Правозащитные общественные организации
Правозащитные общественные организации — организации, которые выступают в защиту прав человека, отстаивающие гражданские, политические, социальные и иные права и свободы, которые зафиксированы в Конституции Российской Федерации и различных международных документах, ратифицированных Россией. В отличие от экологических, национальных, идеологических организаций правозащитные организации не имеют отдельной позиции по различным вопросам. Они не являются политическими объединениями, поэтому не ставят перед собой политических задач.
Правозащитные организации находятся в двойственном положении. Несмотря на то что большинство из них на первый план выдвигает защиту отдельного права или комплекса прав, поскольку права всегда говорят о чем-то конкретном, работа правозащитников нередко приобретает «политический» характер. Сообщество правозащитников имеет относительно единую позицию по этому поводу, которая подразумевает четкое разделение на акции политические и гражданские. Себя правозащитники помещают в поле гражданское активности. Несмотря на то, что здесь есть сложно провести разделение, в разделении на гражданское и политическое есть большой смысл. Поскольку правозащитная работа предполагает отстаивание не только права отдельного человека, а защиту права на что-то вообще, она носит универсальный характер — и полагается правозащитниками общезначимой. Такая общезначимость требует создания для защиты прав широких коалиций, которые едва ли были возможны, если деятельность правозащитников воспринималась бы как преследование политических целей (то есть зарабатывание политического капитала для того, чтобы потом прийти к власти).
На данный момент существует значительное количество правозащитных организаций на мировой арене и в России, которые занимаются защитой самых разнообразных прав. Часть из них связана с работой таких международных организаций как Организация объединенных наций или Совет Европы. В сообществе людей, которые защищают права человека в различных странах, идёт активное общение, обмен опытом, взаимная информационная и организационная поддержка. Существуют различные премии, которыми награждаются выдающиеся правозащитники и организации. Например, премия им. А.Д. Сахарова «За свободу мысли» Совета Европы или правозащитная премия Нансена (или «Медаль Нансена») Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев.
↑Правозащитное движение в мире
Различные организации выдвигали такие цели, которые сейчас ретроспективно можно назвать правозащитными. Однако если иметь в виду то, что сейчас принято понимать под правозащитой, то начинать нужно со времен создания ООН и принятия Декларации прав человека, которая и послужила отправной точкой для создания множества межгосударственных, государственных и негосударственных организаций. Если говорить о межгосударственных инстанциях, то среди первых можно назвать Совет по правам человека ООН (до 2006 г. – Комиссия по правам человека), а также Совет безопасности ООН. Многие другие органы ООН также связаны с правами человека, поскольку защищают некоторые из них: например, Комитет по правам детей, Комитет по ликвидации расовой дискриминации или Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Первой неправительственной правозащитной организацией, которая стала известна по всему миру, стала взаимодействовать с ООН и Советом Европы, стала «Международная амнистия», которая появилась в 1961 г. и уже к концу 60-х гг. получила статус консультанта при ООН, Совете Европы и ЮНЕСКО. «Амнистия» начала свою деятельность с акций в поддержку «узников совести». Организация дистанцировалась от политики и не поддерживала тех политических заключенных, которые призывали к применению насилия для защиты прав. В течение 60-х годов от работы по собиранию информации об узниках совести и привлечения внимания мировой общественности к этим случаям, организация стала помогать семьям заключенных, следить за судебными процессами. В 70-е гг. к этому добавились темы недопущения пыток, длительного содержания под стражей без передачи дела в суд, а также проблемы справедливости судебных разбирательств. Затем добавилась работа по исчезновениям, правам беженцев и смертной казни. Таким образом, «Международная амнистия» занимается защитой значительного количества самых разнообразных прав.
К 2010 г. численность организации достигла 2,8 млн человек. «Амнистия» награждена Нобелевской премией мира и премией ООН в области прав человека.
Несмотря на очевидное мировое признание «Мировая амнистия» регулярно обвиняется правительствами различных стран (не только стран третьего мира, но и Россией, и США) в излишней политизированности.
Не менее известной международной организацией в области защиты прав человека является «Human Rights Watch» («Наблюдение за правами человека»), которая изначально называлась «Helsinki Watch» и была создана в 1978 г. в США как реакция на призыв о помощи от правозащитных групп советского блоке. Сейчас отделения этой организации существуют более чем в 70 странах. Работа ведется по широкому перечню проблем: от борьбы за отмену противопехотных мин и против использования в военных конфликтах солдат-детей до борьбы за политические права и против дискриминации. Действия и этой организации считаются некоторыми политическими деятелями политизированными.
