Зарегистрироваться

Политические ценности

Категории Политическая культура | Под редакцией сообщества: Политология

Политические ценности - это нормативная оценка идеального политического объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо в политической жизни.

По сравнению с другими компонентами, в частности по сравнению с политическими установками или ориентациями, ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальные образования, как «абстрактные идеалы… не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях»[1].

Социальная природа политических ценностей

Ценности – характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами, политические ценности – это усвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе политической и иной социализации и служат своего рода «фильтром», с помощью которого формируются конкретные политические установки или ориентации и в конечном итоге определяется специфика политической культуры.

Зависимость установок и ценностей от социально-исторического контекста проявляется во влиянии на их специфику существующих социальных и социо-культурных размежеваний. В частности для западных стран долгое время в целом была характерна структура ценностей и установок, сформированная под влиянием социальных размежеваний индустриального общества.

Материальные и постматериальные ценности. «Революция ценностей»

Многим жителям этих стран были присущи «материалистические» или «достижительские» ценности: материальное благополучие, карьера, личная безопасность и т.п. Переход к постиндустриальной стадии развития сопровождался значительными изменениями в социальной структуре. Сопровождался он и изменениями в структуре ценностных ориентаций и, соответственно, политических установок. Известный исследователь Рональд Инглхарт охарактеризовал этот процесс как «тихую революцию».

Как отмечал Р.Инглхарт, на этот процесс значительное влияние оказали условия развития Западной Европы: успехи в послевоенном экономическом развитии и отсутствие военных конфликтов после 1945 г. Под влиянием этих факторов послевоенное поколение в меньшей степени оказалось вынужденным заботиться о материальном благосостоянии и безопасности, чем представители старших возрастных категорий, имевших переживших Великую депрессию и Вторую мировую войну. Поэтому молодое поколение больше внимания стало уделять реализации нематериальных («постматериальных») потребностей таких, как самореализация, качество жизни, права человека и т.п. Исследования, проведенные в 70-х годах, явились подтверждением этих предположений. Была обнаружена значительная разница между системой ценностей, присущей представителям различных поколений в целом: среди тех, чей возраст превышал 65 лет, соотношение «материалистов» и «постматериалистов» составляло 12 к 1, среди родившихся после 1945 г. количество «постматериалистов» значительно превышало количество «материалистов». Кроме того, «постматериалисты» преобладали среди студентов, в частности среди участвовавших в студенческих выступлениях 60-х годов[2]. Как показали более поздние исследования, наличие «постматериальной» системы ценностей оказывает значительное влияние на политические установки и ориентации. В частности отмечается то, что «постматериалисты» чаще, чем «материалисты» симпатизируют левым, неправительственным и нетрадиционным организациям и группам[3]. Как отмечает известный американский политолог Рональд Дэлтон, в странах Запада современное политическое развитие обусловливается конфликтным сосуществованием двух типов ценностно-ориентационных противоречий: традиционного и нового, основанного на отношении к постматериальным ценностям[4].

Ссылки

  1. Stone W.F., Schaffner P.E. The Psychology of Politics. 2nd ed. N.Y.; Berlin: Springer-Verlag, 1988. P. 63.  ↑ 1
  2. См.: Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: International Change in Post-Industrial Societies // American Political Science Review. 1971. Vol. 65. P. 991-1017; Inglehart R. Post-Materialism in an Environment of Insecurity // American Political Science Review. 1981. Vol. 75. P. 880-900.  ↑ 1
  3. См., напр.: Inglehart R. Political Value Orientations // Continuities in Political Action: A Longitudinal Study of Political Orientations in Three Western Democracies / Jennings M.K. et al. Berlin; N.Y.: de Gruyter, 1990.  ↑ 1
  4. Dalton R.J. Responsiveness of Parties and Party System of the New Politics // Politiche Klasse und politiche Institutionen. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1991. P. 40.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.