Аутизм в философской антропологии
Аутизм - термин «аутизм» происходит от греческого слова autos, что означает «сам». В философской антропологии аутизм рассматривается как идеальный модельный объект для изучения человека.
Термин «аутизм» введен в научный оборот Э. Блейлером в 1911 году. Описывая состояние бегства человека от реальности и его ухода в себя, он назвал это состоятние аутизмом. В 1943 году ранний детский аутизм зафиксировал Каннер, который перестал считать аутизм формой шизофрении и выделил его в качестве самостоятельного феномена. На его взгляд, аутизм состоит в неспособности ребенка установить коммуникацию с людьми, а также в отсутствии у него энтузиазма в исследовании окружающей среды. Поскольку у аутиста нет чувства «я», постольку он не может отделить себя от внешней ситуации. Его самость приурочена не к эго, а к ситуации, в которой он находится. Любое изменение ситуации воспринимается ребенком как разрушение его самости. Поэтому одиночество является способом существования аутиста, которое сопровождается нежеланием осваивать речь и, следовательно, социализироваться.
В 1944 году Аспергер независимо от Каннера описал синдром «аутистическая психопатия». Аутистическая психопатия является особой формой аутизма с высоким уровнем интеллекта. У «интеллектуалов» с аутистической психопатией речь оказывается неловкой, с нарушениями. У них также затруднен контакт с другими людьми. Обращает на себя внимание псевдологические рассуждения «интеллектуалов» с синдромом Аспергера, мало понятные людям. У них проявляется повышенный интерес к точным наукам, к компьютерам. Для них не характерен ни бред, ни шизофрения.
Аутизм как категория философской антропологии
Для психологов аутизм исчерпывается отклонением от нормы, болезнью, слабоумием. Для философии в аутизме важен отказ от идеи внешней причины и признания фундаментального статуса непредсказуемой случайности. Феномен аутизма заставляет философа пересмотреть само понятие причины. Причину не следует понимать как внешнюю причину. В терминах внешней причины невозможно понять, как образовался горизонт человечески возможного события. Причину следует понимать как имманентный переход своего предела, как переход, на котором случаются срывы и падения, но также бывают и удачи (Беттельхейм).
С точки зрения философской антропологии, не внешняя причина, а самовоздействие образует горизонт понимания человека. Переход предела, который непрерывно воспроизводится силами имманентного, погружает человека в бесструктурный поток бытия. В этом потоке мир не скован логосом, не упорядочен законами, не расчислен понятиями. В нем нет устойчивости, в нем не за что ухватиться. Поэтому не логос, не норма служит объяснительным принципом в антропологии, а воображение. Не мыслимость мыслимого, а мыслимость немыслимого должна определять стратегию исследования человека.
Аутист напоминает о том, что человек, лишенный позиции в мире, является беспомощным грезящим существом. Чтобы выжить это существо принуждено было самоограничиваться в своих грезах и влечениях, создавая язык и социум.
Рекомендован к просмотру х/ф «Человек дождя», режиссер Барри Левинсон, 1988 г.
Рекомендуемая литература
Аутизм и нарушения развития/ Научно-практический журнал (см. выпуски за 2003-2008гг.)
Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение «я», М., 2004.
Блейлер Э. Аутистическое мышление. Одесса, 1927.
Бородай Ю. Эротика, смерть, табу. М., 1996.
Гиренок Ф. Аутография языка и сознания. М., 2010.
Гиренок Ф. Удовольствие мыслить иначе, М., 2008.
Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма, М., 2000.
Феррари П. Детский аутизм, М. 2007.
Выходные данные:
- Просмотров: 1262
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 27.09.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Гиренок Федор Иванович
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Блейлер Эйген; Бородай Юрий Мефодьевич;
Произведения:Аутистическое мышление; Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания;
Категории:Язык;
Детализирующие понятия: