Зарегистрироваться

Счетная палата

Категории Счетная палата | Под редакцией сообщества: Счетная палата

Эта версия статьи от 01 Октябрь 2010 16:14, редактировал Демидов Павел Андреевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Счетная палата Российской Федерации (СП РФ) – постоянно действующий конституционный орган государственного финансового контроля.

Счетная палата не относится ни к одной их трех ветвей власти, однако формируется Федеральным Собранием Российской Федерации и является подотчетной ему.

К компетенции Счетной палаты относится, прежде всего, контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе – определение целесообразности расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Для реализации своих функций Счетная палата проводит аудиторские проверки, другие контрольные мероприятия.

Законодательством Российской Федерации функции финансового контроля возложены и на другие органы государственной власти, в том числе на Министерство финансов России, однако Счетная палата является единственным контрольным органом, который имеет конституционный статус.

Зарубежный опыт функционирования высших органов финансового контроля

Необходимость осуществления функций финансового контроля на самом высоком государственном уровне была осознана еще в момент зарождения современных государств.

Так, например, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии должность Генерального контролера государственной казны впервые была учреждена ещё в 1314 г. В 1866 г. она была преобразована в ведомство Генерального контролера и ревизора Департамента казначейства и ревизии Великобритании, на базе которой в 1983 г. было создано современное Национальное контрольно-ревизионное управление.

Во Франции по настоящее время действует Счетная палата, учрежденная еще в 1319 г. королем Филиппом V. Деятельность данного органа прерывалась лишь в период Великой французской революции, но в 1807 г. была возобновлена Наполеоном. Счетная палата Франции на основании закона от 22 июня 1967 г. «О Счетной палате» как судебная инстанция осуществляет контроль за правильностью публичных расчетов, а как административный орган контролирует деятельность государственных бухгалтеров и определенной категории распорядителей кредитов.

В Германии образование высшего органа финансового контроля (ВОФК) датируется 1714 г. В этом году вышел указ прусского короля Фридриха Вильгельма I, учреждавший Генеральную счетную палату, которая в дальнейшем  прошла в своем развитии несколько исторических этапов – в качестве ВОФК Пруссии, Северогерманского Союза, Германской империи. С 1950 г. данный орган функционирует как Федеральная счетная палата, которая является «верховным федеральным органом и как независимый орган финансового контроля подчиняется только закону. В рамках предусмотренных законом задач Федеральная Счетная Палата оказывает помощь Бундестагу, Бундесрату и федеральному правительству при принятии ими решений» (§ 1 Закона ФРГ о Федеральной Счетной Палате от 11.07.1985г.).

В Швейцарской конфедерации в 1874 г. начал свою деятельность Федеральный совет – орган, ответственный за подготовку и исполнение бюджета. Исполнение контрольных функции было передано Федеральной финансовой администрации.

В США в 1921г. был принят Закон о бюджете и финансовом контроле, в котором были комплексно урегулированы основные положения о контроле за расходованием государственных средств.

В Японии Президент Контрольно-ревизионного управления назначается исполнительной властью – Кабинетом министров, однако, имеет независимый от нее характер (статья 1 Закона о Контрольно-ревизионном управлении Японии. Закон №73, 1947 г.). 

Как показывает мировая практика, не существует единых стандартов в определении правового статуса ВОФК. Конституции Австрии, Венгрии, а также Закон о бюджете и финансовом контроле США относят счетные палаты именно к органам парламента, призванным оказывать ему помощь в реализации его полномочий в сфере бюджетного контроля. Конституции других стран (Финляндии, Болгарии, Испании, Польши, ФРГ), где счетные палаты наделены статусом относительно самостоятельного ВОФК, четко закрепляют подотчетность счетных палат парламенту и независимость их деятельности от исполнительных и судебных органов любого уровня. Существует также группа счетных палат, правовое положение которых носит не столь однозначный характер ввиду наделения их чертами судебного органа или прямого включения в систему судебных органов. К данной группе могут быть отнесены счетные палаты Греции, Италии, Португалии, Франции.

История формирования и правовой статус СП РФ

Прообразом Счетной палаты в России считается Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), учрежденный 10 марта 1656 г. (23 марта по новому стилю) указом царя Алексея Михайловича. Этот день празднуется как день рождения всех государственных контрольных органов страны, в том числе – Счетной палаты Российской Федерации. 

Счетная палата была создана в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. Цель создания и порядок формирования Счетной палаты  определяется Конституцией РФ, а также ФЗ № 4 от 11 января 1995 г. «О Cчетной палате Российской Федерации». Фактически свою работу Счетная палата начала в июне 1995 года, после принятия соответствующего закона и назначения аудиторов Счетной палаты.

В России реалии 1990-х гг., в которых происходило формирование СП РФ – переходный период к рыночной экономике, характеризующийся правовой, социальной и экономической дестабилизацией в обществе – во многом объясняют причину нечеткого определения правового статуса и полномочий СП РФ в КРФ и ФЗ СП РФ. Одно из противоречий касается проблемы реализации Счетной палатой РФ принципа независимости, который считается одним из основополагающих принципов деятельности ВОФК, поскольку призван обеспечивать действительно всеобъемлющий контроль за деятельностью всех без исключения ветвей власти в бюджетной сфере. Способ формирования СП РФ, образующейся палатами представительного и законодательного органа страны – Федеральным Собранием (далее - ФС), предполагает ее независимость и главенствующее положение в системе других контрольных органов не только государства, но и общества в целом, поскольку ФС как демократически избранный орган власти представляет интересы всего народа. В то же время, ни в КРФ, ни в действующем ФЗ СП РФ прямо не закреплен и не раскрывается независимый характер высшего финансового контроля, осуществляемого СП РФ. Более того, СП РФ была с самого начала поставлена законодателем в зависимость от законодательного органа не только в вопросе ее образования, но и подотчетности, что в принципе противоречит КРФ.

Таким образом, в отношении СП РФ можно утверждать, что она является относительно, а не абсолютно самостоятельным органом. С одной стороны, Ст.1 ФЗ «О Счетной палате» гласит, что в рамках задач, определенных законодательством, СП РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Ее самостоятельность с организационной точки зрения подчеркивается тем, что она осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов, сама определяет формы и методы своих контрольных полномочий, организации и государственные органы, подлежащие проверке, и способы воздействия на лиц, которые нерационально и незаконно используют средства федерального бюджета. Кроме того, и Конституция и Федеральный закон «О Счетной палате» называют ее не Счетная палата Федерального Собрания, а Счетная палата РФ. дополнительной гарантией независимости Счетной палаты является особый правовой статус ее членов, которые независимы в своей деятельности и пользуются иммунитетом, предусматриваемым для судей. Кроме этого, аудиторы, избираемые палатами сроком на 6 лет, наделяются дополнительными гарантиями неприкосновенности (ст. 29 ФЗ СП РФ). Хотя Счетная палата не наделена правом законодательной инициативы, но на практике она в результате своих проверок, знакомства с разными ведомствами все настойчивее рекомендует депутатам заняться совершенствованием действующего законодательства.

С другой стороны, Счетная палата не является независимым органом, поскольку, во-первых, она образуется палатами Федерального Собрания, которые избирают Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя и аудиторов от каждой палаты. Государственная Дума и Совет Федерации могут досрочно освободить от занимаемой должности избранных ими членов СП РФ. Такой принцип формирования любого института государственной власти классифицируется как парламентский способ. Во-вторых, СП РФ является органом, подотчетным Федеральному Собранию РФ. СП РФ направляет все результаты своих проверок в палаты Федерального Собрания РФ. СП РФ отчитывается перед палатами ФС РФ. В-третьих, депутаты и палаты Федерального собрания в целом также могут указывать СП РФ на тот круг  вопросов, который должен быть рассмотрен в связи с исполнением государственного бюджета.

Основные задачи и функции Счетной палаты, деятельность Счетной палаты

Главной функцией Счетной палаты является контроль за исполнением федерального бюджета, который СП осуществляет на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 3 Федеральной закона «О счетной палате»). В статье 2 ФЗ определены основные задачи СП:

1) Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных государственных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

4) Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5) Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

7) Регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

В процессе реализации задач, определенных ФЗ, СП РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. О результатах своей деятельности СП докладывает в ежегодных отчетах Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 33 ФЗ).

