Зарегистрироваться

Прекрасное

Категории Эстетика | Под редакцией сообщества: Философия

Прекрасное – эстетическая категория, обобщающая предметно-чувственные выражения упорядоченности, организации и совершенства в различных сферах бытия (природе, обществе, творческой деятельности человека, произведениях искусства), которые стимулируют неутилитарное, бескорыстное отношение к ним субъекта и возникновение их положительной эмоциональной оценки – чувства прекрасного. В теории (как и в обыденном словоупотреблении) придается определенное значение различию между красотой и прекрасным. Обычно их разграничивают либо (1) по степени интенсивности единого для них эстетического качества (прекрасное – высшая ступень или концентрация красоты), либо (2) по уровню организации, мере сложности квалифицируемых объектов: красота – более «внешнее» по набору признаков понятие, но зато и более универсально применимое, а прекрасное – предикат лишь объектов высшей сложности (как-то: человек, художественные произведения и т.п.). Эстетический антипод прекрасного – безобразное.

Сущность, природа прекрасного – одна из сложнейших философско-теоретических проблем, имеющая под собой более чем двухтысячелетнюю историю осмысления и множество серьезных вариантов своего решения, но пока что не получившая единого, общепризнанного концептуального освещения и объяснения.

Основные представленные в эстетике типы учений о прекрасном могут быть обобщены в виде следующих принципиальных методологических ориентации. 1) «Натуралистические» теории и концепции, наделяющие предикатом прекрасное сам объект и ставящие этот предикат в зависимость от наличия у объекта определенных предметных свойств (пропорциональность, симметричность, ритмичность и т.п.), так что прекрасное в естественной природе, например, существует совершенно независимо от человечества, от контекста культуры. (Иное дело - восприятие такого прекрасного: оно, конечно, продукт общества и культуры, а потому — исторично, вариативно.) 2) «Социоцентрические» теории и концепции, усматривающие в прекрасном всего лишь предметное (по сути – знаковое) воплощение, закрепление определенного общественного содержания (например, суммарной полезности объекта для человека). Древнейшей исторической почвой и эпистемологической моделью подобных объяснений можно признать эпоху господства мифологического сознания, характернейшей особенностью которого был «универсальный символизм». Другой аналог – меновая стоимость товара, являющего собой предметное воплощение общественного отношения. Для социоцентрических концепций типично более или менее радикальное обесценивание предметно-чувственного «субстрата», «материала» прекрасного и, соответственно, возведение субъекта – общества – в ранг истинного творца красоты. 3) Синтетические, объект-субъектные концепции. Типологически к ним относятся, в частности, все ценностные теории красоты. Однако такое отнесение корректно лишь при условии, что в них не абсолютизируется ни полюс объекта, ни полюс субъекта. (В первом случае такие аксиологические теории сближаются с «натурализмом», во втором – с «социоцентризмом»). Поэтому в данном отношении предпочтительнее более «равновесные» объект-субъектные концепции. Их существенный отличительный признак – признание объективно-предметной основы прекрасного, которая становится собственно эстетическим феноменом лишь в специфическом взаимодействии с активностью (перцептивной, творческой) исторически сформированного, культурно развитого субъекта. Опасность полного релятивизма (ахиллесова пята «социоцентризма») устраняется здесь, во-первых, признанием объективного «носителя» красоты (или «объективных предпосылок» прекрасного), а во-вторых - указанием на практически обусловленное становление и развитие объект-субъектного отношения как эстетического.

На роль атрибутивного признака прекрасного, либо его носителя, в разных теориях чаще всего выдвигаются (порознь или в различных сочетаниях): пропорциональность, гармония, целесообразность, мера, совершенство, «выразительность содержательной формы» (в пределе – выразительный символ, знак), «жизнь» и некоторые другие аспекты и свойства бытия. Каждое из подобных решений имеет свои преимущества, но и свои уязвимые места. Наиболее фундаментальное значение для характеристики онтологических основ прекрасного имеют, вероятнее всего, совершенство, целесообразность, гармония (во всей широте присущего ей смысла), выразительность. Однако вся система факторов и связей, опосредующих эти два ряда – онтологию прекрасного и его феноменальные, собственно эстетические проявления, пока еще не описана современной наукой со всей необходимой полнотой и логической строгостью. Добиться этого – актуальная задача современной теории прекрасного.

Собственно феномен прекрасного возникает лишь там и тогда, где и когда объект эстетического отношения воспринимается как своеобразная предметно-чувственная «самоценность». Для возникновения чувства красоты огромное значение имеют такие личностно-социальные способности воспринимающего субъекта, как эмоциональная культура, вкус, сформированность и характер эстетического идеала, выполняющего критериально-эталонную функцию, и др.

Анализ прекрасного не только в структуре эстетического отношения, но и в контексте других форм и аспектов человеческой практики выявляет связи прекрасного с моральным добром, с истиной познания и бытия. Связи эти, однако, могут быть не только прямыми и наглядно-очевидными, но и сложно опосредованными, а иногда даже приобретать характер парадокса («эстетический ореол зла», «красота безобразия» и т.п.).

Приверженцы новых, неклассических форм искусства еще в начале XX века заявляли, что «современное искусство раздружилось с красотой, прекрасным». Уходит в прошлое однозначный, ретроградно-идиллический "прекрасноцентризм". Тем не менее и в условиях новой, во многом кризисной, катастрофической эпохи категория прекрасного продолжает оставаться важным методологическим инструментом и ориентиром для современной эстетической теории и практики.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.