Зарегистрироваться

СГАИ имени С П Королева

Категории Авиационная техника | Под редакцией сообщества: Технические науки

Адрес организации:
443086 Россия, г.Самара, Московское шоссе, 34
Телефон:
(846) 335-18-26
Факс:
(846) 335-18-36
Электронная почта:
ssau@ssau.ru
Сайт:
http://www.ssau.ru
Время работы:

Куйбышевский авиационный институт был открыт в 1942 году в сложнейшее для страны военное время. В Куйбышев тогда были эвакуированы около 30 предприятий и организаций авиационной промышленности. Здесь было организовано производство штурмовика ИЛ–2 – самого массового самолета второй мировой войны. Фронту требовались самолеты, заводам – инженеры. Для подготовки инженерных кадров было принято решение создать Куйбышевский авиационный институт.

В соответствии с приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР, занятия в институте начались в октябре 1942 года, а в 1944 году был осуществлен первый выпуск специалистов.

Огромная роль в организации института принадлежит А.М.Сойферу, исполнявшему обязанности директора института с момента его создания по ноябрь 1942 года. Затем директором института был назначен Ф.И.Стебихов.

В числе первых преподавателей были крупные ученые, эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других городов СССР. Среди них будущие вице–президент АН СССР М.Д.Миллионщиков, член–корреспондент АН Белорусской ССР М.Г.Крейн, профессора А.М.Сойфер, Н.И.Резников, М.И.Разумихин, В.М.Дорофеев, А.А.Комаров и др. Они оказали предприятиям авиационной промышленности неоценимую помощь не только в подготовке специалистов, но и в решении конкретных проблем производства, создания и внедрения новых конструкторских разработок, технологий и организации производства.

В послевоенные годы, наряду с расширением направлений подготовки специалистов, развивалась материально–техническая база института, а также научно–исследовательская работа ученых, непосредственно связанная с освоением производства новейших образцов авиационной техники, в том числе первых реактивных истребителей и бомбардировщиков МИГ–9, МИГ–15, МИГ–17, ИЛ–28, ТУ–16, ТУ–95, создания двигателей ВК–1, НК–4, НК–12 и многих других.

С 1957 года в институте началась подготовка специалистов по ракетно-космической технике. Ученые и специалисты института принимали участие в разработке и освоении производства первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет Р–7, Р–7А, Р–9; ракет–носителей “Восток”, “Молния”, “Союз” и их модификаций; участвовали в создании ракетно–космического комплекса для обеспечения пилотируемого полета на Луну “Н1–Л3” по проекту С.П. Королева, воздушно–космической системы “Энергия–Буран”; разрабатывали космические аппараты различного назначения, в том числе для космических средств национального контроля земной поверхности; участвовали в подготовке и осуществлении программ на орбитальном комплексе “МИР”, в реализации многих других проектов, в том числе по программам международного сотрудничества.

С 1956 по 1988 гг. институт возглавлял Герой Социалистического Труда профессор В.П.Лукачев. В эти годы институт стал одним из крупнейших научных центров региона, создавшим уникальные научные школы, прежде всего в области конструкции и проектирования авиационных двигателей, самолетов, космических аппаратов.

В этот период в институте значительно расширились направления подготовки специалистов и научных исследований, вырос контингент студентов, бурно развивалась материальная база института.

В конце пятидесятых годов институт выступил инициатором создания отраслевых научно–исследовательских лабораторий, что послужило мощным толчком развития вузовской науки. К работе в институте были привлечены известные ученые и производственники. Многие годы кафедру “Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов” возглавлял академик АН СССР и РАН Н.Д.Кузнецов – генеральный конструктор авиадвигателей. Кафедру “Летательные аппараты” до недавнего времени возглавлял патриарх отечественной космонавтики член–корреспондент АН СССР и РАН Д.И.Козлов – генеральный директор–генеральный конструктор государственного научно–производственного ракетно–космического центра “ЦСКБ–Прогресс”.

Среди научных разработок 50-70-х годов можно отметить создание уникального материала “МР” (металлорезина), широко применяющегося во всем мире для изготовления демпфирующих устройств в сложных агрегатах; разработку целой гаммы микроэнергетических установок и оригинальных холодильных камер с использованием вихревого эффекта; изготовление материалов методом порошковой металлургии и многое другое. Научные разработки ученых института применялись при проектировании и производстве самолетов ТУ–144, ТУ–154, Ил–76, Ил–86, Ил–114 и других.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Об увековечении памяти академика С.П.Королева” № 136 от 22 февраля 1966 года Куйбышевскому авиационному институту было присвоено имя академика С.П.Королева. В 1967 году, в связи с 25-летием, Куйбышевский авиационный институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного совета СССР от 7 января 1967 года).

В 70-80-е годы широкое развитие получили исследования в области вибрационной прочности и надежности двигателей, оптимизации процессов и систем управления движением космических аппаратов, разработки в области компьютерной оптики и других наукоемких технологий. В это время в институте произошла смена поколений руководителей кафедр и факультетов, расширилась сеть диссертационных советов, укрепились контакты с Академией наук СССР, научными организациями и производственными предприятиями страны.

В 1988 году ректором института стал профессор (ныне академик РАН) В.П.Шорин, с 1990 года институт возглавляет член–корреспондент РАН В.А.Сойфер.

После переименования города Куйбышева в город Самару институт стал называться Самарским авиационным институтом. В 1992 году Самарский авиационный институт был переименован в Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П.Королева (приказ Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации № 1077 от 23.09.1992 года)

За последнее десятилетие в университете продолжалась интеграция научных исследований и учебного процесса. Многолетние традиции, признанные научные школы и материальная база позволяют университету в настоящее время оставаться в ряду ведущих учебных и научных центров России, активно участвовать в выполнении государственных и региональных научно–технических программ, развивать международное сотрудничество.

За 60 лет университет подготовил около 50 тысяч специалистов, многие из которых стали видными учеными, конструкторами и организаторами производства, крупными государственными и общественными деятелями. В их числе: В.И.Воротников – председатель Совета министров РСФСР, министры и заместители министров С.С.Курдюков, И.М.Буров, Н.А.Дондуков, О.Н.Сысуев, А.Н.Геращенко, А.Г.Ильин, Л.С.Свечников, В.В.Горлов, академик РАН В.П.Шорин, губернатор Самарской области К.А.Титов.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.