Контрольные полномочия СП РФ распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на государственные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством и федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.  На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия СП распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

СП РФ,  осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и тематических проверок СП РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, СП РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний СП РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

СП РФ должна регулярно представлять сведения о своей деятельности средствами массовой информации.

В соответствии с БК СП является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями. СП как контрольный орган законодательной власти осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль. Она проводит проверку формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. По результатам проверок СП готовит заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период и на отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год, а также осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Счетная палата осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

СП осуществляет свою деятельность на основе утвержденной Коллегией СП системы стандартов и методических документов. Действующая система стандартов состоит из перечня объединенных в несколько групп стандартов, в том числе:

1) общие правила деятельности СП (9 стандартов),

2) стандарты отчетности СП (1 стандарт),

3) специальные (2 стандарта),

4) внешний аудит федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (5 стандартов),

5) качество контрольных стандартов (1 стандарт),

6) взаимодействие с другими органами (1 стандарт),

7) проведение типов контрольных мероприятий (1 стандарт).

На сегодняшний момент почти 98 процентов методических документов, разработанных по направлениям деятельности Счетной палаты, требуют существенной переработки с учетом современного законодательства Российской Федерации. Значительная часть методических документов по направлениям деятельности СП не соответствует форме, структуре и содержанию методических документов, установленным в стандарте «Порядок организации методологического обеспечения деятельности СП РФ», а также не отвечает положениям действующих стандартов финансового контроля. СП был разработан и в настоящее время реализуется план совершенствования методологического обеспечения деятельности на 2010–2012 гг., который включает подготовку на основе утвержденных стандартов единой системы взаимоувязанных стандартов, учитывающей опыт применения действующих стандартов, и подготовку предложений по переработке и разработке методических документов по направлениям деятельность СП.

Итоги контрольной и экспертно-аналитической деятельности СП РФ

Согласно данным отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2009 году, всего за 15 лет своей деятельности с 1995 по 2009 гг. Счетная палата провела 6 623 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 157 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 312 мероприятий.

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд рублей.

За 1995–2009 годы по результатам контрольных мероприятий Счетная палата направила органам государственной власти, предприятиям и организациям 7110 представлений и предписаний.

Благодаря активному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной власти существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы Счетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольных мероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела.

На основе обобщения итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий СП РФ готовит аналитические и информационные записки по вопросам совершенствования бюджетного процесса. Согласно ст. 33 ФЗ, СП РФ регулярно предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, издает ежемесячный бюллетень, ежегодный отчет о работе Счетной палаты представляется Совету Федерации и Государственной Думе и подлежит обязательному опубликованию.

Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты за три года (2007 г., 2008 г., 2009 г.), приведены в Таблице 1.

 

Таблица 1. Показатели работы Счетной палаты Российской Федерации в 2007, 2008, 2009 гг.* 

Показатель

2007

2008

2009

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

504

501

502

Проведено экспертно-аналитических мероприятий

48

181

127

Проведено контрольных мероприятий:

456

320

375

в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, из них:

30

11

12

по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации

7

6

6

по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы

27

5

6

Количество актов по результатам контрольных мероприятий

1285

1147

1150

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей):

132,3

96,6

238,3

в том числе выявлено нецелевое использование средств

0,97

1,97

3,8

Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. рублей)

1,4

1,8

1,9

Количество направленных представлений и предписаний

391

267

320

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы

130

121

215

Количество возбужденных уголовных дел

40

25

41

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

59

60

65

Рассмотрено вопросов на заседаниях Коллегии Счетной палаты

780

825

921

Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации

86

84

83

Количество соглашений с зарубежными ВОФК

58

59

59

Информационное присутствие Счетной палаты:

 

 

 

количество публикаций

2 600

2 190

2 100

количество посещений WEB-сайта (тыс.)

510

366,5

432

количество теле- и радиосюжетов

820

720

905

Состав сотрудников Счетной палаты по образованию (чел./%):

 

 

 

высшее профессиональное

1 101/97,5

1 198/97

1173/97,4

среднее профессиональное

14/1,2

17/1,4

15/1,3

Профессиональное образование сотрудников Счетной палаты (чел./%):

 

 

 

финансово-экономическое,

1 573/50,8

1 606/49

608/49

юридическое

201/17,8

222/18

239/19,3

управление

86/7,6

94/7,6

103/8,3

*Источник:  Отчет о работе Счетной Палаты РФ в 2009 г. (Утвержден Коллегией Счетной палаты РФ 19 февраля 2010. Протокол №7К (709). – М., 2010. С. 15.

Состав и структура Счетной палаты

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов СП РФ, аппарата СП РФ. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на 6 лет. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ также на шестилетний срок. Совет Федерации и Государственная Дума по представлению Президента РФ назначают по 6 аудиторов сроком на 6 лет. Аудиторы СП возглавляют определенные направления деятельности СП.

Счетная палата является коллегиальным органом. Коллегия СП образуется для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе. Кроме того Коллегия определяет конкретное содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Коллегия СП утверждает структуру и штатное расписание аппарата СП по представлению Председателя СП в пределах средств на содержание СП.

Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов СП входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции СП.

В январе 1994 года ГД РФ первого созыва был избран первый Председатель СП РФ – депутат ГД РФ Хачим Мухамедович Кармоков. В январе 1995 года заместителем Председателя СП РФ от Совета Федерации ФС РФ был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев

В начале 1995 г. от ГД РФ были назначены аудиторы СП РФ:

Андреев А.Г. – контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;

Кушнарь А.Л. – контроль расходов федерального бюджета на государственное управление и правоохранительные органы;

Митрофанова Э.В. – контроль за государственным долгом и банковской системой;

Ножников А.Г. – контроль за внешнеэкономической и международной деятельностью;

Опенышев С.П. – контроль расходов федерального бюджета в сельском хозяйстве и рыболовстве, на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

Родионов Ю.Н. – контроль за расходами федерального бюджета на МВД, МЧС, ФПС, воинские формирования министерств и ведомств.

От Совета Федерации в 1995 г. были назначены:

Бесхмельницын М.И. – контроль за расходами федерального бюджета в промышленности, строительстве, транспорте, связи, кредитными ресурсами и банковской системой;

Лазарев И.Н. – контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета, налогового законодательства и налоговой политики;

Любимов В.Н. – контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов;

Соколов В.С. – контроль за доходами от управления и распоряжения государственной собственностью и определение эффективности и целесообразности ее использования;

Ульянов В.Г. – контроль расходов федерального бюджета на национальную оборону;

Черноморд П.В. – контроль расходов федерального бюджета на социальную сферу.

19 апреля 2000 г. в связи с истечением полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова Государственная Дума РФ назначила на должность Председателя СП РФ Сергея Владимировича Степашина. В 2006 году он по представлению Президента России был переназначен Государственной Думой России на новый шестилетний срок.

Действующие в настоящее аудиторы Счетной палаты Российской Федерации по направлениям деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Агапцов Сергей Анатольевич – контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации

Пискунов Александр Александрович - комплексный контроль использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества

Косоуров Виктор Семенович - контролю расходов федерального бюджета на международную деятельность

Васильев Игорь Владимировичконтроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета

Мовчан Сергей Николаевич - контроль расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы

Жданьков Александр Ивановичконтроль расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

Табачков Николай Ильич - контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны

Одинцов Михаил Викторович - контроль расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс

Бесхмельницын Михаил Иванович – контроль за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками

Филипенко Александр Васильевичконтроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней

Рябухин Сергей Николаевичконтроль расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное хозяйство, транспорт, связь и информатику

Катренко Владимир Семеновичконтроль расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов

Состав Аппарата Счетной палаты:

Руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Шахрай Сергей Михайлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Гордеев Анатолий Николаевич

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Семенченко Валерий Павлович

Заместитель руководителя аппарата Счетной палаты Российской Федерации

Столяров Николай Сергеевич

 

Направления деятельности Счетной палаты Российской Федерации:

Административный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Кравченко Сергей Виталиевич

Департамент внешних связей Счетной палаты

Директор Департамента: Парузин Николай Владимирович

Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счетной палаты

Директор Департамента: Галанюк Владимир Васильевич

Департамент информатизации Счетной палаты

Директор Департамента: Бескровный Владимир Игоревич

Сводный департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Дубинкин Вадим Вадимович

Департамент правового обеспечения Счетной палаты

Директор Департамента: Емельянова Наталья Николаевна

Департамент информации Счетной палаты

Директор Департамента: Ужегов Алан Солтанбекович

Финансовый департамент Счетной палаты

Директор Департамента: Филоненко Светлана Викторовна

Департамент обеспечения деятельности Счетной палаты

Директор Департамента: Мелимук Виталий Игоревич

Департамент кадров и государственной службы Счетной палаты

Директор Департамента: Кабанова Ольга Владимировна

Сотрудничество Счетной палаты с другими организациями

СП проводит большую работу по организации взаимодействия с органами государственной власти. Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти. Одним из важнейших направлений деятельности Счетной палаты является обеспечение эффективного взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь.

Двустороннее и многостороннее сотрудничество СП

В соответствии со ст. 32. ФЗ СП РФ и основными положениями Лимской декларации руководящих принципов контроля Счетная палата поддерживает связи со счетными и контрольными палатами и органами парламентского контроля иностранных государств и их международными объединениями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.

В рамках двустороннего сотрудничества СП РФ за последние годы значительно активизировала свое сотрудничество с европейскими ВОФК через проведение совместных и параллельных проверок.

По линии многостороннего сотрудничества СП РФ является членом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ), Европейской организации высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), Азиатской организации высших контрольных органов (АЗОСАИ), Международного Консорциума по государственному финансовому управлению. На двусторонней основе активно развивается международное сотрудничество Счетной палаты с контрольно-ревизионными органами зарубежных стран.

В 2000 г. по инициативе СП РФ был создан Совет руководителей ВОФК государств – участников Содружества Независимых Государств (Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины). Среди приоритетных направлений сотрудничества были выделены совместная разработка принципиально важных теоретических и практических вопросов государственного финансового контроля регионального характера, взаимный обмен идеями, опытом и информацией, проведение совместных и параллельных двусторонних и многосторонних контрольно-аналитических мероприятий, содействие профессиональному обучению и повышению квалификации кадров.

Совместно с Европейской Счетной палатой СП РФ проводит использования российскими получателями грантов Программы технической помощи Евросоюза странам СНГ – ТАСИС, направленной на поддержку экономики и социального развития государств СНГ.

Издания СП РФ

В целях информирования общественности о деятельности Счетной палаты с ноября 1997 г. Счетная палата стала издавать «Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации». Бюллетень выпускается ежемесячно в соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (статья 33).

Ответственный за выпуск – Руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель НИИ системного анализа Счетной палаты С. М. Шахрай.

Счетная палата наряду с имеющимися инструментами финансового контроля активно внедряет новый вид государственного контроля – стратегический аудит, целью которого является оценка эффективности экономической политики в целом. Применение стратегического аудита вместе с финансовым аудитом и аудитом эффективности позволит в полной мере использовать социально значимые результаты деятельности СП в целях повышения эффективности управления общественными ресурсами.

Рекомендуемая литература

Финансовое право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. Москва: Проспект, 2010.

Саркисян Ж.М. Счетная палата РФ в механизме государственной власти: Диссертация канд. юрид. наук / МГИМО(У) МИД России; науч. рук. Ю.И. Лейбо. М., 2004.

Волеводз А.Г., Корнеев А.П., Горелик В.Я. Проблемы развития правового статуса Счетной палаты Российской Федерации // Юрист. 2000. № 7. С. 3-13.

Волеводз А.Г., Корнеев А.П., Горелик В.Я. О совершенствовании законодательства о Счетной палате как органа, осуществляющего высший финансовый контроль в Российской Федерации // Юрист. 2000. № 7. С. 20-28.

Андреев А.Г., Никольский Д.В. Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты в условиях реформирования государства и экономики (1995–2000). Веб-адрес документа: http://www.ach.gov.ru/ru/about/controll/

О методологическом обеспечении деятельности Счетной палаты РФ.  Веб-адрес документа:http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/metod_obespech-tree_files-fl-46.pdf

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.