Зарегистрироваться

Экология человека

Категории Экология человека | Под редакцией сообщества: Биология

Экология человека – междисциплинарная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающими их природными, социальными и производственными эколого-гигиеническими факторами.

Экология человека направлена на комплексные исследования функционального состояния человека и состояний природной, природно-антропогенной, производственной и социальной среды. Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме (группах населения) в зависимости от природных и социальных условий жизни.

Возникновение и развитие экологии человека

Возникнув сравнительно недавно как одно из направлений общей экологии, она, тем не менее, имеет корни, уходящие вглубь веков. Еще древние мыслители, философы, врачеватели подмечали особенности уклада жизни, пищевого поведения, здоровья людей, проживающих в различных природно-климатических условиях и находящихся в разных культурно-социальных нишах. В рамках этой науки началось познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими природными, социальными, производственными факторами с целью оптимизации жизненной среды человека.

На ранних этапах становления человеческой общности обозначались связи между условиями среды, в которой обитали люди и состоянием их здоровья. Так, античный мыслитель Геродот (484 – 425 гг. до н.э.) указывал на роль и место человека в окружающем мире; Платон (427 – 347 гг. до н.э.) утверждал, что характер людей и политические события зависят от природных условий; Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) говорил о том, что человек имеет общие функции с растениями и животными. Великий врач древности, основатель медицины Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.) в знаменитом трактате «О воздухах, водах и местностях» впервые высказал мысль, что физическая конституция и психические особенности народов – результат природных условий и мест их обитания. Он исследовал влияние факторов природной среды (климата, воды, рельефа и т.д.) на самочувствие и здоровье жителей различных местностей и дал сравнительные антропологические оценки народам, проживающим на разных континентах, указав на определяющую роль факторов внешней среды при формирование телесных и душевных качеств человека.

Спустя века эти познания не утеряли своего значения, а наоборот, получили развитие, например, в трудах Парацельса (1493 – 1541 гг.) – о влиянии природных факторов на организм человека; Б. Рамацини (ит. 1633 – 1714) – основоположника медицинской географии – нового научного направления, ориентированного на изучение влияния различных природных и социальных условий на здоровье людей.

Развитие производительных сил и производственных отношений, стремительное изменение демографической ситуации на планете привело к тому, что ряд ученых стал указывать на назревающей конфликт «общество-природа». Так, Т.Р. Мальтус утверждал, что катастрофа в системе «народонаселение-ресурсы» – низбежна; Адам Смит, Дэвид Рикардо – общество достигло такого уровня промышленного производства, при котором дальнейшее экономическое развитие невозможно вследствие ограниченности возможностей природы.

Известный русский географ А.И. Воейков (1842 – 1916) говорил о возрастающих масштабах воздействия человека на природу и его отрицательных последствиях, происходящих из-за «нежелания и нерасчетливости человека, гоняющегося за минутными выгодами и не принимающего в расчет вреда, который его деятельность принесет в будущем ему же и его потомкам».

Становилось очевидным, что необходимо более пристально и глубоко изучать особенности взаимодействия человека и человеческих общностей с окружающей средой. Так стало формироваться новое научное направление – экология человека. В чем же особенность этой науки, каковы предмет, теория и задачи ее?

Прежде всего, человек в рамках этой науки рассматривается как биосоциальное существо, в котором биологическое и социальное начала находятся в непосредственном взаимодействии, взаимообусловленности и взаиморазвитии. Действительно, с одной стороны, он – биологический организм, не случайно Карл Линней (1707 – 1778) в своей системе классификации растительного и животного мира включил человека в систему животного царства и отнес к классу млекопитающих, отряду приматов; в результате человеческий вид получил название Homo sapiens –человек разумный. Поэтому общие биологические законы развития справедливы и для человеческого организма. С другой стороны, человек развивается только в социальной среде, только он среди всего живого мира обладает речью и разумом. Человечество накапливает плоды цивилизации и передает их в качестве культурного наследия из поколения в поколение через процесс воспитания и образования. Он определенным образом адаптируется к конкретной социальной среде на основе сложившихся правил и норм поведения. Лишившись культурного наследия, человечество обречено на гибель.

