Зарегистрироваться

Память в когнитивных науках

Категории Когнитивные науки | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 27 Сентябрь 2010 18:48, редактировал Косилова Елена Владимировна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Память[1] - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге.

П. включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления, ее виды и типы чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают П. двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности выделяют П. непроизвольную и произвольную. Непроизвольная П. является генетически первичной: ее формирование предшествует формированию и развитию произвольной П., которая позволяет запоминать с необходимой полнотой то, что человеку нужно в данный момент.

Основные процессы П.: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Запоминание — главный процесс П., от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс.

Одним из направлений психологии, в русле которого выполнено большое количество работ по изучению П., является информационный подход, позволивший найти количественную меру запоминаемого материала — количество информации. Установлено, что объем кратковременной П. определяется количеством символов независимо от содержащейся в них информации. Проблема кодирования поставлена и в контексте изучения оперативной П. как исследование способов преобразования материала при его оперативном запоминании. Трактовка П. как определенным образом организованной системы познавательных и собственно мнемических действий позволила выявить и, в известной мере, сблизить операциональный состав мыслительной и мнемической деятельности. В последние десятилетия в русле когнитивной психологии изучается операциональный состав кратковременной и оперативной П. Микроструктурные методы исследования позволили раскрыть содержание отдельных функциональных блоков, участвующих в обработке информации в кратковременной П. Особенно большое значение имеет анализ семантических преобразований информации, осуществляющихся в кратковременной П.

П. дифференцируется на виды в соответствии с 3 основными критериями.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная П. связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная П. связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними. Образы П. могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая П. — память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.

2. По характеру целей деятельности выделяют П. непроизвольную и произвольную.

3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную, кратковременную память и долговременную память. Кратковременная П. является лабильной фазой П., которой соответствует удержание следа в форме реверберации нервных импульсов. Долговременная П. — стабильная фаза, которая предполагает сохранение следа за счет структурных изменений, вызванных к жизни в процессе их консолидации. Процесс консолидации является непременным условием последующих структурных изменений. Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Среди индивидуальных типов П. различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы, которые зависят в определенной мере от соотношения 1-й и 2-й сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. Более или менее выраженные особенности того или иного типа обусловливаются также требованиями профессиональной деятельности. Наглядно-образный тип дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор наиболее продуктивен при запоминании человеком различных впечатлений.

Среди свойств П. выделяют также:

1. Готовность - способность своевременно воспроизводить необходимую информацию. Одно и то же событие м. б. представлено более чем в одной структуре П. (кратковременной и долговременной) и посредством различного рода кодов (перцептивных, семантических и др.), что повышает вероятность извлечения информации. Возможность использования информации из долговременной памяти определяется эффективностью процессов поиска и извлечения. Алгоритмы поиска чувствительны к изменениям в содержании долговременной П., так что поступление новой информации может оказывать влияние на доступность старой. Информация, уже находящаяся в системе П., создает определенные ожидания относительно поступающей информации, что облегчает актуализацию следов П.

2. Динамичность - функциональная изменчивость мнемических действий, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и целями деятельности субъекта, его прошлым опытом. В условиях активного и осмысленного запоминания каждое повторное восприятие того, что запоминается, представляет собой различную деятельность, осуществляемую не стереотипно и шаблонно, а с достаточно широким разнообразием ее выполнения. Сохранение материала в П. — также динамический процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию.

3. Помехоустойчивость — способность противостоять действию внешних и внутренних помех. В качестве внешних помех может выступать звуковой шум, посторонние раздражители, источником внутренних помех является интерференция следов П. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией следов П. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной П. В кратковременной П. деятельность, вклинивающаяся между предъявлением материала и проверкой сохранения, увеличивает скорость потери информации в зависимости от характера интерференции. В долговременной П. новая поступающая информация интерферирует с уже хранящимся там материалом.

Активно ведется изучение морфологического субстрата П. В процессе формирования следов происходят морфологические изменения в клетках ц. н. с: увеличение диаметра афферентных окончаний, их разбухание, увеличение числа и длины терминалей аксона, изменение формы кортикальных клеток, некоторые изменения внутриклеточной структуры нейронов, скручивание апикальных дендритов и увеличение толщины волокон в клетках I и II слоя коры головного мозга. Однако какие районы и клеточные структуры коры головного мозга наиболее интимно связаны с хранением временных (условных) связей, остается неясным.

Важную роль в изучении памяти играют ее расстройства. Выделяют след. виды расстройств П.: амнезия — отсутствие П., гипомнезия — ослабление П., парамнезия — обманы П.. Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, ретардированную, фиксационную, прогрессирующую; по нейропсихологическому синдрому— на модально-специфические расстройства П., т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти, т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства П. как мнестической деятельности.

Рекомендуемая литература

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г.

Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

Ссылки

  1. В подготовке статьи использованы материалы из книги Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Большой психологический словарь. М.: АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009 г.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.