Зарегистрироваться

Современная философия

Категории История философии | Под редакцией сообщества: Философия

Эта версия статьи от 29 Сентябрь 2010 12:45, редактировал Козырев Алексей Павлович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Современная философия – совокупность учений мыслителей XIX-XXI вв.

В истории философии современной философией называется совокупность учений мыслителей XIX-XXI веков. Современная философия не представляет собой какого-то действительного единства, распадаясь на множество направлений, школ, кружков и отдельных, независимых мыслителей. Основными направлениями современной философии можно назвать: философию жизни, экзистенциализм, философскую герменевтику, аналитическую философию (прежде всего, в англо-саксонских странах), философию постмодернизма, марксизм. Важными чертами некоторых значительных направлений современной философии можно назвать: интерес к отдельному человеческому индивиду, а не к человечеству вообще, недоверие и неверие в силу разума, внимание к особенностям человеческой жизни, ускользающим от определенного философско-логического познания, сближение с художественной литературой, интерес к обыденному языку. С другой стороны, для иных направлений современной философии характерно сближение с научным знанием, прежде всего, интерес к математике, биологии, нейропсихологии, стремление выработать непротиворечивый язык философского описания, преодолеть ненаучный, «метафизический» характер предшествующей философии.  

Экзистенциализм Жана-Поля Сартра

В лекции «Экзистенциализм — это гуманизм» он популяризирует свой экзистенциализм, выдвигая ставшую знаменитой формулу «Существование предшествует сущности» и два метода исследования человеческой реальности: экзистенциалистский и эссенциалистский. Первый исходит из приоритета существования над сущностью, что характерно для человеческого бытия, а второй — сущности над существованием, что имеет место в мире вещей. Этой формулой Сартр, во-первых, указывает на специфику человека «в отличие от плесени или цветной капусты». Во-вторых, эта специфика связана с его сознанием, замыслами, проектами, активной устремленностью в будущее, словом, его свободой, тогда как вещи пассивно подчиняются условиям своего бытия. В-третьих, нет никакой наперед заданной объективной сущности человека, идущей от природы, социума или от самого Господа Бога. Она «завоевывается» самим человеком (трус или герой), является кристаллизацией его существования. В<четвертых, нет и не может быть раз и навсегда «завоеванной» сущности, ибо трус может перестать быть трусом, равно как и герой — утратить свой героизм, ибо человек всегда в пути, в движении, изменении, динамике. Он свободно выбирает «закон своей жизни» и несет полную ответственность за то, кем он становится.

Рекомендуемая литература

Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. (2008)

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.