Зарегистрироваться

Синестезия

Категории Эстетика | Под редакцией сообщества: Философия

Под синестезией, которая и сегодня еще остается мало изученным явлением, обычно понимают такую комбинацию чувств на основе межчувственных ассоциаций, когда те или иные зрительные, слуховые и другие образы, а так же представления и даже понятия переводятся с одного образного языка на другой. Синестезию можно рассматривать как частный случай синергии, хотя Ж.Деррида, устанавливая различия между фонетическим и нефонетическим письмом, рассматривает явления синестезии и синергии как равнозначные. Медицина нередко квалифицирует наиболее навязчивые формы синестезийных переживаний как одно из психических отклонений, в то время как в сфере искусства такая способность всегда высоко ценилась. А.Бинэ, исследователь данного явления, заканчивает свою книгу на данную тему следующими словами: «Способность окрашивать звуки несравненно чаще встречается у людей интеллигентных, утонченных высшей культурой, чем у натур грубых и неразвитых». В России склонностью к синестезии отмечено творчество многих выдающихся художников, писателей, музыкантов. В этом ряду в первую очередь следует назвать А.Н.Скрябина, В.В.Кандинского, В.В.Набокова.

Из истории вопроса нам известно, что одним из первых разработчиков синестезии звуков разговорного языка был ритор эллинистического периода античной эстетики Д. Галикарнасский. Он отмечал, что одни звуки ласкают слух, другие раздражают и даже могут угрожать, приближаясь по тембру к голосу зверя. До начала ХIХ века синестезию рассматривали (Кастель, Гофман, Гете) преимущественно на примерах соединения цвета и звука. После 1812 года осуществляются интенсивные разработки синестезийного опыта с алфавитом, проводятся синестезийные аналогии со сложными чувствами и переживаниями (например, жалость видят нежно-голубой, покорность – жемчужно-серой, радость – яблочно-зеленой и т.д.). В это же время впервые заговорили о психоделических переживаниях на основе синестезийных переносов.

Очевидный индивидуальный характер синестезийных образов делает их привлекательными в первую очередь в сфере искусства. Несмотря на это ученые так же проявляют большой интерес к данным явлениям. Об этом писал А.Эйнштейн в известной анкете Ж.Адамара, касаясь совпадений некоторых этапов творческого процесса в науке и искусстве. Имеются примеры прямой экспансии синестезийных методов в область строгой науки. К этому относятся, в частности, попытки визуализации логических понятий. Вот как видит понятие «значение» известный американский психолог начала ХХ века Э.Титченер: «Я вижу «значение» как синевато-серое лезвие чего-то вроде лопаты с желтым пятном наверху (может быть куском рукоятки), которое только начинает погружаться в темную массу какого-то, по-видимому, пластичного материала».   Не менее остро ставит проблему сближения искусства и науки на основе синестезии В.В.Кандинский. Работая в Московском институте художественной культуры в 1920-году, он разработал специальную анкету для художников с характерными вопросами: «Считаете ли Вы возможным выразить какие-нибудь Ваши чувства графически, т.е. какой-нибудь прямой или гнутой линией… как Вам представляется, например, треугольник – не кажется ли Вам, что он движется, куда, не кажется ли он Вам более остроумным, чем квадрат; не похоже ли ощущение от треугольника на ощущение от лимона, на что похоже больше пение канарейки – на треугольник или круг, какая геометрическая форма похожа на мещанство, на талант, на хорошую погоду и т.д.».

ХХI век открыл новые горизонты для исследования и практического использования синестезийных явлений. Замечено, что синестезия наполняет более глубоким содержанием такие характерные приемы в современной культуре и искусстве как интертекстуальность и особенно интерактивность.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.