Восприятие
Восприятие — процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы и вызывающего ощущения. Для В. характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, единицей В. является весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ в В. выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В. При этом особенно важную роль во всех видах В. играют двигательные ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном В. вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового В. активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата.
Для рационалистов (Декарт, Спиноза и др.) В., которое они четко не отделяли от ощущения, либо вообще не относится к знанию, либо рассматривается как «смутное знание», которое не может лежать в основе познания. Контакт с реальностью, переживаемый в В., является с этой точки зрения мнимым. Для представителей эмпиризма именно в В. следует искать обоснование всей системы знания в целом. Но поскольку, как показывает опыт, В. может вести к заблуждению, порождать иллюзии, необходимо было в составе самого В. выделить такие его компоненты, которые являются несомненными и непосредственными. Так, в философии эмпиризма были выделены элементарные «атомы» чувственного познания —ощущения. Согласно этой концепции, восприятие строится из ощущений на основе законов ассоциации, которые были сформулированы сначала Д. Юмом и Д. Гартли, а затем изучались в экспериментальной психологии 19—нач. 20 в. С этой точки зрения В. в отличие от ощущения предполагает некоторую деятельность ума, но степень активности ума в данном случае минимальна, т. к. ассоциации между ощущениями навязываются самим опытом.
В начале 20 в. были обнаружены (в частности, гештальтпсихологией) факты, ставящие под сомнение возможность понимания В. как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений. В психологии 20 в. были пересмотрены многие философские предпосылки, лежавшие в основе классического понимания В. Этот пересмотр шел по следующим линиям. Прежде всего произошел отказ от понимания В. как соединения атомарных чувственных ощущений, который породил интерпретацию восприятия как целостного и структурного. Впервые этот подход был сформулирован гештальтпсихологами, а впоследствии был принят (с теми или иными модификациями) и другие направлениями в психологии. Ныне общепризнано, что В. - это не некий «идеальный предмет», перцепт, образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Поэтому В. существует не в сознании и даже не в голове (хотя без участия головы и сознания оно невозможно), а в циклическом процессе взаимодействия извлекающего перцептивную информацию субъекта и воспринимаемого им мира.
Извлечение информации из окружающего мира происходит по определенному плану. Этот план задается схемами (их можно рассматривать и в качестве когнитивных карт), которые иерархически увязаны друг с другом и отличаются друг от друга по степени общности. Например, есть схемы стола, комнаты, дома, улицы, но есть и схема воспринимаемого мною мира в целом. Большинство этих схем приобретается в опыте (поэтому восприятие, направляясь схемой, в то же время влияет на нее, модифицирует ее), но исходные схемы являются врожденными.
Для человека характерно, что образы его В. интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
Рекомендуемая литература
Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г.
Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
Выходные данные:
- Просмотров: 1579
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 28.09.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Косилова Елена Владимировна
- кандидат философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Декарт Рене; Леонтьев Алексей Николаевич; Спиноза Бенедикт; Юм Давид;
Категории:Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
Информационное право; Когнитивная психология; Когнитивные науки; Оптика; Теория конденсированного состояния; Теория культуры; Технологии приборостроения; Философия языка; Экологическая психология; Эпистемология; Эстетика;
Детализирующие понятия:Авторизация (авторизованность); Античная философия; Барокко; Биофизика клетки и мембранных процессов; Визуальные этнографические материалы; Виртуальная реальность; Внимание; Восприятие и распознавание звучащей речи; Восточная философия; Гештальпсихология; Единство мира; Интеллектуальная история; Информационное благо; Информация; Историческая концепция; Когнитивная наука; Материя; Миф; Музыкальная акустика; Натурализованная эпистемология; Пространство и время; Распознавание образов; Социальная эпистемология; Субстанция; Теория интеллектуальных систем; Трансцендентализм; Услуга культуры; Физиология роста и развития растений; Философский натурализм; Экологический подход в психологии; Экопсихология развития; Этнополитический конфликт.