Политическая социализация
Политическая социализация – усвоение индивидом выработанных обществом политических ценностей, ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества
↑Теория политической социализации в политической науке
Термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом[1].
В этот период в фокусе внимания авторов теории политической социализации были следующие аспекты: во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение агентов социализации, в-третьих, исследование продукта политической социализации, то есть, политических ценностей, ориентаций, установок, составляющих основу политической культуры. Сам процесс политической социализации под влиянием бихевиорального методологического подхода понимался как воздействие политической среды на личность путем передачи определенных моделей поведения через систему общественных институтов и ценностей. При этом процесс социализации предполагал “вертикальные” отношения между социализирующими и социализируемыми. На начальном этапе развития теории социализации наибольшее внимание уделялось двум агентам политической социализации: семье, которая признавалась главным агентом, и группе сверстников[2].
Под влиянием социальных и политических перемен, произошедших в конце ХХ века, изменились и подходы к политической социализации. В последние десятилетия прошлого века социализация утрачивает “вертикальный” характер. Это проявляется, например, в снижении роли авторитета возраста: более старший возраст родителей, учителей и других лиц все меньше расценивается как основание для уважения и подражания. Похожие тенденции наблюдаются и в отношении родственных связей. Кроме того, новые тенденции в процессе социализации предполагают, что политические ориентации передаются не только от социализирующих агентов к социализируемым, от старшего поколения к младшему, но и наоборот - от молодые людей родителям.
Новые тенденции в политической социализации нашли отражение в новых концепциях. Одной из них стала предложенная в 1986 г. Ричардом Мерелманом принципиально новая модель “горизонтальной” (lateral) политической социализации[3]. Согласно его идее, этот процесс представляет собой непрерывный выбор из широкого числа возможных и конкурирующих между собой образов мира и моделей поведения, количество которых постоянно увеличивается в результате взаимоотношений между “равными” участниками процесса социализации на “горизонтальном” уровне. В “горизонтальной” социализации отношения между объектом и агентами социализации добровольные, равные и временные. Личность социализируемого объекта становится центром модели, в отличие от модели “вертикальной” социализации, где личность оказывалась своеобразным “концом” цепочки влияний.
Другая новация в теории социализации связана с воздействием представлений, усвоенных на раннем этапе социализации. Концепции “устойчивости” детских и юношеских представлений о политике (persistence perspective) противопоставляется концепция “открытости к изменениям в течение жизни” (life-time openness to change perspective)[4]. Согласно этой концепции, политические ориентации могут изменяться в течение всей жизни. Они отражают тот период социализации, который переживает человек в данный момент, занимающий определенную позицию в обществе и политической системе, членом которой он является.
↑Содержание политической социализации и ее агенты
Политическая социализация представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида путем передачи ему существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения. С другой стороны, политическая социализация предполагает и собственную активность индивида по преобразованию предлагаемых основ политической культуры в свои собственные ценности и установки.
Можно выделить несколько факторов, влияющих на политическую социализацию. Это специфика политических отношений, политического режима, политической культуры и средств политической коммуникации. Это также принадлежность индивида к тем или иным социальным и политическим группам. И, наконец, это психологические особенности субъекта.
Политическая социализация осуществляется в несколько этапов.
Первый этап, «допартиципаторный», характеризуется тем, что индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Он охватывает период дошкольной фазы и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация.
Второй этап, «партиципаторный», охватывает несколько циклов человеческой жизни: овладение профессией, трудовая деятельность, создание семьи и т.д. Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в том, что индивид уже освоил некоторые приемы усвоения и переработки информации и модели политического поведения. Он способен противостоять групповому воздействию, поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация. Она характеризуется тем, что человек может сам выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки.
Третий этап политической социализации, «постпартиципаторный», начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется ослаблением политической социализации. В этом возрасте активность людей в политической жизни снижается, а существенных изменений сложившихся и устоявшихся политических взглядов обычно не происходит.
Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации, которые могут быть подразделены на политические (государство, политические партии и т.п.) и неполитические (семья, социальное окружение и т.п.).
На первом этапе политической социализации важную роль играет семья, которая формирует у ребенка основу политических ориентаций и моделей политического поведения. Именно семья долгое время является основным источником политической и иной информации. В странах развитой демократии до сих пор наблюдается сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей.
Другим важным агентом политической социализации является школа, которая целенаправленно способствует усвоению учащимися определенных ценностей, ориентаций и образцов поведения. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианства. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия во внутриполитических отношениях.
В современном мире важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации: газеты, журналы, радио, телевидение, кино, электронные средства связи. Средства массовой коммуникации способствуют внедрению элементов господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.
↑Типы политической социализации
В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно выделяются четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.
Гармонический тип характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Из-за значительного количества разнородных политических субкультур первоначальная политическая социализация индивида происходит преимущественно в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей и принципов организации власти.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и органами власти.
Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру на основе ценностей и норм одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем.
Ссылки
- Hyman H. Political Socialization: a study in the psychology of political behavior. Glecoe, 1959.&ndsp; ↑ 1
- Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. 2002. № 2.&ndsp; ↑ 1
- Merelman R. M. Revitalizing Political Socialization // Hermann M. (ed.) Political Pshychology. San-Francisco, 1986. P. 279-319.&ndsp; ↑ 1
- Sears D. Implications of the life-span approach for research on attitudes and social cognition // Abeles R.P. Life-Span Perspectives and Social Psychology. Hillsdale, 1987.&ndsp; ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 4904
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 12.01.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Политическая идентификация; Политическая мобилизация; Политические партии; Политические символы; Политические ценности.