Зарегистрироваться

Политические ориентации

Категории Политическая культура | Под редакцией сообщества: Политология

Эта версия статьи от 14 Сентябрь 2010 18:10, редактировал Мелешкина Елена Юрьевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Политические ориентации (англ. political attitudes) - предуготовленность субъекта политических отношений к определенному восприятию политического объекта, оказывающему влияние на политическое поведение в отношение этого объекта.

Политические ориентации – одно из важных понятий политической науки. Оно предполагает отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективную готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам. Совокупность политических ориентаций составляет политическую культуру.

Использование термина «политические ориентации» в политической науке

В зарубежной политической науке для обозначения политических ориентаций существует термин attitude, которому трудно подобрать точное соответствие в русском языке. Для перевода данного понятия, как правило, используются разнообразные термины: «ориентации», «установки», «отношения» и т.д. Под данным термином понимается чаще всего предуготовленность субъекта к некоему восприятию объекта, оказывающему влияние на поведение в отношение этого объекта: «Говоря об индивидуальном аттитюде по отношению к какому-то объекту, мы имеем в виду предрасположенность человека вести себя определенным образом (по отношению к объекту – Е.М.), воспринимать, думать и чувствовать (что-либо – Е.М.) об объекте», «аттитюды – убеждения человека в том, что предмет представляет нечто хорошее или плохое для него, приемлем или нет для него…»[i].

Отечественные специалисты в области политической науки часто отождествляют политические ориентации и установки, которые они трактуют вслед за грузинским психологом Д.Н. Узнадзе как «специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия, направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации»[ii].

Функции политических ориентаций и установок

На формирование политических ориентаций значительное влияние оказывает социальный контекст: политические установки служат выражением глубоких социально обусловленных мотивационных потребностей, таких как ощущения включенности в структуру социальных связей, близости с социальным окружением, безопасности, самопознания и самоутверждения и т.п.[iii].

Важной функцией установки, помимо преобразования потребностей и мотивов в действия, является и оценочно-ориентационная функция: «она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая «модель» этих процессов и действия»[iv].

Другая существенная функция установок состоит «в их способности не только опредмечивать… возникшие на бессознательных глубинах психики потребности, но и практически выступать в качестве относительно самостоятельных потребностей и мотивов»[v].

Типы политических ориентаций и установок

Политические ориентации неоднородны по своему происхождению и объектам. В политологии и других общественных науках существуют различные точки зрения на их структуру и типологию. Один из распространенных подходов к типологии основывается на таком критерии, как природа элементов, лежащих в их основе. В структуре ориентации или установки, как правило, выделяется три элемента: 1) когнитивный (связанный со знаниями о политических объектах или явлениях и их нормативной оценкой), 2) аффективный (связанный с чувствами, испытываемыми индивидом по отношению к объекту), 3) поведенческий (склонность к определенному поведению в отношении объекта).

Одна из известных типологий ориентаций, используемая в рамках отечественной науки и частично основанная на этом критерии, была предложена известным российским социологом В.Я. Ядовым. Он выделяет несколько типов установок, занимающих различное функциональное положение в системе личностных диспозиций. Система личностных диспозиций, то есть различных «потребностно-мотивационных структур субъекта, которые... регулируют его социальное поведение», образует «иерархически организованную систему, вершину которой составляет общая направленность интересов и система ценностных ориентаций, средние уровни - система обобщенных социальных установок («аттитюдов») на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний - поведенческие готовности к действию в максимально конкретизированных социальных условиях»[vi].

Можно преобразовать данную схему применительно к миру политического. «Вершину» системы ориентаций образуют система политических и иных ценностей, имеющих отношение к политическим явлениям, характеризующая направленность в восприятии человека тех или иных явлений политики. Средний уровень - уровень ориентаций, характеризующих отношение граждан к институтам политической системы и политическими лидерам и группам, а также оценка своего места и роли во взаимоотношениях к политической системе (ориентации на политическую систему и на «свои» взаимоотношения с ней). Третий уровень - поведенческие ориентации (предуготованность к действию) по отношению к конкретным политическим объектам в конкретных условиях.

Ссылки

  1. Collins B.E. Social Psychology: Social Influence, Attitude Change, Small Groups, and Prejudice. Reading, MA: Addison-Wesley, 1970. P. 69; Steck P. Grundzuege der politischen Psychologie. Bern: Hans Huber, 1980. P. 38. 
  2. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. М., 2000. С. 160. 
  3. Stone W.F., Schaffner P.E. The Psychology of Politics. N.Y.; Berlin: Springer, 1988; Katz D., Stotland E. Prelimenary Statement to a Theory of Attitudes // Psychology: A Study of a science / Ed. by Koch S. N.Y.: Prentice-Hall, 1959. Vol. 3. 
  4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Наука, 1994. С. 135. 
  5. Там же. С. 137. 
  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, Объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. С. 306. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.