Сравнительно-историческое языкознание
В данном разделе энциклопедии представлено:
Сравнительно-историческое языкознание – дисциплина языкознания, исследующая закономерности эволюции языкового материала в условиях исторической дивергенции языковых систем. Основные категории сравнительно-исторического языкознания – материальное родство языков и регулярные соответствия форм родственных языков. Родственными считаются языки, происходящие от одного языка-предка, который называется праязыком или языком-основой.
↑Рекомендуемая литература
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|---|---|---|---|---|
1. |
Избранные труды по филологии Трубецкой Н.С. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
2. |
Основы фонологии Трубецкой Н.С. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
3. |
История. Культура. Язык Трубецкой Н.С. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
4. |
Сравнительное языковедение Фортунатов Ф.Ф. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
5. |
История языкознания Рождественский Ю.В., Амирова Т.А., Ольховиков Б.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
6. |
Теория риторической аргументации Волков А.А. |
2009 |
![]() |
— | |
![]() В монографии рассматривается аргументация в публичной речи как филологическая проблема.
Предмет филологии - язык и словесность. В составе словесности выделяются литература художественная, научная и риторическая - философская, историческая, богословская, публицистическая, ораторика. Предметом внимания литературоведения остается в основном художественная литература. Между тем,...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
7. |
Грамматология Волков А.А. |
1982 |
![]() |
— | |
![]() В монографии делается акцент на лингвистической составляющей грамматологии. Письмо рассматривается, как графическая речь, существующая параллельно речи устной. Подобное рассмотрение делает возможным переносить уже сложившиеся лингвистические термины и схемы на только еще складывающуюся грамматологическую науку. А. А. Волков, охватывая довольно большое количество восточных...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
8. |
Язык как система знаков Волков А.Г. |
1966 |
![]() |
— | |
![]() В монографии дано методологическое и теоретическое обоснование предмета общей семиотики как абстрактной теории знаков, изучающей изоморфизм знаковых систем в биологической, социальной и технической коммуникативной среде и ее раздела – лингвистической семиотики как теоретической дисциплины, изучающей изоморфизм и коммуникативные соотношения артикуляционно-фонетических, ...
Категории знаний:
Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
9. |
Проблемы отражения ларингалов в ведийском языке Герасимов И.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
10. |
Манипулирование словом в средствах массовой информации Данилова А.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
11. |
Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете Дедова О.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
12. |
Введение в культуроведение Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
13. |
Типология слова Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
14. |
Лекции по общему языкознанию Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
15. |
Введение в языкознание Блинов А.В., Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
16. |
Принципы современной риторики Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
17. |
Общая филология Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
18. |
Теория риторики Рождественский Ю.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
19. |
Сравнительно-историческое языкознание Старостин С.А., Бурлак С.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
20. |
Языковедение: введение в науку о языках Широков О.С. |
2003 |
![]() |
— | |
![]() Книга представляет собой обобщение курса, читавшегося автором на протяжении более 30 лет (25 из которых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова), продолжает и развивает традиции Московской формальной лингвистической школы.
В первой части на материале русского языка вводятся основные лингвистические понятия (фонема, морфема, фонологические и морфонологические...
Категории знаний:
Лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание, Общая лингвистика
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
21. |
Общая и прикладная фонетика Златоустова Л.В., Потапова Р.Г., Трунин-Доствкой В.Н. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
22. |
Принцип знака в системе язык Зубкова Л.Г. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
23. |
Константы и переменные языка |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
24. |
Константы и переменные языка Кибрик А.Е. |
2003 |
![]() |
— | |
![]() Монография посвящена универсальности и вариативности естественного языка и соотношению этих полярных свойств в общей лингвистической теории. Универсальные свойства языка (константы) понимаются не как неизменные значения некоторых языковых параметров, а как ограничения на его вариативность. Варьирование многих языковых параметров бесконечно, поскольку параметры определяются не...
Категории знаний:
Лингвистическая типология, Описательная лингвистика, Теория языка, Общая лингвистика ...
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
25. |
Лингвистическая семантика Кобозева И.М. |
2004 |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
26. |
Введение в языкознание Кочергина В.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
27. |
Введение в индоевропейское языкознание Красухин К.Г. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
28. |
Общая морфология Плунгян В.А. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
|||||
29. |
Семиотика |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
30. |
Китайский язык и китайская письменность Софронов М.В. |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
31. |
Введение в общий синтаксис Тестелец Я.Г. |
2001 |
![]() |
— | |
![]() В данном учебном пособии излагаются понятия, идеи и методы, характерные для современных теорий синтаксиса. Потребность в учебном пособии по общему синтаксису в настоящее время ощущается все более настоятельно.
Для лингвистов и филологов - студентов, преподавателей, аспирантов.
