Объяснение
Объяснение в широком смысле слова – познавательная операция, имеющая целью раскрыть сущность, структуру, смысл какого-либо явления, включить знание об этом явлении в контекст достоверного знания.
В философии науки объяснение часто определяют как познавательную операцию, отвечающую на вопрос «Почему?». Однако подлинное определение объяснения дается на базе логики. В работах К.Гемпеля и П.Оппенгеймера, а также К.Поппера, Э.Нагеля, Р.Брейтвейта объяснение трактуется как вывод (дедуктивный или индуктивный), в котором в качестве посылки неизбежно присутствует положение, выражающее закон науки (такой подход к объяснению восходит к книге Дж. Ст.Милля «Начала логики силлогистической и индуктивной»). Если речь идет об объяснении фактов, то из положения, выражающего закон, следует описание эмпирически данного (кроме того, в число посылок должны входить. сингулярные высказывания которые описывают специфические условия ("начальные условия"), в которых протекает объясняемое явление).
В философии науки, однако, речь идет и об объяснении закона. В этом случае из «общего закона» дедуцируется частный закон. Методологически вопрос об объяснении закона приводит к проблеме интертеоретических отношений. Объяснение закона означает редукцию той области знания, которая базируется на данном законе, к некой теории, которая конституируется как более общая.
В философии науки объяснение рассматривается в связи с двумя другими функциями теории – описанием и предсказанием. Описание обычно рассматривается как операция, предшествующая объяснению и подготовляющая его: прежде чем объяснить какое-либо явление, его надо описать, выразить на языке теории.
Предсказание сопутствует объяснению. Если теория нечто объясняет, то она и предсказывает. Упоминавшиеся выше Гемпель и Оппенгеймер выдвинули тезис о симметрии (равенстве логических структур) объяснения и предсказания.
В 1970-е – 80-е годы стал активно дебатироваться вопрос о соотношении объяснения и понимания. Как известно, с Дильтея идет противопоставление объяснения и понимания и тезис о том, что объяснение характерно только для наук о природе. Однако, предполагает ли объяснение понимание? Отвечая на этот вопрос утвердительно, философы науки подчеркивают моделирующую функцию научных законов, задействованных в объяснении.
Рекомендуемая литература
Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. М., 1970
Порк А.А. Историческое объяснение. Таллин, 1981
Печенкин A.A. Объяснение как проблема методологии естествознания. М., 1989
Карпович В.П. Объяснение в социальном познании. Новосибирск, 1989
Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке // Философия и методология истории. М., 1977
Выходные данные:
- Просмотров: 1293
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Печенкин Александр Александрович
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Милль Джон Стюарт; Печенкин Александр Александрович; Поппер Карл Раймунд;
Категории:Ссылки сюда
Категории:
Теория государства и права; Теория конденсированного состояния; Философия науки;
Детализирующие понятия:Бизнес-хистори; Интерпретация; Равноправие и состязательность сторон; Факт.