более или менее адекватное описание, объяснение и предсказание в данной предметной области.

Любая наука, таким образом, представляет собой систему знаний, в которой можно выделить фундаментальные понятия, принципы объяснений, совокупность специальных методов исследования, установленные закономерности и модели описываемых процессов и др. В науке постоянно происходят процессы взаимопроникновения методов отдельных научных дисциплин. В подобных междисциплинарных исследованиях заметно расширяются познавательные возможности, при этом могут возникать новые комплексные научные дисциплины. Учитывая то, что культура - это многогранное и многомерное явление, к ее анализу привлекаются различные науки. Для кого-то культура - это социальный институт, для кого-то - сфера человеческого поведения, и т.д. Различия наук о культуре обусловлены, во-первых, спецификой методов этих наук (достаточно вспомнить позицию неокантианцев), а, во-вторых, ракурсом рассмотрения проблем культуры. Основываясь на данном положении, рассмотрим основные научные дисциплины, ориентированные на исследование культуры.

В отечественной литературе можно встретить использование терминов «культурология» и «культуроведение». Существует несколько вариантов понимания соотношения этих понятий:

  1. термин «культуроведение» у некоторых ученых полностью вытесняет и заменяет термин «культурология»;

  2. «культуроведение» представляет собой собирательное понятие для узкоспециализированных областей знаний об отдельных сферах, социальных институтах и учреждениях культуры (аналогичное значение вкладывается в термин «прикладная культурология»);

  3. «культурология» и «культуроведение» выступают как синонимы.

Именно в последнем значении эти понятия будут использоваться в рамках данной статьи.

Культурная антропология и культурология: проблема соотношения

Американский ученый Лесли А. Уайт еще в 1939 г. зафиксировал кризис культурной антропологии, суть которого он видел в том, что антропологи замкнулись в экзотическом мире бесписьменного прошлого, сделавшимся для них убежищем от жгучих проблем современности. Уайт отверг субъективизм, психологизм и биологизаторство в понимании культуры. Необходима особая антропологическая субдисциплина - культурологии, которая, по его мнению, должна выступать как общетеоретическая и методологическая база, открывающая новые перспективы для развития антропологических исследований. Уайт определял культурологию как отрасль антропологии, которая рассматривает культуру как самостоятельную систему феноменов (институтов, технологий, идеологий), организованных и существующих по собственным законам. Уайт никоим образом не смешивал культурологию с философией, а тем более с психологией и полагал, что между науками, исследующими культуру, не может быть никаких серьезных оснований для конфликта, поскольку они дополняют друг друга.

Граница между философским и научным знанием о культуре очевидна. При сопоставлении трудов представителей разных наук о культуре становится ясно, что та программа, которая была декларирована в нашей стране, когда шло формирование культурологии как науки, ближе всего именно к культурной антропологии. Вместе с тем следует напомнить, что объектом исследования культурной антропологии с самого начала были прежде всего традиционные общества и даже тогда когда ее представители стали обращать внимание на состояние современных культур, главное внимание уделялось прежде всего антропологическому аспекту. В рамках культурологических исследований главное внимание уделяется культуре: теоретическому описанию данного феномена, построению моделей эволюции понятия культура, выяснению прикладных аспектов культурологического знания и т.д.

Специфика понимания культуры и психологии

В начале 30-х годов XX века начинает складываться область междисциплинарных исследований, где ученые выявляют обусловленность психологии индивидов их социокультурным окружением. В результате четко обозначился подход к культуре с точки зрения закономерностей психологической адаптации индивидов. Позднее американские ученые А. Крёбер и К. Клакхон выделили особую группу психологических определений культуры. Упор здесь делался либо на процесс научения, либо на процесс адаптации к среде, либо на формирование привычек, т.д. Психологические определения встречались в рамках различных научных дисциплин: психоанализа, социологии культуры, культурной антропологии. Однако, психологический подход был встречен довольно прохладно. Психологическая и культурологическая интерпретации человеческого поведения и общественных институтов нередко противопоставлялись или же, наоборот, отождествлялись. Следовало определить для психологии и культурной антропологии области приложения сил, указать каждой из этих наук собственные рамки, разграничить сферы их применения.

Современная система психологических знаний содержит различные традиции изучения культуры, в рамках которой происходит формирование человеческой психики. Одно из направлений - психологическая антропология, которая сформировалась в недрах культурной антропологии и связана с именами Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Клайда Клакхона и др. Эта наука исследует взаимосвязь психологии человека и той социально-культурной среды, в которой он существует, чтобы понять психологические реакции человека, живущего в условиях разных культур. Антропологов интересовали вопросы трансформации психики человека в процессе образования, социализации или, выражаясь в терминах психологической антропологии, инкультурации, т.е. «вхождения» человека в определенную культуру.

Близкими проблемами занимается сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология, - отрасль психологии, но ее сторонники больше внимания уделяют формированию психологических теорий, связанных с поиском культурной специфики человека, с выявлением мотивации процессов формирования культурных навыков.

В начале XX века появились психоаналитические концепции культуры, представленные в работах в работах Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей К. Юнга (1876-1961), Э. Фромма (1900- 1980) и др. З. Фрейд обосновал метод исследования бессознательного и заговорил о конфликте бессознательного и сознательного. Развив теорию психосексуального развития индивида, Фрейд с этих позиций стал рассматривать культуру как систему запретов. Он выделяет две ее цели: первая – культура защищает человека от природы; вторая – она регулирует отношения между людьми. Центральное понятие концепции культуры - сублимация - трактуется как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности.

Сходными проблемами занимается субдисциплина, которую ее сторонники называют психологией культуры. Её специфика - выявление особенностей психологических параметров личности, их формирования и изменения в зависимости от культурных ориентаций и предпочтений.

Психология культуры занимается также вопросами зависимости типа личности от места и роли человека в культуре. Ученые ввели понятие «культурного модуса личности» как характеристики индивидуального типа пребывания человека в культуре, а также стремления человека к культуре как меры человеческой активности во взаимодействии с культурой. В зависимости от того, какое место человек занимает в конкретной культуре и какую роль он в ней играет, формируется конкретный тип личности.

Это научное направление также стремится раскрыть сущность возрастных особенностей освоения культурных ценностей, рассмотреть этнические половые характеристики восприятия культурных достижений, объяснить механизмы влияния культуры на мир личности. В рамках психологии культуры ученые идут к выработке модели духовной жизни человека и выявлению различных культурно-психологических типов. В целом психология культуры нацелена на изучение духовного мира человека, формирующегося под воздействием определенного типа культуры.

Сторонники этой отрасли научного знания усматривают её истоки у В. Дильтея, Э. Шпрангера и других ученых, чьи работы нацелены на изучение духовного мира и психики человека, формирующихся под воздействием определенного типа культуры. В этой связи нужно вспомнить работы отечественного психолога Л.С. Выготского (1896-1934), культурно-историческая концепция, которого открывает возможности для синтеза психологических, культурологических исследований человека. Выготский с помощью метода внутренней реконструкции выявляет остатки древних форм поведения, сохранившихся у современного человека. Затем он показывает, что развитие человеческой культуры состоит в создании знаков, служащих для управления поведением людей. Эти внешние знаки, создаваемые в каждой культуре, имеют существенное значение для развития отдельного индивида. Следовательно, сам процесс культурного развития ребенка – это процесс постепенного превращение этих внешних знаков во внутренние.

Социология культуры

О социологии культуры до сих пор порой говорят как о новой и не стабилизировавшейся дисциплине, хотя сам термин был введен еще немецким ученым Альфредом Вебером (1868-1958). Уже в работе 1927 г. «Идеи социологии государства и культуры» ученый рассматривал «культуру» и «цивилизацию» не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них - собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Определив культуру как неповторимую и индивидуальную по своей сущности, Вебер вместе с тем, утверждал, что истинной основой для всякой крупной культуры является определенный тип социальной организации. Наиболее важные теоретические традиции в социологии культуры связаны с трудами М. Вебера, В. Дильтея, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Мангейма, П. Сорокина, А. Тоффлера, Н.К. Леонтьева, М.М. Ковалевского и др. ученых.