Термины «экология человека» и «социальная экология» впервые были использованы в 1921 г. американскими социологами Р. Парком и Е. Берджесом при анализе поведения населения в городской среде. Понятие «социальная экология» показывает, что речь идет не о биологическом объекте, как таковом, а о социальном, имеющем в том числе и биологические свойства. Экологию человека отличают от экологии животных панойкуменное (всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм – многовариантность адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, то есть наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков. Поэтому экология человека включает в себя множество тем и проблем, которых нет в других специальных экологиях. А планетарный резонанс деятельности человечества делает из нее актуальнейшую область знания.

Изучая социально-психологические отношения людей между собой и отношение людей к природе, экология человека представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знания, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека, обеспечивающие разные стороны его потребностей.

Будучи тесно связанной с антропологией, экология человека (т.е. антропоэкология) не имеет таких же строгих границ и динамично соприкасается, с одной стороны, с общей экологией, с биологией человека, с гигиеной, медициной, географией, с другой – с историей, социологией, этнографией, языкознанием, психологией, этикой. Но основная ее роль заключается в способности объективного анализа состояния современной цивилизации и прогнозирования ее развития в будущем.

Современная экология человека

Цель экологии человека – определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на людей, на человеческие общности и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Основными задачами экологии человека являются: участие в мониторинге состояния человеческих популяций (социально-экономическое положение, здоровье, демография) и окружающей среды; исследования эволюции и исторической динамики механизмов адаптации к факторам среды людей различной антропоценотической, географической, этнической и пр. принадлежности; исследование факторов экологического риска, экологических поражений и экопатологии и выявление путей снижения уязвимости человеческих популяций; разработка научных основ охраны окружающей человека среды и определение влияния изменений социальной среды на различные общности людей с точки зрения экологического соответствия; экологическая ориентация социальных и экономических потребностей людей, формирование и развитие экологической этики и экологической культуры; прогноз эволюции антропосферы и динамики состояния человеческих популяций при различных сценариях изменений экологической обстановки.

Задачи экологии человека сконцентрированы в том числе на проблемах здоровья людей. Здоровье населения (популяционное или общественное здоровье) – основное свойство человеческой общности, отражающее степень физического, духовного и социального благополучия людей и качества жизни. В.П. Казначеев (1986) характеризует экологию человека как комплексную науку, призванную «изучать закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, вопросы развития народонаселения, сохранения и развития здоровья людей, совершенствования физических и психических возможностей человека».

Исследования в области экологии человека проводятся на разных пространственных уровнях: локальном, региональном и глобальном.

Рис. 1. Содержание дисциплины «экология человека»

Отождествление социальной экологии с экологией человека не совсем правильное. В экологии человека изучаются, прежде всего, природные условия существования человека как биовида, хотя и имеющего особую социальную природу. В социальной экологии речь идет о природных условиях существования человеческих общностей (социальных систем), способных в свою очередь воздействовать на природную среду, организуя производственную деятельность.

В настоящее время экология человека вышла за первоначальные рамки медицины и гигиены и представляет собой относительно консолидированную дисциплину на стыке общей экологии, антропологии, социологии, демографии и социальной гигиены.

Основные научные проблемы, которые стоят перед экологией человека:

  • Исследования эволюции механизмов адаптации на индивидуальном, групповом, организменном и популяционном уровнях.
  • Исследование и выявление различных реакций организмов на воздействие факторов окружающей среды. Выявление регионарных норм здоровья в различных климатогеографических зонах.
  • Изучение особенностей адаптационных механизмов у различных организмов.
  • Изучение влияния космических и экстремальных земных факторов и их ритмов на состояние здоровья населения.
  • Влияние изменения социальной среды с позиций соответствия экологической ситуации.
  • Исследование особенностей формирования адекватных реакций организмов различных уровней на внешнюю среду с учетом фактора времени.