Названные здесь организации являются наиболее известными. Существует множество других: с более узкими темами, имеющими региональную привязку в своей деятельности.
↑Правозащитное движение в СССР и России (до 2000-х годов)
Правозащитное движение появилось еще в СССР. Толчком к его появлению послужил XX съезд КПСС, на котором Н.С. Хрущевым была озвучена критика культа личности И.В. Сталина. Событием, в связи с которым впервые были совершены действия, которые можно назвать полноценно правозащитными, стало дело Ю. Даниэля и А. Синявского: в СССР впервые прошла демонстрация под правозащитными лозунгами в защиту писателей. Дело Даниэля-Синявского послужило стимулом для развития собственно правозащитного движения.
Правозащитники использовали многие сложившиеся в 60-е гг. в СССР механизмы: самиздат, открытые письма, петиции, которые подписывались известными общественными и научными деятелями и демонстраций.
В СССР активно распространялся самиздат: люди на печатных машинках перепечатывали интересные им тексты, читали их, передавали друзьям. Нередко устраивались коллективные чтения. Самым популярным жанром были стихи. Благодаря самиздату можно было прочитать стихи Ахматовой, Бродского, Волошина, Гумилева, Мандельштама, Пастернака, Цветаевой. Представлен был и более крупный жанр – роман «Доктор Живаго» Пастернака, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и другие.
Первые письма в поддержку различных ученых, общественных деятелей писались во властные инстанции, т. е. общение было властецентрично и индивидуально. Однако скоро письма стали коллективными, и подписывались они большим количеством известных в СССР людей. Например, «письмо Брежневу о тенденциях реабилитации Сталина» было подписано 13 академиками, композиторами, режиссерами, писателями, старыми партийными деятелями. Таким образом, можно сказать, что на этапе коллективных писем в движении могли принимать участие самые разнообразные люди. Однако их участие не было систематическим и чаще всего выражалось в подписании одного единственного коллективного письма. Впрочем, скоро письма стали распространяться по самиздатовским каналам, направляться в международные инстанции, т. е. стали обращаться не к власти (от которой демократизации ожидали все меньше и меньше), а к согражданам.
В рамках самиздата стал развиваться первый правозащитный бюллетень «Хроника текущих событий». Он начал выходить в 1968 г., а прекратил свое существование в 1983 г. Целью бюллетеня было информирование людей из разных до этого разрозненных сообществ о том, что происходит в стране. «Хроники» были написаны очень сухим, нейтральным стилем, главной целью которого было информирование. Распространялся бюллетень, как и весь остальной самиздат, по неформальным каналам. Таким же образом в «Хроники» приходила информация о новых нарушениях прав человека. Постоянно писали о политических заключенных, проблемах верующих, национальных движений, использовании психиатрии в карательных целях.
Вначале у советских правозащитников не было организаций. В 1969 г. появляется Инициативная группа по защите прав человека в СССР (состояла преимущественно из москвичей и ленинградцев), которая поставила своей целью информирование ООН о положении с нарушением прав человека в СССР. Инициативная группа отправила в эту международную организацию три письма, которые остались незамеченными. Многих участников группы арестовали. В 1972 г. они пытались обращаться в иные международные инстанции: Международную лигу прав человека, к 5-му международному съезду психиатров в Мехико; а потом и к новому генсеку ООН. У данной группы не было четкого членства и программы работы. Постепенно из-за арестов деятельность группы сошла на нет.
Второй правозащитной организацией стал Комитет прав человека в СССР, созданный в 1970 г. для изучения проблемы обеспечения и пропаганды прав человека. В нее вошли физики, математики, писатели, которые полагали, что их известность поможет им избежать репрессий. Комитет издавал самиздатовский журнал «Общественные проблемы». Своей целью они видели консультирование органов государственной власти по вопросам применения гарантий прав человека; разработку теории прав человека в социалистическом обществе; пропаганду международных и советских документов по правам человека. Однако деятельность их ограничилась наблюдением за правами человека в СССР и изучали права человека в рамках социалистического законодательства.