Одна из ключевых идей социологии культуры состоит в утверждении того, что основой культуры является определенный тип социальной организации, характерная форма общности человеческих групп, сообществ. Следовательно, в первом приближении можно сказать, что предметом социологии культуры являются взаимоотношения общества и культуры. Представители этого направления науки также представляют культуру и социальную структуру как тесно взаимосвязанные понятия. В центре внимания социологии культуры стоят вопросы взаимодействия культуры и общества, культура рассматривается как социальный феномен через призму социальных отношений, социальных институтов и т.д. Социология культуры изучает современные тенденции развития культуры, выявляет те процессы, которые происходят в культуре под действием социальных изменений, эволюции семьи, национальных, этнографических, демографических показателей.

Социологический подход к анализу культуры нацелен на понимание сущности процессов, происходящих в обществе. Социолога культуры интересует корпус творцов культуры и публика, потребители ее ценностей, а также участники культурной коммуникации. Данное научное направление связано с прогностической направленностью знаний о культуре и с выработкой научных основ культурной политики. В этом отношении интерес вызывает творчество французского ученого А. Моля, который в своей книге «Социодинамика культуры» разрабатывает научные методы управления культурой и стремится к созданию будущей «технологии культуры». В зависимости от того, какой в социологии культуры берется ракурс для исследования культуры, какими конкретно методами пользуются ученые, различаются направления и школы в рамках этой науки.

Применение методов социологии к исследованию культурных процессов можно встретить в работах современных отечественных ученых Л.Н. Когана,
С.Н. Плотникова, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, Э.А. Орловой и др.

История культуры

Дискуссии о предмете истории культуры выявили обилие подходов и разнообразие мнений по этому вопросу. История культуры не может быть сведена к мозаике фактов из истории религии, искусства, литературы. Для историко-культурологических исследований представляет интерес позиция отечественного историка культуры П.Н. Милюкова (1859 - 1943), который призывал изучать вместо внешней, политической истории культурную историю.

История как научная дисциплина изучает способ существования человечества во времени. На отбор и описание фактов большое влияние оказывают ценностные, мировоззренческие и теоретико-методологические установки ученых. В зависимости от того, какие подходы и принципы положены в основу исторического исследования, создаются разные модели исторического процесса. Другими словами, осмысление истории ученым происходит через конкретную культуру, что позволяет определять саму историю как феномен культуры. Историческое самосознание есть одновременно и культурная идентификация человека.

История культуры как субдисциплина исторической науки раскрывает процессы исторической последовательности развития культуры, а также преемственности культурного развития разных эпох, стран, народов. Эта наука теоретически воспроизводит логику развития культуры, выделяет определенные типы и модели культурного развития, изучает культурный облик различных эпох. В работах по истории культуры исследуется вклад народов в мировую цивилизацию, выявляются закономерности культурно-исторического процесса, его трудности и противоречия. Историки культуры выявляют особенности культур и проводят сопоставительный анализ различных типов культур, существовавших в далеком прошлом, стремясь тем самым раскрыть истоки культурного творчества человека.

Одним из дискуссионных является вопрос о соотношении истории и культурной антропологии. Один из вариантов различия этих наук был предложен французским ученым Клодом Леви-Стросом (р.1908), который различал эти науки по предмету исследования. Историк, на его взгляд, занимается «горячими» культурами, в которых идет замена мифологического сознания на научное объяснение, формируется тенденция к постоянному созданию технологических новшеств. История, таким образом, фокусирует свое внимание на обыденном и индивидуальном. Антрополога, по его мнению, интересуют «холодные» культуры, которые, наоборот, тяготеют к замене истории мифом.

Существует и другая точка зрения, согласно которой культурная антропология представляет собой систему описания фактов культуры в синхронном срезе, а история культуры, соответственно, характеризуется как диахронные исследования. История культуры создает фундамент для теоретических исследований в области культурологии.

Историко-культурные исследования в нашей стране осуществлялись в трудах
С.С. Аверинцева, Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, Вяч. Вс. Иванова, Я.Э. Голосовкера, А.Я. Гуревича, Л.Н. Гумилева, Г.С. Кнабе, Л.П. Карсавина, Н.И. Конрада,
Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, А.Н. Пыпина,
Б.А. Рыбакова и др.