Категории знаний:
Теория языка, Общая лингвистика, Сравнительно-историческое языкознание
Уровень подготовки аудитории: студенты вузов |
|||||
32. |
Научный симпозиум «Предмет семиотики» |
— |
![]() |
— | |
![]() Уровень подготовки аудитории: студенты вузов, профессиональный |
№ | Название | Год | Текст | Тип | Действия |
---|
↑Персоналии
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Реформатский Александр Александрович Ученый-лингвист, один из основателей Московской фонологической школы, автор классического учебника «Введение в языкознание» |
1 / – | |
|
|||
2. |
Гумбольдт фон Вильгельм Филолог, философ и языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Основатель Берлинского университета, реформатор немецкой системы образования |
1 / – | |
|
|||
3. |
Трубецкой Евгений Николаевич Философ, правовед, общественный деятель, искусствовед, автор ряда блестящих работ о древнерусской иконописи, князь, философ права, публицист, представитель философии всеединства, издатель журнала «Московский еженедельник». |
6 / 5 | |
По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии.
|
|||
4. |
Бопп Франц Ученый, профессор Берлинского университета, создатель сравнительного метода в историческом языкознании |
– / – | |
|
|||
5. |
Фортунатов Филипп Федорович Ученый-языковед, профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков (в настоящее время кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания), действительный член Российской академии наук (1902), основатель Московской формальной школы |
1 / – | |
|
|||
6. |
Соссюр Фердинанд-Монжин Швейцарский ученый-лингвист, основатель структурализма |
– / – | |
|
|||
7. |
Рождественский Юрий Владимирович Ученый-филолог, основоположник общей теории филологии, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1972-1998) |
9 / – | |
|
|||
8. |
Бодуэн де Куртене Иван Александрович Лингвист, профессор, политический деятель, основоположник фонологии, подчёркивал важность изучения живых языков и диалектов, применения математических методов в лингвистике. Основатель Казанской лингвистической школы |
– / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
1. |
Реформатский Александр Александрович Ученый-лингвист, один из основателей Московской фонологической школы, автор классического учебника «Введение в языкознание» |
1 / – | |
|
|||
2. |
Гумбольдт фон Вильгельм Филолог, философ и языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Основатель Берлинского университета, реформатор немецкой системы образования |
1 / – | |
|
|||
3. |
Трубецкой Евгений Николаевич Философ, правовед, общественный деятель, искусствовед, автор ряда блестящих работ о древнерусской иконописи, князь, философ права, публицист, представитель философии всеединства, издатель журнала «Московский еженедельник». |
6 / 5 | |
По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии.
|
|||
5. |
Фортунатов Филипп Федорович Ученый-языковед, профессор кафедры сравнительной грамматики индоевропейских языков (в настоящее время кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания), действительный член Российской академии наук (1902), основатель Московской формальной школы |
1 / – | |
|
|||
7. |
Рождественский Юрий Владимирович Ученый-филолог, основоположник общей теории филологии, заведующий кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (1972-1998) |
9 / – | |
|
№ | Автор | Произведений / ЭПД | Действия |
---|---|---|---|
3. |
Трубецкой Евгений Николаевич Философ, правовед, общественный деятель, искусствовед, автор ряда блестящих работ о древнерусской иконописи, князь, философ права, публицист, представитель философии всеединства, издатель журнала «Московский еженедельник». |
6 / 5 | |
По окончании гимназии поступил в Московский университет на юридический факультет. Помимо юриспруденции увлекался историей философии, работал приват-доцентом Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и доктора (1897) философии.
|
↑Термины и понятия
↑Научные центры и организации
№ | Название | Действия |
---|---|---|
1. | Кафедра общего языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета | |
Тип: Учебное учреждение
Категории знаний: Сравнительно-историческое языкознание, Социолингвистика, Прикладная лингвистика ... |
||
2. | Филологический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова | |
Учебно-научное и административное структурное подразделение Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Категории знаний: Классическая филология, Описательная лингвистика, Лингвистическая типология, Общая лингвистика ... |
||
3. | Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук | |
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН является ведущим центром научных исследований по русскому языку в России и за рубежом, в задачи которого входит оценка речевых инноваций с точки зрения их нормативности и кодификация норм литературного языка в нормативных словарях, грамматиках, справочниках по культуре речи.
Категории знаний: Текстология, Социолингвистика, Психолингвистика, Прикладная лингвистика, Арт-рынок ... |
Все научные центры и организации (4)
↑Другие категории
↑Люди
- Данную категорию редактирует сообщество «Филология»
- Количество тем - 0,
участников - 22,
работ - 714,
организаций - 35,
категорий - 15 - В сообществе: кандидатов наук - 8, докторов наук - 8
- Активные пользователи: Волков Александр Александрович, Кибрик Александр Евгеньевич, Кузьминова Елена Александровна
- Наибольший вклад: Кибрик Александр Евгеньевич, Толдова Светлана Юрьевна, Сидорова Марина Юрьевна