Зарегистрироваться

Натурализованная эпистемология

Категории Эпистемология | Под редакцией сообщества: Философия

Натурализованная эпистемология — термин, введенный известным американским философом Уиллардом Куайном (1908 — 2000), для обозначения того, чем, с его точки зрения, должна стать эпистемология. В 1969 г. в статье «Натурализованная эпистемология»[1] Куйан заявил о необходимости радикального преобразования эпистемологии. Новая эпистемология должна сама стать наукой (что для Куайна означало – естественной наукой), более конкретно - разделом психологии, понимаемой как естественная наука. Такой призыв явился реакцией Куайна на результаты развития классической эпистемологии, прежде всего в ее эмпирическом варианте.

Натурализованная эпистемология, в отличие от классической философской традиции, должна была стать дескриптивной дисциплиной, т.е., как и любая другая естественная наука, описывать свой объект, а не предписывать, каким он должен быть. Напротив, классические направления в эпистемологии были нормативными, т.е. исходя из своих представлений о том, что может сделать знание достоверным, каким путем можно достичь бесспорной истины, они предписывали, каким должен быть правильный путь познания, и критиковали науки и теории, которые представлялись им неправильными. Сторонники эмпиризма предпринимали огромные усилия, чтобы обосновать имеющееся научное знание. Для них это означало: свести все это знание к данным чувственного восприятия, показать, что утверждения научных теорий по содержащейся в них информации не выходят за пределы информации, предоставляемой чувственным опытом. Для этого в философии ХХ в. использовались мощные средства современной математической логики. Однако все подобные усилия не увенчались успехом. Стало ясно, что человеческое познание обладает той особенностью, что извлекает из чувственного опыта больше информации, чем в нем содержится. В силу этого все эмпиристские программы обоснования оказываются нереализуемыми. В такой ситуации Куайн и предлагает новое видение задач и методов эпистемологии: «Эпистемология, или нечто подобное ей, просто занимает место раздела психологии и, следовательно, естественной науки. Она исследует естественные явления, а именно человеческий субъект. Этот человеческий субъект представляет собой экспериментально контролируемый вход – например, определенную модель излучений определенной частоты, - и по истечении некоторого времени субъект выдает на выходе описание внешнего трехмерного мира в его развитии. Отношение между бедным входом и богатым выходом и есть то отношение, которое мы должны изучать. В определенном смысле этими же причинами обусловлена и эпистемология, а именно: мы изучаем отношение между бедным входом и богатым выходом для того, чтобы увидеть, как данные относятся к теории и как некоторые теории природы превосходят имеющиеся данные»[2].

Современная эпистемология отказалась от нормативности и от программ особого, философского обоснования знания. Она реально стала дескриптивной дисциплиной, которая не просто обращается к данным конкретных наук, исследующих человеческие познавательные способности, а также социологии и истории науки; сейчас происходит процесс размывания граней между эпистемологией и названными науками. Поэтому можно сказать, что программа Куайна реализуется и современная эпистемология становится все более натурализованной.

Ссылки

  1. Quine W.V. Epistemology naturalized // Quine W.V. Ontological relativity and other essays. N.Y., 1969. Русский перевод Куайн Уиллард Ван Орман. Натурализованная эпистемология // Куайн Уиллард Ван Орман. Слово и объект. Пер. С англ. М.: Логос, Праксис, 2000. ↑ 1
  2. Там же. С. 7. ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.