Зарегистрироваться

Идеальный тип

Категории Сравнительная политология | Под редакцией сообщества: Политология

Эта версия статьи от 27 Сентябрь 2010 15:27, редактировал Миронюк Михаил Григорьевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Идеальный тип – более общий и абстрактный инструмент сравнения, чем понятие, обобщающий не столько явления, сколько понятия. Идеальный тип как инструмент сравнения представляет ценность в качестве таксономии (позволяет упорядочить и сгруппировать разнородные явления) и порождающей модели (интеллектуальная конструкция, позволяющая воссоздать или создать явление в большей или меньшей полноте, но при сохранении его сущностных характеристик).

В число инструментов социальных наук идеальный тип был внедрен Максом Вебером[1]. Обращаясь к методологической проблематике социальной науки («наук о культуре», например, истории), а именно к вопросу о том, как индивидуальные суждения превращаются в объективно-научные, общезначимые, Вебер подчеркивал, что социальная наука должна быть свободна от оценочных суждений в той же мере, в какой свободны от них естественные науки. Однако это требование не предполагает перенесения методологии естественных наук на исследования общества и человеческой деятельности в силу их специфики, равно как и отказа от права ученого на определенную нравственную и политическую позицию и собственные оценки, которые Вебер оставлял за ученым, если он дает оценочное суждение и придерживается выбранной позиции в качестве частного лица. Индивидуальное суждение становится объективным при его «отнесении к ценности», обладающей значимостью для всех познающих субъектов в некоторую историческую эпоху. Ценность в таком случае – свойственное эпохе направление «интереса», т.е. она не может быть надысторической и абсолютной истиной «на века» в силу социально-исторической детерминированности знания. Ориентация на ценность составляет основу для образования научных понятий в гуманитарном познании. Исходя из данного принципа, Вебер предложил методологический инструмент познания в этой области знания – идеальный тип, который по существу является теоретической схемой «интереса эпохи», в силу чего имеет утопический, даже «чуждый миру» характер: при мыслительном конструировании идеального типа следует сознательно абстрагироваться или даже игнорировать всю полноту реальности, выделяя только некие ее аспекты, т.е. действуя по принципу «при всех прочих равных условиях». Вебер особо подчеркивал, что идеальный тип – это средство познания, выполняющее классификационные, терминологические и т.п. функции. Более того, идеальный тип в исторической науке, нацеленный на раскрытие «генетических связей» между имевшими место явлениями, отличается по сути и способам конструирования от «чистого» идеального типа в социологии, который имеет более общий характер.

Параллельно с Вебером проблематикой идеального типа занимались также Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм и др., сделавшие аналогичные методологические открытия.

 



[1] Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 345–415.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.