Зарегистрироваться

Прайминг

Категории Психолингвистика | Под редакцией сообщества: Психология

Прайминг (англ. priming) в современной когнитивной психологии традиционно описывается как один из эффектов имплицитной памяти человека, или памяти без осознания. В отличие от экспериментальных заданий, тестирующих эксплицитную память, при которых процесс запоминания и воспроизведения некоторой информации происходит под осознанным контролем испытуемых, в тестах на имплицитную память мы, выполняя задания под влиянием своего прошлого опыта, сами этого не осознаем.

Вербальный прайминг (или прайминг языковой формы, по определению Т. В. Ахутиной) в зависимости от уровня, на котором происходит языковая обработка, традиционно подразделяется на перцептивный (графический или фонологический), грамматический (морфологический или синтаксический), лексический и семантический.

В частности, согласно самому общему определению, синтаксическим праймингом (далее СП) называют тенденцию говорящего повторять синтаксическую конструкцию высказывания, произнесенного незадолго до этого. Другое определение, также весьма распространенное, трактует СП как явление, при котором обработка одного высказывания упрощает обработку другого высказывания за счет повторения его синтаксической структуры. Если в первом определении мерой наблюдаемых прайминг-эффектов является вероятность повторения в целевом высказывании синтаксической структуры высказывания-прайма, то во втором случае речь уже идет об увеличении скорости обработки  (то есть порождения или понимания) целевого стимула, совпадающего по синтаксической структуре со стимулом-праймом. Второе определение, несомненно, лучше коррелирует со стандартными определениями психологического и другого вербального прайминга, однако, идея экономии когнитивных и, в частности, вербальных усилий, которая лежит в основе такого подхода, применительно к синтаксическому праймингу еще не находит достаточного подтверждения экспериментальными данными.

Первые работы по исследованию СП были выполнены на материале бытовых диалогов (Schenkein 1980) и интервью (Weiner & Labov 1983). В них была выявлена тенденция повторять в диалогах целые высказывания или их части; так, на реплику одного собеседника But you can go to sleep tonight другой собеседник отвечал How am I going to sleep tonight? (Schenkein 1980).

Первым экспериментальным исследованием СП считается работа (Levelt & Kelter 1982), в которой было показано, что голландские продавцы в магазинах на вопрос Om hoe laat gaat uw winkel dicht? (‘At what time does your shop close?’) чаще отвечали репликой Om vijf uur (‘At five o’clock’), а на вопрос Hoe laat gaat uw winkel dicht? (‘What time does your shop close?’) – репликой Vijf uur (‘Five o’clock’).    Более строго, однако, наличие чисто синтаксических прайминг-эффектов впервые было продемонстрировано в работе (Bock 1986), автором которой была разработана для этого специальная процедура: в ходе эксперимента испытуемые то повторяли изолированные высказывания, то описывали картинки, содержательно не связанные с этими высказываниями; синтаксическая форма высказывания, которую они выбирали при описании картинок, часто повторяла синтаксическую форму высказывания, произнесенного непосредственно перед этим. Данное явление было названо К.Бок синтаксическим праймингом или «синтаксической устойчивостью» (англ. syntactic persistence); позднее в том же значении стал часто использоваться термин «структурный прайминг». С этого времени, несмотря на наличие нескольких значительных работ, посвященных анализу СП в корпусных исследованиях, большинство современных исследователей изучает СП экспериментально. За прошедшие двадцать с небольшим лет опубликовано в общей сложности уже более ста работ, в которых так или иначе использована методология синтаксического прайминга.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.