Антропогенез и формирование антропосферы

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение, возникновение) – процесс эволюции, историко-эволюционного формирования вида человека разумного (Homo sapiens), происходящий в тесной связи с формированием общества – социогенезом.

По современным представлениям антропогенез охватывает период, начинающийся с появления высших приматов около 30 миллионов лет назад (верхний олигоцен) и продолжающийся до сих пор. Эволюция далека от однолинейной последовательности; это многомерный разветвленный процесс, не позволяющий на данный момент выстроить единственную версию филогении.

Рис. 2. Этапы биологической эволюции человека

Методы изучения эволюции человека:

  • методы палеонтологии и сравнительной анатомии;
  • методы радиогеохронометрии (определение абсолютного возраста находок по изотопному составу образцов);
  • методы археологии (при изучении поздних этапов эволюции человека);
  • аналитические методы исследования биологического материала (методы извлечения микроколичеств ДНК, амплификации и др.);
  • методы иммунологии, молекулярной биологии и цитогенетики (в основе этих методов лежит допущение, что мера генетического сходства двух форм, таксонов, соответствует мере их родства).

Основные особенности антропогенеза:

  1. У предков человека, начиная с дриопитеков, не было далеко зашедшей морфологической, физиологической и экологической специализации. Малая специализация означала повышенную эволюционную пластичность, потенциальную способность к разветвленной эволюции, гибкому приспособительному поведению и занятию различных экотопов и экологических ниш.
  2. Антропогенез – следствие существования предков человека в определенных экологических условиях и результат конкретной эволюции, когда на каждом этапе имело значение решение актуальных адаптационных задач: увеличение размеров тела, переход с деревьев на землю, бипедия, всеядность, изготовление орудий, коллективная деятельность, возникновение речи, миграции и т.д.
  3. Быстрое увеличение у предков человека объема и функциональных возможностей коры больших полушарий, необычайное развитие надинстинктивной сферы приспособительного поведения, высшей нервной деятельности и интеллекта.
  4. Заключительные этапы антропогенеза знаменуются возникновением культуры – совокупности средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения. Культура становится доминирующим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторов естественного отбора.
  5. Эволюция человека беспрецедентна по скорости для крупных животных, особенно на последних этапах антропогенеза. Необычайная «поспешность» эволюции человека, его эволюционная молодость сочетается с чертами инфантности, т.е. с незавершенностью тщательной «подгонки» биологии вида к естественным условиям существования.

Антропосфера (от греч. antropos - человек и sphaire - шар) – сфера, определяющая пределы распространения человека и его деятельности; это также используемая людьми часть биосферы. Формирование антропосферы тесно связано с трансформацией экологических ниш человека.

Человек, являясь одним из биологических видов класса млекопитающих, имеет свою экологическую нишу. Для семейства гоминид характерны определенные параметры среды (тропики, субтропики, высота над уровнем моря и т.д.). Во всех остальных условиях вступают в силу лимитирующие факторы (t, давл., и т.п.). Поэтому человеку необходимы искусственные приспособления. За исторический период экологические ниши человека несколько раз существенно изменились.

Рис. 3. Этапы трансформации экологической ниши человека

Применение понятия экологической ниши к человеку более условно, чем по отношению к природным популяциям животных. Однако в данном случае представление о нише как о «профессиональной» роли биологического вида в экономике природы выступает наиболее ярко. В антропогеографии и в этнологии используется понятие «хозяйственно-культурный тип». Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественно-географических условиях. Такое понимание очень близко к понятию экологической ниши, примененному к человеку.

Адаптация человека

Адаптация человека – одно из ключевых понятий в экологии человека – это сложный социально-биологический процесс, в основе которого лежит изменение систем и функций организма, а также привычного поведения. Адаптация человека – процесс двусторонний; человек не только сам приспосабливается к новой экологической обстановке, но и приспосабливает эту обстановку к своим нуждам и потребностям, создает систему жизнеобеспечения.

Адаптация человека во многом определяется особенностями онтогенеза человека, отличающими его от онтогенеза других животных:

Во-первых, это общая продолжительность жизни. Общая продолжительность жизни у человека приблизительно вдвое больше, чем у млекопитающих сходного размера, живущих в неволе. При повышенной общей продолжительности жизни удлиняются и отдельные периоды онтогенеза.

Во-вторых, это значительное удлинение периода детства. Время от рождения до пубертата – самое продолжительное среди всех млекопитающих. Эта длительность отвечает потребности формирования тех свойств человеческого организма, которые отличают человека от животного – в первую очередь высших отделов мозга и высшей нервной деятельности.

В-третьих, для начала онтогенеза человека характерна своеобразная кривая роста: резкое падение скорости роста в первые 3 года жизни, «полуростовой скачок» в 6 – 7 лет и резкий подростковый скачок роста в 12 – 14 лет. По этим отклонениям девочки в среднем на 1,5 года опережают мальчиков. Для млекопитающих характерен плавный переход от детского к взрослому состоянию.

В-четвертых, в онтогенезе человека имеется ряд очень существенных гетерохроний – расхождения во времени формирования различных морфологических и физиологических признаков и свойств, которые у других животных, в том числе и у человекообразных обезьян, протекают более согласованно.

Единой общепринятой классификации адаптаций человека не существует, так как это сложный процесс, включающий в себя массив проблем биолого-медицинских, социальных, психологических, географических, исторических и т.д. Тем не менее, выделяются две больших группы адаптаций человека: адаптация биологическая и адаптация социально-психологическая.

Рис. 4. Адаптации в экологии человека

Методы и подходы к изучению адаптации человека:

  • методы теории систем управления;
  • методы кибернетики;
  • медико-биологические методы;
  • методы психологии;

Экология человека рассматривает адаптацию человека к изменениям окружающей среды через призму социальных условий.

Во‑первых, сюда входит изучение характера взаимодействия организма человека со средой обитания. Исследуются закономерности и механизмы адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации, предел адаптивных возможностей организма и цена адаптации, приспособительные формы поведения. Особое внимание уделяется методам увеличения эффективности адаптации и ее оценке, экологическим аспектам заболеваний.

Во‑вторых, исследуется адаптация человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля, воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, аридной (пустыни), юмидной (тропики), морского климата и т.п. Уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии – перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.

В‑третьих, рассматривается адаптация человека к экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф.

В‑четвертых, анализируются аспекты социальной адаптации – к городским и сельским условиям, к различным видам трудовой и профессиональной деятельности, исследуются демографические процессы. Рассматривается реакция организма на стресс.

Здоровье – это динамический процесс, в большей степени зависящий от индивидуальной особенности адаптироваться к среде; быть здоровым означает сохранить интеллектуальную и социальную активность, а не только отсутствие физических дефектов или болезни (дополнение ВОЗ, 1978).

Результаты исследований, выполненных в рамках экологии человека, в том числе и по адаптациям, в своём большинстве носят фундаментальный характер и используются в смежных научных дисциплинах – например, в медицинской экологии. Медицинская экология возникла как новое направление на границе медицинских дисциплин и экологии в середине 70-х гг. ХХ века в развитых странах мира в связи с необходимостью разработки подходов к диагностике, лечению и профилактике экологически зависимых заболеваний. Н.Ф. Реймерс (1990) пишет: «Медицинская экология – область научного знания, интегрирующая в единый комплекс гигиену, токсикологию и экологию человека».

Рекомендуемая литература

1. Хаскин В.В., Акимова Т.А., Трифонова Т.А. Экология человека. – М: Экономика, 2008.

2. Гора Е.П. Экология человека: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2007.

3. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008

4. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: Учебник для биологических специальных вузов Изд. 5-е, испр., доп. – М.: Высш. шк., 2006.

5. Алексеева Т.М. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли (биологические аспекты). – М.: МНЭПУ, 1998.

6. Экология человека: словарь-справочник. Под общ. ред. Н.А.Агаджаняна. – М.: «КРУК», 1997.

7. Прохоров Б.Б. Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. М., МНЭПУ. – 1999.

8. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. Избранные лекции.- М.: Крук, 1994.- 256 с.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.