Зарегистрироваться

Рабочая память

Категории Психолингвистика | Под редакцией сообщества: Психология

Определение объема рабочей памяти долгие годы считалось задачей когнитивных психологов, однако в последние десятилетия описанные выше методики очень часто используются и в психолингвистических работах. В первую очередь это связано с тем, что, как оказалось, объем рабочей памяти напрямую связан со многими особенностями языкового поведения испытуемых. Еще в работе Daneman & Carpenter (1980) была установлена значимая зависимость между объемом рабочей памяти испытуемых и их способностью выполнять другие лингвистические задания, требующие обращения к рабочей памяти. Так, например,  испытуемые читали небольшие (примерно 140 слов) отрывки текста и должны были правильно установить антецедента местоимения, которое было в последнем предложении данного отрывка (см. примеры 1 и 2).

 

(1)                                                      Teenager Passage (Distance 6)

Sitting with Richie, Archie, Walter and the rest of my gang in the Grill yesterday, I began to feel uneasy. Robbie had put a dime in the juke box. It was blaring one of the latest "Rock and Roll" favorites. I was studying, in horror, the reactions of my friends to the music. I was especially perturbed by the expression on my best friend's face. Wayne looked intense and was pounding the table furiously to the beat. Now, I like most of the things other teenage boys like. I like girls with soft blonde hair, girls with dark curly hair, in fact all girls. I like milkshakes, football games and beach parties. I like denim jeans, fancy T-shirts and sneakers. It is not that I dislike rock music but I think it is supposed to be fun and not taken too seriously. And here he was, "all shook up" and serious over the crazy music.

Question:       Who was "all shook up" and serious over the music?

 

(2)                                                      Animal Passage (Distance 2)

It was midnight and the jungle was very still. Suddenly the cry of a wolf pierced the air. This anguished note was followed by a flurry of activity. All the beasts of the jungle recognized that an urgent meeting had been summoned by the lion, their king. Representatives from each species made rapid preparations to get to the river clearing. This was where all such emergency assemblies were held. The elephant and tiger were the first to arrive. Next came the gorilla, panther and snake. They were followed by the owl and the crocodile. The proceedings were delayed because the leopard had not shown up yet. There was much speculation as to the reasons for the midnight alarm. Finally he arrived and the meeting could commence.

Question:       Who finally arrived?

 

            Первое упоминание этого персонажа встречалось в разных текстах на разном расстоянии от последнего предложения, их разделяло от двух до семи предложений. Оказалось, что испытуемые с большим объемом рабочей памяти выполняют данное задание значительно лучше, чем испытуемые с меньшим объемом (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Процент правильных ответов  как функция от расстояния от местоимения до его антецедента (рисунок взят из работы (Daneman & Carpenter 1980)).

 

            Второй пример взят из работы (King and Just 1991). В данной работе было показано, что при экспериментах по методике чтения с саморегулировкой скорости предложения с относительными придаточными типа приведенных ниже (цитируется по (Caplan & Waters 1998)

 

(3) The boy that the girl pushed kissed the baby

(4) The girl pushed the boy that kissed the baby

 

по-разному понимались испытуемыми с разным объемом рабочей памяти. В этом задании предложения первого типа труднее понимаются, чем предложения второго типа, соответственно, на их понимание затрачивается больше времени. Авторы исследования показали, что максимальные различия между испытуемыми с большим и небольшим объемами памяти приходятся как раз на критические для понимания этих предложений точки. Аналогичные результаты были получены и при исследованиях процесса понимания при устной модальности задания.

            Таким образом оказалось, что объем рабочей памяти человека оказывает большое влияние на его способность понимать прочитанное или услышанное. Именно по этой причине в последнее время тест по определению объема рабочей памяти все чаще используется в качестве вспомогательного для разделения будущих испытуемых на группы в зависимости от объема их памяти.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.