Зарегистрироваться

Генетическая эпистемология

Категории Эпистемология | Под редакцией сообщества: Философия

Генетическая эпистемология — концепция щвейцарского психолога Ж.Пиаже. Основные идеи генетической эпистемологии изложил в трехтомном труде «Введение в генетическую эпистемологию»[1]. В 1955 г. Пиаже создал «Международный центр по генетической эпистемологии», в работе которого принимали участие американские и европейские психологи, логики, специалисты по математической лингвистике и др.

Классическая эпистемология не устраивает Пиаже потому, что рассматривает формы мышления как неизменные и вневременные. Пиаже ставит вопрос об исследовании их происхождения. Генетическая эпистемология должна исходить из результатов экспериментальных психологических исследований, показывающих генезис форм мышления в процессе индивидуального развития ребенка. Пиаже исследовал формирование логических операций, понятий пространства, времени, числа. При этом генетическая эпистемология принимает, что должна существовать параллель между развитием форм мышлений у ребенка и развитием понятий и представлений в истории науки.

Пиаже рассматривал интеллектуальную деятельность как производную от операций с материальными объектами. Операции интеллекта координируются между собой и образуют обратимые, устойчивые, но одновременно и подвижные структуры. Интеллект рассматривается как обладающий адаптивной функцией. Адаптация понимается как равновесие между усвоением данного материала в существующих схемах поведения и приспособлением этих схем к новому материалу.

Пиаже выделял следующие фазы умственного развития ребенка:

  1. От рождения до двух лет, - сенсомоторная фаза, период до освоения ребенком языка, период практического понимания, связанного с манипулированием предметами.
  2. От двух до семи лет — период начальной социализации, фаза дооперационального интеллекта. Мысль ребенка на этом этапе Пиаже называет эгоцентрической, имея в виду, что она аутична по структуре, но в то же время направлена на приспособление к окружаеющей действительности. В это время дети оказываются неспособными к мыслительным операциям с отношениями, к синтезу различных положений, они нечувствительны к противоречиям.
  3. От 7 до 12 лет — фаза оперативно-конкретного мышления и конкретных операций. Вырабатывается способность к концентрации внимания и к деятельному сотрудничеству. Дети играют по правилам, требуют объяснений.
  4. От 12 до 15 лет — фаза формальных операций, когда формируется способность мыслить теоретически, абстрактно.

Ссылки

  1. Piaget J. Introduction à l'épistémologie génétique. Paris, 1950. Vol.I — III.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.