Природа и культура в научном познании

В науке XVIII-XIX вв. существовала концепция географического детерминизма, в рамках которой первостепенное значение в развитии народов приписывалось географической среде и природным условиям. Истоки этих идей можно найти в работах французского ученого шестнадцатого века Жана Бодена и его знаменитого соотечественника Шарля Монтескье, (1689-1755). Заслугу в развитии сходных концепций можно приписать и немецкому географу и этнографу Фридриху Ратцелью (1844-1904), автору антропогеографии, который был первым среди ученых, обратившему внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам. Среди отечественных ученых интересные концепции в духе географического детерминизма просматривались в творчестве Л.И. Мечникова (1838-1888), В.О. Ключевского (1841-1911), М.М. Ковалевского (1851-1916) и др. ученых, разрабатывавших модели развития народов и культур. Следовательно, на протяжении всего XIX века были достаточно популярны учения, связывавшие особенности культуры с природно-климатическими, ландшафтными особенностями, из которых выводились и особенности народов, населяющих те или иные территории. Позднее наметилась тенденция смягчения довольно жесткой позиции географического детерминизма. Ученые стали более осторожно относиться к использованию географических понятий и биологических аналогий для описания сферы политических и общественных отношений, хотя сходные принципы продолжали оказывать решающее влияние. Первая половина XX века знаменуется появлением концепции «поссибилизма» (от англ. «possibilism»), представители которого допускали возможности влияния природной среды на культуру, но склонны были трактовать ее лишь как пассивный фундамент, на котором могут возникать и существовать различные культуры.

Дальнейший отход от географического детерминизма нашел отражение в новой концепции, возникшей после второй мировой войны, получившей название - «экологическая антропология». Это термин был введен в научный оборот американским ученым М. Бейте в 1955 г. От географического детерминизма экологическая антропология отличалась прежде всего тем, что учитывала ответное влияние культуры на экологическое окружение.

На основе экологической антропологии сформировалось несколько подходов к изучению взаимодействия природы и культуры. Один из них связан с именем американского ученого Дж. Стюарда (1902-1972), последователя Лесли Уайта. Его книга «Теория культурных изменений» предопределила формирование концепции, получившей название «культурная экология». Суть этой концепции, во-первых, в установлении связей между технологией и природной средой, во-вторых, в изучении поведения человека, направленного на эксплуатацию природной среды и, наконец, в анализе влияния этого поведения на все аспекты культуры. Стюард формулирует основные положения своей теории, делая упор на изучении процессов адаптации культуры к окружающей среде. В целом «культурная экология» складывается в одно из влиятельных направлений в рамках культурантропологии (М. Салинс, Д. Беннет и др.).

Учением, которое развивало идеи взаимовлияния природы и культуры и рассматривало процессы адаптации в качестве главного механизма развития культуры, можно считать «культурный материализм» американского ученого Марвина Харриса (р. 1927-2001). Он оценивал первобытные культуры и современную цивилизацию как формы приспособления человека к окружающей среде и ставил своей целью продемонстрировать рациональность всех культурных особенностей, проследив их связи с экологическими факторами.

Можно с уверенностью сказать, что культурно-экологический подход способствовал оформлению таких междисциплинарных областей исследования, как «география культуры» (Россия, Германия) или «культурная география» (США).



Рекомендуемая литература

Культурология. XX век. Энциклопедия. - СПб.: Университетская книга, 1998. Т. I-II.

 

Гердер И. Идеи к философии истории человечества: Пер. с нем. - М., 1977.

Тайлор Э. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. Серия: Культурология. XX век— М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

White L.A. The science of culture: A study of man a. civilisation. — N.Y.. 1949

 

Воронкова Л.П. Культурология. - М.: Финансы и статистика, 2008

Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и люди. - СПб.: Питер, 2005.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. - М.: Мысль, 1983.

Маркарян Э. С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.

Межуев В.М. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторические теории марксизма). – М.: Политиздат, 1977.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М: ЧеРо, 1996.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.