Оценка
Оценка - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Одним из типов значимостей являются аксиологические оценки. Предметом оценивания в аксиологических оценках являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта. Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для субъекта (нейтральная аксиологическая значимость). Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности. Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается. Не оценка конституируют ценность, а ценность делает возможной оценку как фиксацию ее аксиологической значимости. Ценности задают онтологическое основание актам оценивания. Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей. Последние закрепляются (интернализируются) в диспозиционных структурах личности как ценностные ориентации. За счет своей включенности в сложившиеся и формируемые ценностные отношения они себя проявляют и воспроизводят. В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, т.е. проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной оценки В то же время ценностное отношение предполагает активность субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить оценки, т.е. проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые оценки творческие включения. Избегание занятия позиции оценивания - это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный). Таким образом, аксиологические оценки универсальны - любая иная оценка может быть рассмотрена как имеющая аксиологическую составляющую.
Ценность следует отличать от оценок, тем более от оценок какого-либо вида (например, утилитарных). Понятие "оценка" имеет много значений. Например, может идти речь об оценке правильности или ложности решения математической задачи или об экзаменационной оценке. Но это не отнесение к ценности, а познавательное суждение. Любая экспертная оценка также не является аксиологическим суждением. Если мы говорим об избирательной способности животного, то эта оценка тоже несоизмерима с ценностной ориентацией человеческого поведения. Ценности не наследуются от животных и не конструируются сознательно и рационально, но стихийно рождаются в историческом процессе антропогенеза, во взаимодействии культуры со свободным усилием человека. Правила человеческого поведения выработаны "мудростью культуры", которая совершенно не тождественна "мудрости природы".
Отнесение к ценности чего-либо или кого-либо осуществляется в иной ситуации, чем определение истинности или полезности того же явления, предмета, действия: так, полезность устанавливается на практике, истинность проверяется в практике, а отнесение к ценности происходит на основе переживания, производится духовным чувством человека и ни в какой сторонней проверке не нуждается - изменить эстетическую, нравственную, религиозную оценку может только само переживание, иное суждение совести, вкуса, религиозного чувства; потому оценку "прекрасно!", "высоконравственно!", "священно!" и т. п. нельзя опровергнуть, ее можно только отвергнуть, если она вынесена другим лицом, или изменить, если это сделано собственным переживанием, которое нашло красоту, справедливость, священность в другом предмете, в другом действии, в другом обряде, в другом произведении искусства.
Так, нравственная оценка выносится спонтанным и как бы инстинктивным голосом совести, долга, любви, оставаясь, как правило, необъяснимой и бескорыстной.
Утилитарная оценка (суждение типа "Этот предмет мне полезен") и отнесение к ценности ("Этот предмет мне дорог") - два разных типа оценки и только последний имеет отношение к аксиологии. Так как любая оценка есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности, то аксиологические оценки достаточно универсальны в плане связывания через них культурного и социального миров.
Рекомендуемая литература
Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
Выходные данные:
- Просмотров: 1868
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Дмитриев Вячеслав Евгеньевич
- доцент; кандидат философских наук
Соавторы:
Ссылки отсюда
Категории:
Аксиология; Искусство; Культура; Онтология;
Детализирующие понятия:Деятельность; Долг; Потребность; Субъект познания; Ценности; Ценность.
Ссылки сюда
Категории:
Автоматика и управление; Аксиология; Криминалистика; Литературоведение; Право социального обеспечения; Технология нефтегазового производства;
Детализирующие понятия:Идеал; Измерение; Интерпретация; Иррационализм; Историческая концепция; Историческая периодика; Криминалистическая техника; Литературная критика; Металловедение; Молочная промышленность; Мораль; Музыкальная критика; Рабочее время, время отдыха, оплата труда; Следственная ситуация; Ценность; Юридическая деятельность; Юридическое мышление; Юрист.