Зарегистрироваться

Пиаже Жан

Категории Когнитивные науки · Эпистемология · Психогенетика | Под редакцией сообщества: Философия

Пиаже Жан

психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии)

психолог и философ, создатель теории когнитивного развития и школы генетической эпистемологии (психологии)

Настоящее имя:
Piaget Jean William Fritz
Год рождения:
1896
Годы жизни:
1896 — 1980
Место рождения:
Невшатель, Швейцария
Место смерти:
Женева, Швейцария
Разделы каталога:

Пиаже (Piaget) Жан (09.08.1896 - 16.09.1980) - швейцарский психолог и философ. Учился у швейцарского психиатра Э.Блейлера, психолога А.Пьерона, психоаналитика А.Лаланда, философа Л.Брюнсвика. В 1921 г. возглавляет исследовательскую лабораторию в ин-те Ж.-Ж. Руссо (Женева). С 1925 г. преподает детскую психологию, философию и историю науки в ин-тах Женевы и Невшатели. В 1939 - профессор женевского ун-та. С 1941 г. директор ин-та Ж.-Ж. Руссо. С 1946 по 1950 занимает пост зам. ген. директора отделения образования ЮНЕСКО. С 1952 по 1963 преподает в Сорбонне. В 1956 г. создает в Женеве Международный центр генетической эпистемологии. В 1971 г. уходит со всех постов и занимается исследовательской работой. П. - почетный профессор 13 ун-тов, награжден 10 международными научными наградами.

П. вводит понятие характерного для детей эгоцентризма речи и мысли. Мысли подразделяются на направленные (разумные, имеющие целью понимание) и ненаправленные, аутистические (цель - удовлетворение желания); или: ненаправленные несообщаемые - аутистические, ненаправленные сообщаемые - мифологические, направленные несообщаемые - эгоцентрические, направленные сообщаемые - понимание в рез-те общения. Теория эгоцентрических мыслей сближает концепцию Пиаже с психоанализом. Характерные черты детского представления о мире: реализм (обращенность на объекты), анимизм (объекты одушевлены), артификализм (мир определяется не природной необходимостью, а волей людей). П. предлагает конструктивистскую модель интеллектуального развития: высшие виды мышления основаны на развитии координации движений. Интериоризация схемы (плана) движения приводит к развитию способности планирования сложных действий, в т.ч. мыслительных, т. обр., сенсомоторные схемы трансформируются в концептуальные. Язык является одной из форм функции репрезентации, которая в общем основана на имитации. Психологические процессы имеют одну природу с биологическими, а мышление рассматривается как когнитивная адаптация, целям которой служит связное и непротиворечивое представление о реальности. Его развитие проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»: сенсомоторная, дооперациональная, стадия конкретных операций, стадия формальных операций. Идеальной моделью мышления, которого достигает развитой интеллект, является логика. Формирование нравственного сознания проходит те же стадии, что становление интеллекта. Источником морали являются два типа отношений: принуждения и кооперации. Наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс. Отвергая позитивистскую иерархию наук, П. предлагает их систематизацию в виде кольца, замыкающей точкой которого служит генетическая эпистемология.

П. - один из наиболее влиятельных авторов XX в.; его идеи были ассимилированы эпистемологией (генетический метод), психологией, особ. детской, антропологией, языкознанием.

Соч.:

Le langage et la pensée chez l'enfant, Neuchâtel, 1923; La psychologie et les valeurs religieuses, Genève, 1923; Le jugement et le raisonnement chez l'enfant, Neuchâtel, 1924; La représentation du monde chez l'enfant, P., 1926. La causalité physique chez l'enfant, P., 1927; Deux types d'attitudes Immanence et transcendance (в соавт. С J. de La Harpe), Genève, 1928; Immanentisme et foi religieuse, Genève, 1930; Le jugement moral chez l'enfant, P., 1932; La naissance de l'intelligence chez l'enfant, Neuchâtel, 1936; La construction du réel chez l'enfant, Neuchâtel, 1937. La formation du symbole chez l'enfant, Neuchâtel, 1946; Le développement de la notion de temps chez l'enfant, P., 1946; Les notions de mouvement et de vitesse chez l'enfant, P., 1946; La psychologie de l'intelligence, P., 1947; La représentation de l'espace chez l'enfant (в соавт. с B. Inhelder), P., 1948; La géométrie spontanée de l'enfant (в соавт. с B. Inhelder & A. Szeminska), P.,1948; Traité de logistique. Essai de logistique opératoire, P., 1949; Introduction à l'épistémologie génétique: 1.La pensée mathématique, 2. La pensée physique, 3. La pensée psychologique et la pensée sociologique, P., 1950; La genèse de l'idée de hasard chez l'enfant (в соавт. с B. Inhelder), P., 1951; Essai sur les transformations des opérations logiques. P., 1952. Logic and Psychology, Manchester, 1953; Les relations entre l'affectivité et l'intelligence dans le développement mental de l'enfant, P., 1954; De la logique de l'enfant à la logique de l'adolescent (в соавт. с B. Inhelder), P., 1955; L'enseignement des mathématiques (en coll.), Neuchâtel, 1955; La genèse des structures logiques élémentaires, classifications et sériations (в соавт. с B. Inhelder), Neuchâtel, 1959; Les mécanismes perceptifs. P., 1961; Comments on Vigotsky's Critical Remarks concerning the Language and Thought of the Child, and Judgment and Reasoning in the Child, Cambridge (Mass.), 1962; Six études de psychologie, P., 1964; Sagesse et illusion de la philosophie, P., 1965; Etudes sociologiques, Genève, 1965; La psychologie de l'enfant (в соавт. с B. Inhelder), P., 1966; L'image mentale chez l'enfant (в соавт. с B. Inhelder et.coll.), P.,1966; — Logique et connaissance scientifique (en coll.), P., 1967; Biologie et connaissance, P., 1967; Mémoire et intelligence (в соавт. с B. Inhelder & H. Sinclair-de Zwarts), P., 1968; Le structuralisme, P., 1968; Psychologie et pédagogie, P., 1969; Epistémologie des sciences de l'homme, P., 1970; Psychologie et épistémologie, P., 1970; L'épistémologie génétique, P., 1970; Problèmes de psychologie génétique, P., 1972; — Où va l'éducation?, P., 1972; L'explication dans les sciences, P., 1973; Adaptation vitale et psychologie de l'intelligence. Sélection organique et phénocopie, P., 1974; La prise de conscience (en coll.), P., 1974; Réussir et comprendre (en coll.), P., 1974; Le comportement, moteur de l'évolution, P., 1976; Mes idées (ed. I. Evans), P., 1977; Les formes élémentaires de la dialectique (en coll.), P., 1980; Le possible et le nécessaire (en coll.), P., 1983; Psychogenèse et histoire des sciences (в соавт. с R. Garcia), P., 1983. Генетическая эпистемология, Спб, 2004; Речь и мышление ребенка, М., 1994; Генезис элементарных логических структур, М., 2002; Суждение и рассуждение ребенка, М., 1997; Психология интеллекта., М., 2003; Избранные психологические труды, М., 1994.

Лит.: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии, М., 2001; Richmond, P.G. An introduction to Piaget, L., 1973; Ducret, J.-J. Jean Piaget : Biogr. et parcours intellectuel, Neuchâtel, 1990.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Пиаже Жан

Название Год Текст Тип Действия
1. Психология интеллекта
1969
Теория, первые идеи и положения которой были сформулированы автором еще в первой половине прошлого века, остается актуальной и до настоящего времени оценивается специалистами как одна из наиболее продуктивных в лабораторно-экспериментальном и практическом исследованиях.