Зарегистрироваться

Фонема

Категории Теория языка · Общая лингвистика · Сравнительно-историческое языкознание | Под редакцией сообщества: Филология

Введение понятия фонемы относится к наиболее важным достижениям теоретической лингвистики 20-го в. Появившись впервые на рубеже 19-20 вв. в работах русского ученого польского происхождения И.А. Бодуэна де Куртенэ и швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра, этот термин получал различное толкование в разных лингвистических направлениях и школах. Только в 20–30-е годы сложились достаточно разработанные фонологические концепции. В основе всех этих учений лежало противопоставление фонемы как минимальной функциональной звуковой единицы языка материальным звукам, которые реализуют ее в потоке речи.

Наиболее совершенной из этих теорий явилась концепция Н.С. Трубецкого, известного русского лингвиста, покинувшего Россию после революции 1917 г. и основавшего знаменитый лингвистический кружок в Праге. Его классическая работа “Основы фонологии” [1960], вышедшая в Германии в 1939 г., до сих пор сохраняет теоретическое значение и актуальность. В ней содержится не только строгое изложение методов фонологического анализа, но и дается обзор разных типов фонематических систем, встречающихся в языках мира. Трубецкой определял фонему как кратчайшую звуковую единицу языка, которая служит для формирования смыслоразличительных противопоставлений (оппозиций) между словами данного языка. Оппозиции могут сильно отличаться по характеру звукового противопоставления. Так, слова сом и карась различаются как числом фонем, так и их составом, тогда как слова сом и дом, различаются лишь первым согласным, образуя в функциональном (фонологическом) смысле т.н. минимальную пару. Задачей фонологического описания языка, по Трубецкому, является прежде всего определение состава его фонем на основе функционального анализа звукового состава слов.

Фонологические идеи независимым образом возникли и в лингвистике США, что имело большое значение для развития американского дескриптивизма [Глисон 1959]. В центре дескриптивной фонологии лежала идея отделения звуковых различий, которые служат смысловому противопоставлению слов, от различий, которые со смысловыми противопоставлениями не связаны. Близкие по звучанию, но не противопоставленные функционально звуки (аллофоны) объединяются в фонемные классы , каждый из которых и представляет отдельную фонему.

В России функциональные, фонологические идеи получили разное развитие в Ленинградской (Петербургской, далее ЛФШ) и Московской школах.

В Петербурге фонологическую теорию разрабатывали академик Л.В. Щерба [Щерба 1974 ] и его ученики (Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондарко и другие). Как и в отмеченных выше направлениях, в ЛФШ признается значимой дифференцирующая функция фонем – смыслоразличительное противопоставление слов и морфем. Однако не менее важной считается конститутивная функция: фонема является не только средством различения слов, но и средством оформления/кодирования смысловых единиц. Такой перенос центра тяжести в понимании фонемы тесно связан с ориентацией представителей ЛФШ на речевую деятельность. Фонемы рассматриваются как реальные психологические сущности, используемые в процессах производства и восприятия речи. Фонема мыслится как идеальный артикуляционно-слуховой образ, который в речи может подвергаться контекстным модификациям, что приводит к образованию различных звуковых вариантов фонемы.

Московская фонологическая школа (МФШ) занимает особое место в ряду традиционных фонологических школ. Основатели этой школы Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров [1945] и их современные последователи (М.В. Панов, Л.Л. Касаткин и др.) соотносят функцию фонемы прежде всего с различением и отождествлением минимальных языковых знаков – морфем. Фонема понимается как минимальная, линейно выделяемая в составе морфемы звуковая единица, которая представлена в речи рядом чередующихся звуков, различие между которыми обусловлено их фонетической позицией. Например, в корневой морфеме словоформ вода и воды произносятся разные гласные, однако, согласно МФШ, они представляют одну и ту же фонему, так как их чередование в данных словоформах обусловлено разной позицией относительно ударения.

Описание звуковой системы языка, полученное в рамках описанных выше фонологических теорий – это статическая, классификационная модель звуковой системы языка. Существенно иную задачу решает новая фонология, возникшая в 60-е годы 20 в. в США в рамках порождающей грамматики [Chomsky, Halle 1968]. Задача этой фонологии – моделирование процедуры построения звуковой оболочки высказывания по его семантической и грамматической характеристикам. По существу, это возможная модель звукового поведения человека в аспекте синтеза речи. В порождающей фонологии и ее современных вариантах фонема рассматривается как минимальная единица звукового кода языка, которая обеспечивает лингвистические операции, необходимые для формирования и фонетической организации Лексикона, а также для построения звуковой формы речевого сообщения.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.