Этой организации первой удалось добиться международного признания: она стала ассоциированным членом Международной лиги прав человека и Международного института прав человека. Они поддерживали регулярные контакты с этими международными организациями по телефону, обменивались документами. Однако к середине 70-х годов из-за эмиграции и арестов комитет прекратил деятельность.
После того как СССР подписало Хельсинкские соглашения и СССР обязал себя следовать в своей политике многим права человека, возникла Московская Хельсинкская группа (МХГ). Ей удалось наладить нормальное взаимодействие с западными корреспондентами в Москве, а также, что даже более значимо, с различными группами инакомыслящих по всему СССР. При МХГ с начала 1977 г. действовала Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, которая показала себя как высокоэффективная организация. Членам рабочей комиссии в течение четырех лет удалось освободить из психиатрических больниц большое количество людей. Во многом благодаря активной работе с международными организациями. Например, международный съезд психиатров в Гонолулу осудил использование карательной психиатрии.
Совместно с МХГ работали религиозные организации, которые защищали права верующих. Несмотря на то что изначально они были организованы по конфессиональному признаку (пятидесятники, адвентисты, баптисты, православные, католики), действуя в рамках правозащитных организаций они делали совместные заявления.
Однако правозащитное движение, которое испытало некоторый подъем во второй половине 70-х гг., в начале 80-х было практически сведено на нет из-за вынужденной эмиграции, арестов, высылок из столиц, помещения в психиатрические лечебницы большинства активных членов. В 1980 г. из Москвы был сослан в Горький и помещен под домашний арест (сейчас — Нижний Новгород) А.Д. Сахаров. В 1982 г. последние оставшиеся на свободе и не в эмиграции члены Московской Хельсинкской группы решили прекратить деятельность организации. В 1983 г. прекратил выходить правозащитный бюллетень «Хроники текущих событий». Таким образом, в СССР к 1983 г. практически не осталось организаций, которые действовали бы открыто.
Новый этап развития правозащитных организаций связан с «перестройкой». Изменения в политическом режиме СССР позволили многим правозащитникам вернуться к активной деятельности. Атмосфера свободы и гласности способствовала появлению большого количества организаций, которые с большей или меньшей силой боролись за правозащитные идеалы. В 1988 г. возникает общество «Мемориал». В 1989 г. возобновляет свою деятельность Московская Хельсинкская группа, а также на волне протестов против призыва на военную службу студентов возникает Комитет солдатских матерей.
Многие правозащитники и люди из близкой к ним среды пришли в политику. Из наиболее известных можно назвать А.Д. Сахарова, который стал народным депутатом Верховного совета СССР, а также С.А. Ковалева, ставшего народным депутатом Верховного Совета РСФСР, а потом и первым уполномоченным по правам человека в России. Некоторые правозащитники участвовали и в создании политических партий, как например В.Ф. Абрамкин, который принимал участие в создании партии «Демократический выбор».
В этот период деятельность правозащитных организаций нередко финансируется из-за рубежа, во многом по причине того, что в России 90-х гг. нет фондов или иных организаций, которые могли бы заниматься поддержкой правозащитной деятельности.
В течение 90-х годов появляется большое количество узкоспециализированных правозащитных организаций. Например, «Гражданский контроль», который возник в 1992 г. в Санкт-Петербурге и ставил своей целью развитие гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов. Или другая организация из того же города — Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия», который появился в 1993 г. и в конце 1990-х — в начале 2000-х гг. сделал значительный вклад в развитие института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Отношения власти и правозащитников, и так далеко не самые безоблачные, обострились из-за военного конфликта в Чечне. Многие правозащитники выразили свое категорическое несогласие с действиями государственной власти. По этой причине С.А. Ковалев подал в отставку с поста Уполномоченного по правам человека. Активно по этим вопросам действовали «Комитеты солдатских матерей» и многие другие правозащитники, которых интересовали и мирные чеченские жители, и вынужденные переселенцы, и российские военные — права всех этих групп, по мнению правозащитников, серьезно ущемлялись.
После чеченских событий отношения правозащитного сообщества и властей стали боле напряженными, хотя нельзя утверждать, что они были безоблачными в первой половине 90-х гг. Критика правозащитниками нарушений прав человека в армии, в тюрьмах, в милиции не прекращалась, однако с некоторых пор вера в то, что возможно более или менее эффективное взаимодействие с представителями власти в искоренении проблем с правами человека, стала снижаться.
В 90-е годы появилось много региональных и федеральных правозащитных общественных организаций. Перечислять их не имеет практического смысла, поскольку некоторые из них просуществовали непродолжительное время. Но если описывать общие тенденции, то отметим следующие:
- росла профессионализация и узкая специализация правозащитных групп;
- правозащитники перестали находиться в исключительной позиции конфронтации с властными инстанциями и стали пытаться налаживать продуктивный контакт: проводить образовательные программы для госслужащих, организовывать программы обмена для представителей властных структур с зарубежными коллегами;
- входить в различные консультативные структуры при государственных органах (как наиболее известный пример назовем Комиссию по правам человека при Президенте РФ);
- начали образовывать широкие ассоциации и коалиции для решения глобальных задач, как например, проведение мониторинга прав человека в России, который делается силами значительного количества региональных правозащитников в рамках Московской Хельсинкской группы;
- правозащитники начинают оказывать юридическую помощь значительному количеству простым людям. Если во время СССР такая работа была просто невозможна, то теперь правозащитники закрепляются в массовом сознании не только как «диссиденты», но и как юристы, которые ведут каждодневную работу по приему граждан, по сопровождению дел в суде и т.д.
В 90-е годы впервые за историю правозащитного движения в России организации смогли действовать свободно, не бояться политического преследования, свободно заявлять о своей позиции по внутри- и внешнеполитическим вопросам. У правозащитных НКО появляются различные источники финансирования, которые позволяют им работать на более профессиональном уровне. Однако отношения с органами власти в этот период не однозначны. Государственные органы нередко болезненно реагировали на критику, зачастую ее игнорировали.
↑Современное положение правозащитного движения в России
В 2000-х годах правозащитные организации в России развивают те тенденции, которые были заложены в годах 90-х. Но возникают некоторые трудности. Из-за изменений в законодательстве – в первую очередь по вопросам финансирования общественных организаций зарубежными фондами, а также изменений относительно статуса НКО – правозащитникам становится сложнее привлекать средства для своей деятельности. В некоторой степени проблема финансирования решается тем, что созданная в 2005 г. Общественная палата РФ имеет свой грантовый фонд, средства из которого идут в том числе на поддержку правозащитной активности.
Многие правозащитные организации пытаются более плотно работать с государством. Например, входят в общественные советы при исполнительных органах власти, таких как Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний. Однако не всегда ясно, насколько такая работа продуктивна, поскольку нередко стороны критикуют друг друга за неуступчивость и нежелание посмотреть на ситуацию глазами оппонента. Однако, так или иначе, количество каналов, по которым общественность в лице правозащитных общественных организаций может взаимодействовать с властью, растет. В какой-то мере это можно считать достижением правозащитного сообщества, несмотря на то что качество работы этих каналов оценивается по-разному.
↑Рекомендуемая литература
- Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. М.: Московская Хельсинкская группа, 1992;
- Алексеева Л.М. История правозащитного движения. Учебное пособие. М.: Московская школа прав человека, 1999;
- Документы Московской Хельсинкской группы. 1976–1982: К 25-летию Московской Хельсинкской группы / Вступ. ст. Л.М.Алексеевой; сост. Г.В. Кузовкин и др. М.: Зацепа, 2001;
- Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР / Сост. В.А. Козлов, О.В. Эдельман, Э.Ю. Завадская; Под ред. В.А. Козлова, С.В. Мироненко. М.: Материк, 2005;
- Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. О.О. Миронова. М.: Республика, 2002.
Выходные данные:
- Просмотров: 168
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 25.11.2010
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кокорев Сергей Юрьевич
- Редактор
Ссылки отсюда
:
Комитет солдатских матерей; Министерство внутренних дел РФ; Московская Хельсинкская группа;
Персоны:Абрамкин Валерий Федорович; Волошин Максимилиан Александрович; Гумилев Николай Степанович; Ковалев Сергей Адамович; Мандельштам Осип Эмильевич; Сахаров Андрей Дмитриевич; Сталин Иосиф Виссарионович; Цветаева Марина Ивановна;
Произведения:Документы Московской Хельсинкской группы; История инакомыслия в СССР: Новейший период; История правозащитного движения. Учебное пособие; Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953-1982 гг. Рассекреченные документы Верховного суда и Прокуратуры СССР; Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Детализирующие понятия: