Рекреация и туризм
Экономика рекреации и туризма – область экономических наук, изучающая поведение и предпочтения потребителей, факторы, обусловливающие коммерческую и некоммерческую деятельность в сфере рекреации и туризма, особенности ее государственного регулирования, формирования соотношения рыночного спроса и предложения услуг туризма.
В современном мире действуют разнонаправленные тенденции распространения универсального образа жизни и индивидуализации людей. Глобализация экономического пространства, международный обмен товарами, услугами, информацией способствуют приобретению схожих черт образа жизни людей различных государств и регионов. Глобализация усиливает интеграцию потребительских рынков, вследствие чего национальные и местные границы не становятся препятствием процессу потребления. Все более утверждается “глобальный средний класс” с соответствующими моделями потребления.
Значительное место в расширении масштабов потребления занимает туризм. Многообразная туристская деятельность оказывает непосредственное воздействие на социальную, культурную, экономическую стороны жизни страны и отдельных ее регионов. Кратковременное влияние может быть использовано как инструмент перераспределения части доходов населения в туристский сектор. Предъявление спроса на услуги туризма вызывает формирование соответствующих сегментов рынка, стимулирует развитие отраслей туристской индустрии. Долгосрочное воздействие туризма проявляется в мультипликативном эффекте на развитие экономики отдельных регионов либо страны в целом. Привлечение инвестиций в инфраструктуру туризма содействует подъему сопряженных отраслей: строительства, промышленности, сельского хозяйства, народных промыслов и т.д. Это создает основу для увеличения занятости населения, повышения уровня его благосостояния.
Динамика развития туризма характеризуется несколькими тенденциями:
- в результате глобального экономического кризиса обозначалась многополярность мира и тяготение к регионализации, что усиливается воздействием рекламы, выделения приоритетных для соответствующего региона видов туризма, разделение зимнего и летнего отдыха с определением соответствующих сезону регионов, проведение мега-мероприятий культурного, спортивного и иного характера;
- в ходе концентрации капитала, слияний и поглощений, либерализации и интеграции возникают мультилокальные и транснациональные компании с независимыми стратегиями развития, объединяющие туроператорскую, гостиничную, транспортную, финансово-банковскую и иную деятельность, использование международных систем бронирования и резервирования мест создает предпосылки для гибкого формирования комплекса туристских услуг, учитывающих индивидуальные потребительские запросы и мотивацию;
- различные типы интеграции обуславливают создание безвизового пространства, сглаживание языковых и культурных отличий происходит неразрывно со стремлением к сохранению и популяризацией национальных традиций, обычаев, колорита, праздников, фольклора и т.п., что служит основой для формирования привлекательного для туризма имиджа страны, региона или населенного пункта, вследствие чего утверждается мультикультурное разнообразие.
Специфика инновационных аспектов развития отраслей российской индустрии туризма состоит в следующем:
- идет процесс формирования национальных российских гостиничных цепей, что положительно сказывается на увеличении специализированных средств размещения для туристов, улучшении качества и комфортности гостиничного номерного фонда, повышении качества услуг размещения;
- увеличивается общий объем перевозок туристов и одновременно изменение структуры перевозок различными видами транспорта, при этом высокая стоимость транспортных перевозок при неадекватном качестве сервиса становится фактором, негативно влияющим на рост потоков внутреннего и въездного туризма;
- введение финансовых гарантий профессиональной ответственности туроператоров способствовало уходу с рынка фиктивных фирм, повышению качества исполнения обязательств туроператоров перед туристами и качества обслуживания;
- повышение требований к профессионализму кадров, занятых в сфере туризма, создали предпосылки для уточнения концепции подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования, выработке инновационных подходов к методологии обучения, согласованию различных уровней образовательной системы, определению потребности в специалистах и т.п.
В регулировании туристской деятельности прослеживается тенденция включения в этот процесс негосударственных, в т.ч. некоммерческих и саморегулируемых организаций.
В российских условиях саморегулируемые организации призваны восполнить провалы рынка, обеспечивать защиту интересов своих участников, нацеливая их на повышение качества и диверсификацию услуг, освоение новых направлений туризма, повышение инвестиционной привлекательности туристских объектов, создание рабочих мест и повышение деловой активности населения. Несмотря на очевидные выгоды функционирования саморегулируемых организаций российское законодательство до конца не определило все необходимые нормативно-правовые условия их деятельности.
В мировой практике предприниматели в сфере туризма используют такую форму сотрудничества как кластеры, которые объединяют компании, работающие на конкретном региональном рынке и имеющие взаимные хозяйственные связи. Их взаимное сотрудничество охватывает такие области общих интересов, как выработка единой рыночной политики, совместный маркетинг, научные исследования. Кластер обеспечивает связь между туристским продуктом и дестинацией, что позволяет повысить эффективность бизнеса.
Сравнительный анализ двух подходов к организации профессиональных объединений в виде саморегулируемых организаций и кластеров позволяет оценить их приемлемость и эффективность, а также лучше понять друг друга, поскольку по многим аспектам въездного и выездного туризма приходится сотрудничать;
СОДЕРЖАНИЕ
Рынок услуг туризма и рекреации, как и любой другой рынок, выполняет важнейшие функции по эффективному использованию первичных факторов производства и предоставлению свободы потребительского выбора.
Туризм, как объект экономических исследований, имеет определенную эволюцию своего развития. Первоначально туризм попал в сферу изучения географических наук, для которых важным аспектом исследований послужила специфика его пространственно-территориальных изменений. Центром внимания географов стало движение (перемещение в пространстве) потоков туристов, различающихся по целям, мотивам путешествия, использованию природных ресурсов и т.п.
Географические аспекты исследования туризма постепенно расширялись и дополнялись другими дисциплинами, в т.ч. социологией и экономикой. Социально-географический подход усиливал научный анализ социальных последствий воздействия туризма, как общественно-экономического феномена, в частности, на изменения стиля и качества жизни.
Социология рассматривала развитие туризма в связи с увеличением свободного времени населения. К ней присоединилась психология, анализировавшаяся поведенческую мотивацию путешественников. Позже к этим научным направлениям подключилась экономика, что привело к обособлению специфического научного направления – экономики свободного времени. С позиций экономики свободное время становилось фактором рыночной конъюнктуры и формирования спроса на туристские услуги. С другой стороны, способы использования свободного времени влияли на состояние здоровья, что послужило предметом исследований в таких областях, как медицина, биология и др. Медико-санитарные исследования дополнялись правовыми, социальными, экологическими и другими аспектами.
Для современных исследований туризма, как сложного многоаспектного феномена, целесообразен междисциплинарный подход, позволяющий отражать научные знания и практические достижения в различных областях. Вместе с тем, накопление знаний, опыта, совершенствование методологии создает возможности для углубленных исследований в сферах конкретных дисциплин.
В соответствии с методологией экономической науки, изучающей человеческое поведение в условиях меняющихся целей и ограниченности ресурсов для их достижения, формируется новое направление – экономика туризма.
Сложность и многогранность туризма требуют особого внимания к таким направлениям экономики, как маркетинг и менеджмент, взаимодополняющим друг друга. В сфере туризма маркетинг сосредотачивается на достижении цели путем определения потребностей, предъявляемых на рынке, обеспечения эффективности и конкурентоспособности посреднических фирм, поставщиков услуг посредством высокого качества обслуживания. Менеджмент объединяет методы, средства и формы управления организационными, хозяйственными, финансовыми, технологическими и другими процессами для достижения социально-экономической эффективности туристской деятельности.
В условиях высокой насыщенности международного и национального рынков туристских услуг маркетинг приобретает центральное значение. Особое внимание концентрируется на оценке рыночных возможностей, изучении потребительских предпочтений, обосновании маркетинговой стратегии и разработке соответствующих мероприятий. В учебнике раскрывается система взаимоотношений различных экономических субъектов туристского бизнеса, показаны основные методические подходы к анализу основных показателей деятельности туристских фирм.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУРИЗМА
- Формирование туристской индустрии в России (в отдельных регионах).
- Глобальные сети в туристской (гостиничной) индустрии.
- Формирование гостиничного хозяйства в России (в отдельных регионах).
- Инвестиционная деятельность в туристской (гостиничной) индустрии.
- Посредническая деятельность в организации туризма.
- Активизация спроса на услуги внутреннего (въездного, выездного) туризма.
- Особенности формирования рынков отдельных видов туризма (рекреационного, спортивного, горнолыжного, делового, экологического, паломнического и др.) в России (в отдельных регионах).
- Государственное регулирование и поддержка въездного (внутреннего) туризма.
- Маркетинговые подходы к формированию туристского продукта в конкретном виде туризма (рекреационном, спортивном, деловом, экологическом, паломническом и т.д.).
- Минимизация рисков в туризме.
- Ценообразование на услуги туризма.
- Использование современных информационных технологий в туризме.
- Электронная коммерция в туризме.
- Рекламная (выставочная) деятельность в туризме.
- Инвестиции и формирование туристской инфраструктуры.
Выходные данные:
- Просмотров: 4853
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.02.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Восколович Нина Александровна
- профессор; доктор экономических наук
Ссылки отсюда
Категории:
Биология; Информационные технологии; Психология;
Детализирующие понятия:Глобализация; Диверсификация; Доход; Инвестиции; Маркетинг; Менеджмент; Предложение; Природные ресурсы; Спрос; Средний класс; Товар; Туристская индустрия; Туристская услуга; Факторы производства; Экономический кризис.