Разграничение предметов ведения
Различными способами реализуется в федеративных государствах разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. В целом эти способы могут быть сведены к пяти основным вариантам.
- Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов (примеры: Танзания, бывшие Югославия и Чехословакия). Такой подход к размежеванию компетенций чреват бесконтрольным расширением компетенций федерации, поскольку исключительная компетенция субъектов федерации не определена.
- Конституция устанавливает исключительную компетенцию субъектов федерации (это обычно вопросы культуры, образования и т.д.), сферу, в которую федерация не может вмешиваться. Это редкий способ размежевания компетенций, в настоящее время он не используется.
- Конституция устанавливает две сферы компетенций – федерации и ее субъектов (примеры: Швейцария, Канада, Аргентина). Конституция может давать перечень компетенций, однако иногда четко перечислены только компетенции федерации, а компетенции субъектов охарактеризованы в «негативном плане» - сказано, какие меры федерация не вправе применять по отношению к субъектам. Так формулирует соответствующие положения конституция США.
- В Конституции могут быть указаны три сферы компетенции: федерации, субъектов федерации, и сфера совместной (совпадающей, конкурирующей) компетенции. Так, среди конституций федеративных государств наиболее подробный перечень содержится в конституции Индии 1950 года, где названо 97 вопросов, относящихся к ведению федерации, 47 вопросов совпадающей компетенции и 66 вопросов ведения штатов. В Германии в Основном законе, помимо сфер исключительной компетенции федерации и федеральных земель, перечислены сферы конкурирующей компетенции. Это означает, что федеральная земля правомочна принимать законы в этой сфере лишь до тех пор, пока эта сфера не «покрыта» законами федерации, после чего все принятые ранее на земельном уровне законы в этой сфере автоматически упраздняются.
- Конституция дает перечень только двух сфер компетенций: федеральной и совместной (примеры: Пакистан, Нигерия).
Выходные данные:
- Просмотров: 1588
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 02.02.2011
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Бусыгина Ирина Марковна
- профессор; доктор политических наук
Ссылки отсюда
Категории:
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права; Местное самоуправление; Система исполнительной власти Российской Федерации.