Зарегистрироваться

Проблема сознание-тело

Категории Философия сознания | Под редакцией сообщества: Философия

Сознание-тело, проблема (mind-body problem), одна из центральных проблем аналитической философии сознания.

Истоки данной проблемы в ее современном звучании обычно связываются с декартовским различением мыслящей и духовной субстанций и постановкой вопроса об их взаимодействии.

В аналитической философии второй половины XX в. проблема сознание-тело понимается как вопрос об онтологическом статусе ментальных состояний в их соотношении с состояниями мозга. Наиболее значимыми являются следующие позиции:

(1) Неорасселовский монизм (этой теории симпатизировал Д. Чалмерс): ментальные состояния являются основой физических свойств.

(2) Субстанциальный дуализм (Р. Суинберн и др.): ментальное есть свойство особой духовной субстанции, взаимодействующей с физическим миром.

(3) Эмерджентный дуализм (У. Хескер): духовная субстанция как носитель ментальных качеств является эмерджентным продуктом мозга и оказывает на него обратное каузальное влияние.

(4) Дуализм свойств (Ф. Джексон в 80-е гг. и др.): ментальное – особая реальность, онтологически нередуцируемая к физическому, но лишенная субстанциальности и порождаемая активностью мозга. К дуализму свойств близок (5) «биологический натурализм» Дж. Сёрла: ментальное есть казуальный продукт мозга, реализованный в нем, но онтологически нетождественный нейронным процессам. Дуализм свойств тяготеет также к (6) эпифеноменализму, согласно которому ментальное является побочным продуктом физических процессов в мозге, не оказывающим на них никакого обратного влияния.

(7) Теория тождества (У. Плейс, Дж. Смарт, Д. Армстронг и др.): ментальные состояния тождественны состояниям мозга. Видимость различия ментального и физического есть результат двойного доступа, имеющегося у людей к одним и тем же состояниям. К теории тождества близка «двуаспектная теория» (Т. Нагель).

(8) Логический бихевиоризм (Г. Райл): ментальные состояния есть не что иное, как поведенческие диспозиции. Приписывание им отдельного от них существования есть следствие категориальной ошибки.

(9) Элиминативизм (П. Фейерабенд, Р. Рорти, супруги Черчленд, Д. Деннетт): квалитативные ментальные состояния иллюзорны и, строго говоря, не существуют.

(10) Мистерианство (К. Макгинн): отношение между ментальным и физическим не может быть в полной мере объяснено.

Все упомянутые позиции подвергались разнообразной критике.

Так, субстанциальный дуализм умножает сущности без необходимости, а его тезис о взаимодействии духовной субстанции с физическим миром нарушает принцип каузальной замкнутости физического, важный для естествознания. Эпифеноменализм, к которому приводит последовательно развитый дуализм свойств, противоречит установкам здравого смысла, согласно которым наши желания и др. ментальные состояния играют реальную роль в поведенческих реакциях. Элиминативизм, отрицающий существование квалиа, еще более контринтуитивен. Теория тождества опирается на принципиально неверифицируемый тезис и т. п.

Многие авторы, пишущие о проблеме сознание-тело, склоняются к выводу, что «все решения плохи» (Д. Чалмерс). Современная ситуация в истолковании проблемы сознание-тело характеризуется также попытками прояснить ее структуру. Так, Д. Чалмерс утверждал, что данная проблема содержит в себе несколько вопросов: как мозг может быть основой интеллекта? Как ментальные состояния могут оказывать влияние на физические процессы (проблема ментальной каузальности)? Как мозг может быть основой субъективного опыта? Последний из этих вопросов составляет, по мнению Чалмерса, ядро проблемы сознание-тело и заслуживает названия «трудной проблемы сознания». Следует, однако, иметь в виду, что «трудная проблема сознания» в формулировке Чалмерса уже предполагает определенное понимание онтологического статуса ментального: изначально допускается, что сознание (субъективный опыт) порождается мозгом и вопрос состоит в том, чтобы уточнить, как возможно это порождение и почему сознание вообще существует. Вместе с тем, подавляющее большинство аналитических философов исходит именно из этой предпосылки о зависимости мозга от сознания (она описывается либо в каузальных терминах, либо в терминах супервентности, либо при использовании понятия эмерджентности). И многие авторы придерживаются мнения, согласно которому «трудная проблема сознания», а с ней и проблема сознание-тело, получит решение вследствие прогресса нейронауки.

Рекомендуемая литература

Armstrong D. M. The Mind-Body Problem: An Opinionated Introduction. Oxford, 1999;

Blackmore S. Conversations on Consciousness: What the Best Minds Think about the Brain, Free Will, and What It Means to Be Human. N. Y., 2006;

Chalmers D. J. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. N.Y., 1996;

Kim J. Philosophy of Mind. Cambridge MA, 2006;

Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.