Синтаксический анализ
Синтаксическим анализом называют процедуру установления синтаксических связей в словосочетании или предложении, а также результат такой процедуры.
При синтаксическом анализе словосочетаний и предложений им сопоставляется синтаксическая структура – теоретический конструкт, описывающий деривацию синтаксического объекта из минимальных синтаксических единиц и определяющий на нем отношения зависимости и вложения (части-целого). Существует два основных способа графического представления синтаксической структуры: дерево зависимостей, используемое в теориях зависимостного синтаксиса, и дерево непосредственных составляющих, используемое в грамматиках составляющих (см. синтаксический анализ.ppt). При анализе в терминах дерева зависимостей синтаксическая зависимость изображается в виде стрелок, ведущих от главного слова ко всем его зависимым. При анализе методом выделения непосредственных составляющих моделируется последовательное усложнение синтаксической структуры путем бинарного объединения синтаксических единиц в синтаксические группы. Разметка дерева зависимостей включает именование разных типов синтаксических отношений (например, определительное отношение, обстоятельственное отношение и т.п.); разметка дерева непосредственных составляющих подразумевает дополнительное именование возникающих в процессе деривации сложных синтаксических объектов (именная группа, предложная группа и т.п.).
Основными методами синтаксического анализа являются дистрибутивный анализ и трансформационный анализ. Под дистрибутивным анализом понимается изучение контекстов употребления языковой единицы. Дистрибутивный анализ позволяет выявить основные синтаксические категории языка (части речи) и правила развертывания синтаксических групп. Например, существительные как часть речи могут быть выявлены на основании набора синтаксических контекстов, в которых они встречаются: контекст подлежащего (мальчик/ учитель/ поезд/… пришел), дополнения (увидел мальчика/ учителя/ поезд/…), именного сказуемого, зависимого предлога, зависимого другого существительного в форме родительного падежа. С другой стороны, одинаковую дистрибуцию имеют выражения учитель, учитель математики, новый учитель математики, наш новый учитель математики, но не выражения с учителем, встретил учителя и т.п., что позволяет сделать вывод о возможном составе именной группы и отличии ее от предложной группы и группы глагола.
Трансформационный анализ подразумевает сопоставление парадигматических вариантов некоторого синтаксического объекта с целью прояснения его внутренней структуры. Так, например, категорию вспомогательного/модального глагола в английском языке можно выделить, сопоставляя повествовательные неотрицательные предложения с общевопросительными и отрицательными: вспомогательные и модальные глаголы, в отличие от лексических, подвергаются инверсии и способны принимать отрицание (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Сопоставление трансформационных вариантов английских предложений с лексическим глаголом, вспомогательным глаголом и модальным глаголом
|
|
вопрос |
отрицание |
лексический глагол |
John left. ‘Джон уехал.’ |
Did John leave? ‘Джон уехал?’ |
John didn’t leave. ‘Джон не уехал.’ |
вспомогательный глагол |
John has left. ‘Джон уехал.’ |
Has John left? ‘Джон уехал?’ |
John hasn’t left. ‘Джон не уехал.’ |
модальный глагол |
John can leave. ‘Джон может уехать.’ |
Can John leave? ‘Джон может уехать?’ |
John can’t leave. ‘Джон не может уехать.’ |
Частным случаем данного метода является метод транспозиции – помещение исследуемого синтаксического объекта в контекст, вызывающий морфосинтаксические изменения в объекте. Транспозиция может быть использована, например, для определения главного и зависимого предложений в русской конструкции Кто не работает, тот не ест: при вложении данного предложения в контекст, требующий от своего зависимого сослагательного наклонения, обнаруживаем, что изменения происходят во второй части: Я хочу, чтобы кто не работает, тот не ел, что свидетельствует о том, что предложение кто не работает является зависимым, а тот не ест – главным.
Выходные данные:
- Просмотров: 2288
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 07.11.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Лютикова Екатерина Анатольевна
- доцент; кандидат филологических наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия: