Зарегистрироваться

Синтаксический анализ

Категории Теория языка | Под редакцией сообщества: Филология

Синтаксическим анализом называют процедуру установления синтаксических связей в словосочетании или предложении, а также результат такой процедуры.

При синтаксическом анализе словосочетаний и предложений им сопоставляется синтаксическая структура – теоретический конструкт, описывающий деривацию синтаксического объекта из минимальных синтаксических единиц и определяющий на нем отношения зависимости и вложения (части-целого). Существует два основных способа графического представления синтаксической структуры: дерево зависимостей, используемое в теориях зависимостного синтаксиса, и дерево непосредственных составляющих, используемое в грамматиках составляющих (см. синтаксический анализ.ppt). При анализе в терминах дерева зависимостей синтаксическая зависимость изображается в виде стрелок, ведущих от главного слова ко всем его зависимым. При анализе методом выделения непосредственных составляющих моделируется последовательное усложнение синтаксической структуры путем бинарного объединения синтаксических единиц в синтаксические группы. Разметка дерева зависимостей включает именование разных типов синтаксических отношений (например, определительное отношение, обстоятельственное отношение и т.п.); разметка дерева непосредственных составляющих подразумевает дополнительное именование возникающих в процессе деривации сложных синтаксических объектов (именная группа, предложная группа и т.п.).

Основными методами синтаксического анализа являются дистрибутивный анализ и трансформационный анализ. Под дистрибутивным анализом понимается изучение контекстов употребления языковой единицы. Дистрибутивный анализ позволяет выявить основные синтаксические категории языка (части речи) и правила развертывания синтаксических групп. Например, существительные как часть речи могут быть выявлены на основании набора синтаксических контекстов, в которых они встречаются: контекст подлежащего (мальчик/ учитель/ поезд/… пришел), дополнения (увидел мальчика/ учителя/ поезд/…), именного сказуемого, зависимого предлога, зависимого другого существительного в форме родительного падежа. С другой стороны, одинаковую дистрибуцию имеют выражения учитель, учитель математики, новый учитель математики, наш новый учитель математики, но не выражения с учителем, встретил учителя и т.п., что позволяет сделать вывод о возможном составе именной группы и отличии ее от предложной группы и группы глагола.

Трансформационный анализ подразумевает сопоставление парадигматических вариантов некоторого синтаксического объекта с целью прояснения его внутренней структуры. Так, например, категорию вспомогательного/модального глагола в английском языке можно выделить, сопоставляя повествовательные неотрицательные предложения с общевопросительными и отрицательными: вспомогательные и модальные глаголы, в отличие от лексических, подвергаются инверсии и способны принимать отрицание (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Сопоставление трансформационных вариантов английских предложений с лексическим глаголом, вспомогательным глаголом и модальным глаголом

 

 

 

вопрос

отрицание

лексический глагол

John left.

‘Джон уехал.’

Did John leave?

‘Джон уехал?’

John didn’t leave.

‘Джон не уехал.’

вспомогательный глагол

John has left.

‘Джон уехал.’

Has John left?

‘Джон уехал?’

John hasn’t left.

‘Джон не уехал.’

модальный глагол

John can leave.

‘Джон может уехать.’

Can John leave?

‘Джон может уехать?’

John can’t leave.

‘Джон не может уехать.’

Частным случаем данного метода является метод транспозиции – помещение исследуемого синтаксического объекта в контекст, вызывающий морфосинтаксические изменения в объекте. Транспозиция может быть использована, например, для определения главного и зависимого предложений в русской конструкции Кто не работает, тот не ест: при вложении данного предложения в контекст, требующий от своего зависимого сослагательного наклонения, обнаруживаем, что изменения происходят во второй части: Я хочу, чтобы кто не работает, тот не ел, что свидетельствует о том, что предложение кто не работает является зависимым, а тот не ест – главным.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.