Региональная политика
Региональная политика (Regional Policy) – сознательная деятельность, направленная на оптимизацию размещения экономической деятельности по территории. Важно отметить принципиальное различие: если в странах Европейского Союза региональная политика – это деятельность именно экономического характера (то есть региональная экономическая политика), то российские исследователи используют этот термин по-другому, вкладывая в него следующее содержание: «политика в отношении регионов» или «региональное измерение политического процесса».
Региональная экономическая политика включает все формы деятельности государства (или надгосударственного образования), направленные на оптимизацию географического распределения экономической деятельности. С точки зрения целей и принципиального содержания различают три типа региональной политики:
- Патерналистскую, направленную на повышение однородности социально-экономического развития страны;
- Конкурентную, направленную на задействование механизмов саморазвития регионов и создания равных условий конкуренции;
- Смешанную, различающуюся пропорциями, в которых сочетаются первый и второй подходы.
В России в 1990-е гг. на смену централизованно-плановому распределению хозяйственного потенциала по территории страны пришел стихийный процесс стягивания экономической активности в наиболее жизнеспособные регионы, мероприятия же региональной политики государства были ситуативны и не играли существенной роли. В результате нарастали диспропорции между регионами бурного развития и теми, которые находились в состоянии запустения, нестабильности, хронического кризиса. В настоящее же время закрепляется патерналистский тип региональной политики, основанной на оказании федеральной финансовой поддержки отдельным регионам, в т.ч. мотивированной не экономическими, но политическими причинами[1].
В зарубежной Европе региональная политика первоначально была по преимуществу мотивирована исключительно социальными аргументами, в частности задачей достижения полной занятости; только в начале 60-х годов прошлого столетия экономические вопросы выходят на передний план. Еще позже появляются политические обоснования региональной экономической политики, становится очевидным, что межрегиональные экономические диспропорции могут иметь серьезные политические последствия. Таким образом, региональная политика есть, помимо прочего, мощное средство консолидации государства. В Германии современный характер регионального и пространственного планирования непосредственно связан с включенным в Основной Закон «принципом единообразия жизненных условий» по всей территории страны. Политические основания региональной экономической политики неоднократно упоминаются и в документах Европейского Союза.
Коммунитарная региональная политика – яркое свидетельство регионализации в зоне ЕС. Зародившись в послевоенные годы в форме мероприятий чрезвычайного характера, региональная политика затем приобретает характер постоянно действующего фактора. Необходимость сглаживания региональных диспропорций рассматриваются ныне не как второстепенная задача, но как одно из важнейших условий оптимизации экономического развития. Межрегиональные диспропорции на территории ЕС действительно велики: речь идет о численности населения и его плотности, ресурсно-производственного потенциала, развитости различных секторов хозяйства и инфраструктуры, показателях уровня безработицы и т.д. Расширение на восток сделает эти диспропорции гораздо более острыми. В этом контексте одной из основных составляющих регионализма в ЕС становится поиск механизмов и путей смягчения этих диспропорций, эффективное расходование средств на мероприятия и программы региональной политики. Рассматривая ее эволюцию, становится понятным, насколько более диверсифицированными и гибкими становятся ее формы и методы с каждым годом. Региональная политика переживала несколько этапов реформы, последний раз все ее финансовые инструменты были сведены в единую схему, что подразумевает четкое разделение ответственности. Сегодня региональная политика ЕС базируется на четырех основных принципах – концентрации (недопущения распыления средств), приоритете для программ, направленных на комплексное развитие территорий, принципе партнерства (взаимодействие и сотрудничество всех властных уровней – от местного до наднационального), наконец, принципе дополнительности (средства для мероприятий региональной политики используются в дополнение к национальным ресурсам, но не вместо них).[2].
Европейский Союз полностью осознал, что без решения проблем регионов, смягчения диспропорций в уровнях социально-экономического развития между ними, полноценное развитие интеграционных процессов, от которого выигрывали бы все регионы, невозможно. Более того, в перспективе необходимы региональные мероприятия компенсационного характера, направленные на предотвращение негативных последствий для регионов, возникающих вследствие самой интеграции. Анализируя статистические данные о динамике израсходованных ЕС средств на региональную политику, отчетливо видно повышение ее роли. К концу минувшего столетия расходы на нее, наряду с расходами на проведение общей сельскохозяйственной политики, стали крупнейшей статьей расходов, далеко потеснив все остальные. В целом можно констатировать, что до сих пор региональная политика со своей задачей справлялась: сдерживала нарастание диспропорций и создавала предпосылки для конвергенции регионов Евросоюза.
Отдельную область исследований, имеющих важное практическое значение, представляет собой выделение регионов для целей региональной политики. Такое выделение должно быть привязано к политическими границами, скоординировано с ними, иначе оно оказывается малоэффективным.
Ссылки
- См.: Швецов А. Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи системной модернизации // Российский экономический журнал. 2007. № 11-12. С. 20-61 ↑ 1
- См.: Бусыгина И.М. Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России / Доклады Институт Европы РАН. № 17. М., 1995 ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 2783
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 16.09.2010
- Версий: 30 , текущая: 30
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Бусыгина Ирина Марковна
- профессор; доктор политических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия: