Зарегистрироваться

Интервью

Категории Методология социологии | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 28 Сентябрь 2010 13:44, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Интервью – беседа с опрашиваемым, когда исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится по заранее разработанному плану.

По первому критерию – степени стандартизации – выделяют два основных вида интервью:

  1. Формализованное интервью – беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами.
  2. Неформализованное интервью – длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера.

По второму критерию – числу обсуждаемых тем – виды интервью подразделяются на:

  1. Фокусированное, или направленное интервью – подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен.
  2. Нефокусированное интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла.

Их можно объединить в логический квадрат.

Рис. 1. Логический квадрат основных видов интервью

 

По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:

  1. Индивидуальное, или личное интервью (беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке и отсутствие посторонних наблюдателей)
  2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности – фокус-группа и мозговая атака.

Три вида интервью, каждый из которых обязательно имеет две разновидности, также не противоречат друг другу и образуют новое единство, которое можно изобразить при помощи куба.

Рис. 2. Логический куб основных видов интервью

 

Личные интервью могут быть индивидуальными и групповыми (например, проводится одновременно с членами одной семьи, соседями, коллективом бригады и т.д.).

Достоинства личного интервью

Недостатки личного опроса

небольшая доля отказов от ответов

большие оргзатраты на проведение

высокая точность обследования

влияние интервьюера

возможность совмещения личного опроса с наблюдением

 

неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены

 

имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций

 

получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.